Из многочисленных преступных формирований, связанных с совершением краж предметов антиквариата, следует выделить три основные формы.
I. Группы воров-дилетантов (22% краж). Обычно они формируются из подростков либо подростков и взрослых, ранее знакомых по месту жительства, либо объединившихся на почве совместного пьянства, совершения квартирных краж, предварительного отбывания наказания в местах лишения свободы. Группы эти нестойкие, состав их может изменяться. Нет четкого распределения ролей в совершении преступления и действий. Кража предметов антиквариата осуществляется в связи с удобной для них сложившейся криминальной ситуацией. Например, участники прослышали о слабой охране помещения и наличии в нем значительных материальных ценностей. Завладевая антиквариатом, они одновременно похищают другие бытовые предметы, не представляющие особой ценности (книги, магнитофонные кассеты, предметы одежды и т.п.). Заранее сбыт не определен, похищенные вещи оставляют себе либо раздаривают друзьям и знакомым, продают случайным лицам. На месте преступления они оставляют многочисленные следы, неумело применяют их маскировку. Для них же характерно отсутствие искусствоведческих познаний, что проявляется при выборе предметов антиквариата - иногда малоценные и броские на вид похищают, оставляя более ценные.
2. От названных отличаются стойкие воровские группы (67%).Эти группы существуют в двух формах:
а) без ярко выраженной направленности на кражу антиквариата;
б) с ярко выраженной установкой на кражу только антикварных ценностей (так называемые группы «иконников»).
Указанные группы имеют общие черты. В них выделяется лидер. Участники группы имеют ранее накопленный опыт совершения квартирных краж либо краж из домов, храмов. Эти группы более организованны, чем группы воров-дилетантов, устойчивы, имеют ярко выраженную антиобщественную установку. Внутренняя жизнь групп в основном ориентирована на совершение преступлений и получение крупных преступных доходов. По мере действия группы все более совершенствуется ее профессиональный опыт. Преступная деятельность групп прекращается только в связи с их разоблачением.
Состав групп колеблется от 2 до 5 человек. Участие в них несовершеннолетних — явление редкое. Такие группы действуют по плану, в них распределяются обязанности, проводится предварительная подготовка к совершению преступления, в большинстве случаев по способу действий можно выявить «почерк».
Характерным примером воровской организации группы может служить деятельность группы Малышева и Сухарева. Ранее судимые за совершение имущественных преступлений, они организовали группу, вовлекли в нее других ранее судимых лиц (Зарубина, Сундукова, Ларионова) и совершали кражи антиквариата из церквей, расположенных на территории Ярославской и Костромской областей. Группа была оснащена специальной «экипировкой» для проникновения в здания религиозного культа и другие помещения. Используя транспортные средства (два мотоцикла), участники группы отыскивали удобные, с их точки зрения, для кражи объекты, некоторое время наблюдали за ними, после чего в ночное время совершали кражи, используя при этом различные способы проникновения в помещения. В селе Павловка Ярославской области они пытались проникнуть в церковь по лестнице и веревке через крышу, обрезали провода сигнализации, ножовкой перепилили решетку окна (причем при перепиливании металлических прутьев применяли масло, чтобы не было слышно резких звуков), проникли в помещение через окно и изъяли иконы, церковную утварь. В селе Поздеевском они перепилили дужки замков на двери церкви, выключив перед этим освещение на столбе.
Характерным для этой группы являются такие признаки:
а) как исполнители, так и лидеры группы не совсем хорошо разбирались в иконах: похищали только броские на вид иконы, имеющие металлические оклады. После совершения кражи, осмотрев похищенное, недалеко, в пределах 1—3 км от места преступления, громоздкие и дешевые, на их взгляд,
иконы и предметы церковной утвари выбрасывали либо прятали в заброшенном скотном дворе, в кустах, на складе удобрений, в стогу сена. Об отсутствии знания о ценности похищенных предметов антиквариата свидетельствует тот факт, что спрятанные иконы больших размеров имели большую ценность;
б) Сухарев — лидер группы «иконников», отделившись от этой группы, создал свою группу и стал совершать различные кражи из домов, квартир, гаражей граждан. Предметами преступного посягательства этой группы являлись не только иконы, но и другое имущество граждан (деньги, облигации, ювелирные изделия, продукты питания, спиртное).
Названные две преступные группы отличаются друг от друга. Неспециализированные группы проявляют более общую социальную направленность и поэтому совершают не только кражи предметов антиквариата, но и другие преступления: грабежи, разбои, хулиганство, угоны.
Продажа предметов антиквариата и других похищенных вещей осуществляется, как правило, случайным лицам.
Группы с ярко выраженной установкой на кражи антикварных ценностей — «иконники» — более устойчивы. Состав таких групп малочисленен и не допускает включения «случайных», т.е. непроверенных лиц. В основу организации групп положен принцип знания преступником особенностей и стоимости предметов антиквариата, методов розыска и быстрого сбыта антикварных ценностей, создания надежного алиби по факту участия в совершении преступления. Поэтому лидер группы зачастую является специалистом в области иконографии, нумизматики и в других направлениях искусствоведения, нередко работает либо числится на должности в качестве реставратора, художника, фотографа. Соисполнителями становятся его родственники, знакомые, а также водители государственных или личных автотранспортных средств. Особенностями деятельности этих групп являются тщательная подготовка к совершению краж, создание надежного алиби (обычно в составе групп не бывает ранее судимых, бомжей), совершение краж с применением способов маскировки (изменения внешности либо под видом работника полиции, коммунальной службы) и других методов.
