Из многочисленных преступных формирований, связанных с совершением краж предметов антиквариата, следует выделить три основные формы.

I. Группы воров-дилетантов (22% краж). Обычно они фор­мируются из подростков либо подростков и взрослых, ранее знакомых по месту жительства, либо объединившихся на по­чве совместного пьянства, совершения квартирных краж, предварительного отбывания наказания в местах лишения свободы. Группы эти нестойкие, состав их может изменять­ся. Нет четкого распределения ролей в совершении преступ­ления и действий. Кража предметов антиквариата осуществ­ляется в связи с удобной для них сложившейся криминаль­ной ситуацией. Например, участники прослышали о слабой охране помещения и наличии в нем значительных материаль­ных ценностей. Завладевая антиквариатом, они одновремен­но похищают другие бытовые предметы, не представляющие особой ценности (книги, магнитофонные кассеты, предметы одежды и т.п.). Заранее сбыт не определен, похищенные вещи оставляют себе либо раздаривают друзьям и знакомым, про­дают случайным лицам. На месте преступления они оставля­ют многочисленные следы, неумело применяют их маскиров­ку. Для них же характерно отсутствие искусствоведческих по­знаний, что проявляется при выборе предметов антиквариа­та - иногда малоценные и броские на вид похищают, остав­ляя более ценные.

2. От названных отличаются стойкие воровские группы (67%).Эти группы существуют в двух формах:

а) без ярко выраженной направленности на кражу антиква­риата;

б) с ярко выраженной установкой на кражу только антикварных ценностей (так называемые группы «иконников»).

Указанные группы имеют общие черты. В них выделяется лидер. Участники группы имеют ранее накопленный опыт со­вершения квартирных краж либо краж из домов, храмов. Эти группы более организованны, чем группы воров-дилетантов, устойчивы, имеют ярко выраженную антиобщественную уста­новку. Внутренняя жизнь групп в основном ориентирована на совершение преступлений и получение крупных преступных доходов. По мере действия группы все более совершенствует­ся ее профессиональный опыт. Преступная деятельность групп прекращается только в связи с их разоблачением.

Состав групп колеблется от 2 до 5 человек. Участие в них несовершеннолетних — явление редкое. Такие группы дей­ствуют по плану, в них распределяются обязанности, прово­дится предварительная подготовка к совершению преступле­ния, в большинстве случаев по способу действий можно выя­вить «почерк».

Характерным примером воровской организации группы может служить деятельность группы Малышева и Сухарева. Ранее судимые за совершение имущественных преступлений, они организовали группу, вовлекли в нее других ранее суди­мых лиц (Зарубина, Сундукова, Ларионова) и совершали кра­жи антиквариата из церквей, расположенных на территории Ярославской и Костромской областей. Группа была оснаще­на специальной «экипировкой» для проникновения в здания религиозного культа и другие помещения. Используя транс­портные средства (два мотоцикла), участники группы отыс­кивали удобные, с их точки зрения, для кражи объекты, не­которое время наблюдали за ними, после чего в ночное время совершали кражи, используя при этом различные способы проникновения в помещения. В селе Павловка Ярославской области они пытались проникнуть в церковь по лестнице и веревке через крышу, обрезали провода сигнализации, ножов­кой перепилили решетку окна (причем при перепиливании металлических прутьев применяли масло, чтобы не было слышно резких звуков), проникли в помещение через окно и изъяли иконы, церковную утварь. В селе Поздеевском они перепилили дужки замков на двери церкви, выключив перед этим освещение на столбе.

Характерным для этой группы являются такие признаки:

а) как исполнители, так и лидеры группы не совсем хорошо разбирались в иконах: похищали только броские на вид иконы, имеющие металлические оклады. После совершения кражи, осмотрев похищенное, недалеко, в пределах 1—3 км от места преступления, громоздкие и дешевые, на их взгляд,
иконы и предметы церковной утвари выбрасывали либо прятали в заброшенном скотном дворе, в кустах, на складе удоб­рений, в стогу сена. Об отсутствии знания о ценности похи­щенных предметов антиквариата свидетельствует тот факт, что спрятанные иконы больших размеров имели большую ценность;

б) Сухарев — лидер группы «иконников», отделившись от этой группы, создал свою группу и стал совершать различные кражи из домов, квартир, гаражей граждан. Предметами преступного посягательства этой группы являлись не только ико­ны, но и другое имущество граждан (деньги, облигации, юве­лирные изделия, продукты питания, спиртное).

Названные две преступные группы отличаются друг от дру­га. Неспециализированные группы проявляют более общую социальную направленность и поэтому совершают не только кражи предметов антиквариата, но и другие преступления: гра­бежи, разбои, хулиганство, угоны.

Продажа предметов антиквариата и других похищенных вещей осуществляется, как правило, случайным лицам.

Группы с ярко выраженной установкой на кражи анти­кварных ценностей — «иконники» — более устойчивы. Со­став таких групп малочисленен и не допускает включения «случайных», т.е. непроверенных лиц. В основу организа­ции групп положен принцип знания преступником особен­ностей и стоимости предметов антиквариата, методов ро­зыска и быстрого сбыта антикварных ценностей, создания надежного алиби по факту участия в совершении преступ­ления. Поэтому лидер группы зачастую является специали­стом в области иконографии, нумизматики и в других на­правлениях искусствоведения, нередко работает либо чис­лится на должности в качестве реставратора, художника, фотографа. Соисполнителями становятся его родственники, знакомые, а также водители государственных или лич­ных автотранспортных средств. Особенностями деятельно­сти этих групп являются тщательная подготовка к соверше­нию краж, создание надежного алиби (обычно в составе групп не бывает ранее судимых, бомжей), совершение краж с применением способов маскировки (изменения внешно­сти либо под видом работника полиции, коммунальной службы) и других методов.

При совершении краж предметов антиквариата группы дей­ствуют решительно, дерзко, быстро и одновременно более ос­торожно и квалифицированно. Предметы антиквариата изыма­ются выборочно, т.е. берутся наиболее ценные и престижные, пользующиеся спросом у граждан и спекулянтов-скупщиков.

В связи с поиском наиболее ценных предметов антиквари­ата группы «иконников» действуют на большой территории (ряда районов, областей).

О характере деятельности «иконников» можно судить по действиям группы Михалева. Последний, хорошо разбираясь в ценности икон, подобрал в группу нужных ему людей с уче­том их специальности: таксист, слесарь и т.д. Используя так­си, члены группы объезжали деревни Владимирской области, путем расспросов выясняли, у кого находятся ценные иконы, уточняли расположение интересующих их домов, изучали об­раз жизни жильцов этих домов и только после этого они совер­шали кражи. В течение трех месяцев группа совершила 20 краж икон и одно ограбление.

Помимо групп, специализирующихся на совершении краж антиквариата, кражи совершают преступники-гастролеры, которые действуют в одиночку, переезжая из одного региона страны в другой. Как правило, гастролеры-«иконники» — воры-рецидивисты. Боясь разоблачения, они избегают совершать кражи в составе группы.

3. Повышенную общественную опасность представляет тре­тья форма преступного формирования — профессиональные во­ровские группы или объединения (31 %), поскольку преступный умысел таких групп направлен на завладение наиболее ценны­ми, уникальными предметами антиквариата, потеря которых является невосполнимым ущербом для общества. Большой профессиональный опыт преступников, ухищренность их действий, мобильность создают значительные трудности для рас­следования и раскрытия краж. Эти группы характеризуются:

- сплоченной организованностью, наличием четкой иерархии с дифференциацией ролей между членами групп, соответствующей технологией подготовки, совершения и со­крытия краж. Для групп свойственны асоциальные обычаи и нравы, в том числе специфическая форма общения друг с другом в виде преступного жаргона, кличек, воровской дис­циплины;

- действием на значительной территории. Используя авто­транспорт, они могут совершать в течение суток до двух и бо­лее преступлений в различных регионах;

- высоким рецидивом. Среди «иконников» редко кто пре­кращает добровольно преступную деятельность. Более того, возвращаясь из мест лишения свободы, они совершенствуют свой воровской опыт и, используя полученную в условиях изо­ляции информацию о местах нахождения наиболее ценных предметов и коллекциях, еще с большей активностью совер­шают преступные посягательства на культурные ценности.