При совершении краж предметов антиквариата группы действуют решительно, дерзко, быстро и одновременно более осторожно и квалифицированно. Предметы антиквариата изымаются выборочно, т.е. берутся наиболее ценные и престижные, пользующиеся спросом у граждан и спекулянтов-скупщиков.
В связи с поиском наиболее ценных предметов антиквариата группы «иконников» действуют на большой территории (ряда районов, областей).
О характере деятельности «иконников» можно судить по действиям группы Михалева. Последний, хорошо разбираясь в ценности икон, подобрал в группу нужных ему людей с учетом их специальности: таксист, слесарь и т.д. Используя такси, члены группы объезжали деревни Владимирской области, путем расспросов выясняли, у кого находятся ценные иконы, уточняли расположение интересующих их домов, изучали образ жизни жильцов этих домов и только после этого они совершали кражи. В течение трех месяцев группа совершила 20 краж икон и одно ограбление.
Помимо групп, специализирующихся на совершении краж антиквариата, кражи совершают преступники-гастролеры, которые действуют в одиночку, переезжая из одного региона страны в другой. Как правило, гастролеры-«иконники» — воры-рецидивисты. Боясь разоблачения, они избегают совершать кражи в составе группы.
3. Повышенную общественную опасность представляет третья форма преступного формирования — профессиональные воровские группы или объединения (31 %), поскольку преступный умысел таких групп направлен на завладение наиболее ценными, уникальными предметами антиквариата, потеря которых является невосполнимым ущербом для общества. Большой профессиональный опыт преступников, ухищренность их действий, мобильность создают значительные трудности для расследования и раскрытия краж. Эти группы характеризуются:
- сплоченной организованностью, наличием четкой иерархии с дифференциацией ролей между членами групп, соответствующей технологией подготовки, совершения и сокрытия краж. Для групп свойственны асоциальные обычаи и нравы, в том числе специфическая форма общения друг с другом в виде преступного жаргона, кличек, воровской дисциплины;
- действием на значительной территории. Используя автотранспорт, они могут совершать в течение суток до двух и более преступлений в различных регионах;
- высоким рецидивом. Среди «иконников» редко кто прекращает добровольно преступную деятельность. Более того, возвращаясь из мест лишения свободы, они совершенствуют свой воровской опыт и, используя полученную в условиях изоляции информацию о местах нахождения наиболее ценных предметов и коллекциях, еще с большей активностью совершают преступные посягательства на культурные ценности.
Так, по Владимирской области в групповых преступных посягательствах на антиквариат 60% руководителей групп были ранее судимые «иконники»;
- спецификой структуры групп. Структура групп может быть простой или сложной. Если в простой группе каждый участник напрямую связан с другими соисполнителями и организатором группы, то в группе со сложной структурой соучастники не всегда знают основных организаторов и соисполнителей, с которыми связываются через посредников. Например, при «круговой» структуре каждый связан лишь с одним-двумя соучастниками; в форме «цепи» осуществляется связь одного исполнителя с другим; в форме «колеса» связь каждого исполнителя осуществляется только через организатора и т.п.
Такая многоступенчатость взаимоотношений обеспечивает достаточно надежную конспирацию и долговременную устойчивость всей организованной группы. При соперничестве между членами активного ядра в группе за лидерство структу16к ее изменяется. Некоторые члены активного ядра зачастую создают свое «дело», т.е-. организовывают свою группу и совершают преступления, в том числе и не связанные с хищением антиквариата. Совершенствуя свой преступный опыт от преступления к преступлению, такая группа может отпочковаться от основной и действовать самостоятельно.
Главную роль в профессиональной воровской группе играет ее лидер. Как правило, это ранее судимое лицо обладает профессиональным опытом, специальными знаниями в области искусствоведения, связано непосредственно со скупщиками антиквариата и через них с рынком сбыта. Зная спрос на тот или иной предмет антикварных ценностей, лидер с помощью соучастников осуществляет поиск объектов, где могут храниться необходимые ценности, и по их установлению разрабатывает план по осуществлению преступного замысла.
Лидер является организатором преступной группы и может не принимать непосредственного участия в совершении преступления. Однако на практике, при совершении краж антиквариата, лидеры заинтересованы в изъятии наиболее ценных и значимых предметов и поэтому оказывают самую активную помощь исполнителям при проникновении в помещение, розыске необходимых для кражи предметов.
Организатор группы может выступать не только в качестве соисполнителя. В отдельных случаях он может подстрекать соучастников на совершение той или иной кражи, обещая заранее приобрести похищенные предметы, т.е. проявлять себя в роли скупщика краденого. Он, как правило, старается скрывать под «подельщиков» истинного скупщика краденого, так как сделки с ним обычно производит сам лидер, оставляя большую часть вырученной суммы себе, а остатки передает соисполнителю.
Обладание специфическими искусствоведческими познаниями, информацией о скупщиках и спросе на предметы антиквариата придает лидеру приоритетное и довольно устойчивое положение в группе и обеспечивает стабильность группы.
Если говорить о составе профессиональной организованной группы, то в отличие от воровской группы «17конников», где нет воров-рецидивистов, в этой группе воры-рецидивисты составляют основной ее костяк, так как каждый ее соучастник ранее проверен «на деле», имеет свой отточенный опыт проникновения в помещение, совершения преступления и сокрытия его следов.
Характерной чертой профессиональной организованной группы является тщательная подготовка к совершению кражи и на основе этого разработка плана действий всех участников группы. Именно эти качества группы создают условия для длительного совершения преступлений без разоблачения.
В зависимости от заинтересованности преступников в завладении антиквариатом, обстоятельств, способствующих или мешающих совершению кражи, предварительная подготовка к преступлению и выжидание удобного момента для совершения преступления может осуществляться в течение длительного времени.
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 1259;