Так, по Владимирской области в групповых преступных посягатель­ствах на антиквариат 60% руководителей групп были ранее судимые «иконники»;

- спецификой структуры групп. Структура групп может быть простой или сложной. Если в простой группе каждый участник напрямую связан с другими соисполнителями и органи­затором группы, то в группе со сложной структурой соучастники не всегда знают основных организаторов и соисполнителей, с которыми связываются через посредников. Например, при «круговой» структуре каждый связан лишь с одним-двумя соучастниками; в форме «цепи» осуществляется связь одного исполнителя с другим; в форме «колеса» связь каждого исполнителя осуществляется только через организатора и т.п.

Такая многоступенчатость взаимоотношений обеспечива­ет достаточно надежную конспирацию и долговременную ус­тойчивость всей организованной группы. При соперничестве между членами активного ядра в группе за лидерство структу­16к ее изменяется. Некоторые члены активного ядра зачастую создают свое «дело», т.е-. организовывают свою группу и совер­шают преступления, в том числе и не связанные с хищением антиквариата. Совершенствуя свой преступный опыт от пре­ступления к преступлению, такая группа может отпочковаться от основной и действовать самостоятельно.

Главную роль в профессиональной воровской группе игра­ет ее лидер. Как правило, это ранее судимое лицо обладает про­фессиональным опытом, специальными знаниями в области искусствоведения, связано непосредственно со скупщиками антиквариата и через них с рынком сбыта. Зная спрос на тот или иной предмет антикварных ценностей, лидер с помощью соучастников осуществляет поиск объектов, где могут хранить­ся необходимые ценности, и по их установлению разрабаты­вает план по осуществлению преступного замысла.

Лидер является организатором преступной группы и может не принимать непосредственного участия в совершении пре­ступления. Однако на практике, при совершении краж анти­квариата, лидеры заинтересованы в изъятии наиболее ценных и значимых предметов и поэтому оказывают самую активную помощь исполнителям при проникновении в помещение, ро­зыске необходимых для кражи предметов.

Организатор группы может выступать не только в качестве соисполнителя. В отдельных случаях он может подстрекать со­участников на совершение той или иной кражи, обещая зара­нее приобрести похищенные предметы, т.е. проявлять себя в роли скупщика краденого. Он, как правило, старается скры­вать под «подельщиков» истинного скупщика краденого, так как сделки с ним обычно производит сам лидер, оставляя большую часть вырученной суммы себе, а остатки передает соисполнителю.

Обладание специфическими искусствоведческими позна­ниями, информацией о скупщиках и спросе на предметы ан­тиквариата придает лидеру приоритетное и довольно устойчи­вое положение в группе и обеспечивает стабильность группы.

Если говорить о составе профессиональной организован­ной группы, то в отличие от воровской группы «17конников», где нет воров-рецидивистов, в этой группе воры-рецидивисты составляют основной ее костяк, так как каждый ее соучастник ранее проверен «на деле», имеет свой отточенный опыт про­никновения в помещение, совершения преступления и сокры­тия его следов.

Характерной чертой профессиональной организованной группы является тщательная подготовка к совершению кражи и на основе этого разработка плана действий всех участников группы. Именно эти качества группы создают условия для дли­тельного совершения преступлений без разоблачения.

В зависимости от заинтересованности преступников в зав­ладении антиквариатом, обстоятельств, способствующих или мешающих совершению кражи, предварительная подготовка к преступлению и выжидание удобного момента для совер­шения преступления может осуществляться в течение дли­тельного времени.








Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 1268;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.