Осмотр места кражи антиквариата из зданий религиозного культа.
При краже из зданий религиозного культа следователь после возбуждения уголовного дела и осмотра места происшествия проводит ряд других неотложных следственных действий: назначает экспертизы, проводит допросы и очные ставки, назначает ревизии и инвентаризации, составляет план оперативно-розыскных мероприятий и т.п. Поэтому особенно важна предварительная подготовка к такому выезду. Она должна заключаться в следующем:
-в проверке наличия (укомплектованности) научно-технических средств, особенно наличия цветной фотопленки, упаковочных средств, топографических и других карт местности, необходимых бланков для проведения следственных действий (о чем подробно упоминалось выше);
-в получении имеющейся информации о совершенных ранее аналогичных кражах антиквариата в этой местности или близлежащих районах, особенностях их совершения и лицах, совершивших;
-в приглашении конкретного специалиста-искусствоведа, и, по возможности, не просто работника музея или отдела культуры, а лица, сведущего в области декоративно- прикладного искусства, в частности — в темперной живописи и предметах церковной утвари, с разъяснением ему прав, обязанностей и общих задач при осмотре места происшествия;
-в приглашении понятых. Проверить, чтобы эти лица постоянно проживали в данной местности, не имели заболеваний слуха, зрения, психики, не были малограмотными, несовершеннолетними либо престарелыми, священнослужителями или работниками правоохранительных органов. Соблюдение этих требований к личностям понятых в данном случае обязательно, так как нередко по делам о кражах антиквариата понятые приглашаются в суд в качестве свидетелей и дают весомые по делу уточнения;
- в обеспечении полного состава следовательно оперативной группы: самого следователя, оперуполномоченного уголовного розыска, эксперта-криминалиста, специалиста-искусствоведа, кинолога, участкового инспектора. В целях облегчения производства осмотра места происшествия – кражи из церкви желательно приглашать настоятеля церкви, старосту, казначея, сторожа церкви (если такой имеется).
Осмотр места происшествия и расследования уголовных дел о кражах из зданий религиозного культа различных конфессий России — христианской (католическая, православная), мусульманской, иудейской — имеет ряд специфических особенностей, соблюдать которые должны все участники осмотра.
Обеспечение соблюдения религиозных канонов при осмотре места кражи из зданий религиозного культа.
В соответствии со ст. 14 Конституции Российской Федерации религиозные объединения отделены от государства. Вместе с тем государство охраняет законную деятельность религиозных объединений и организаций, способствует установлению отношений взаимной терпимости и уважения между служителями церкви и государственными учреждениями и организациями.
Оскорбление кем-либо, в том числе и должностными лицами, религиозных чувств граждан, осквернение почитаемых в данной религии предметов, строений и мест не допускается и карается по закону.
Принимая во внимание эти обстоятельства, следователь и другие лица, выполняющие свои служебные обязанности по осмотру места кражи в храме должны знать особенности архитектуры культовых зданий, названия находящихся в них предметов, иерархический принцип служителей основных религиозных конфессий и не нарушать установленные ими канонические обряды и ограничений. (Приложения 1-8).
При производстве следственных действий следователь лично должен быть заинтересован в том, чтобы понятые не просто присутствовали в помещении, на территории осмотра и подписывали «не глядя» процессуальные документы, а непосредственно участвовали в действиях следователя, легко воспринимали, пони23али и запоминали все, что обнаруживается, где именно, в каком месте, как исследуется и фиксируется, как маркируется, упаковывается и отражается в документах, в составлении которых они участвуют.
При осмотре места происшествия в русской православной церкви необходимо:
- все действия следственно-оперативной группы в храме согласовать с настоятелем данного храма, а в отдельных случаях и с епархиальным архиереем;
- находиться в церкви лицам мужского пола без головного убора, в том числе и имеющим на себе специальную форму одежды, а женщинам, наоборот, в головном уборе;
- не допускать применения в помещении храма служебно-розыскной собаки;
-стремиться к тому, чтобы без надобности не снимать с мест или передвигать предметы религиозной утвари, не нарушать существующий порядок, не шуметь или не допускать
словесные выражения, оскорбляющие религиозные обычаи и устои;
-вещественные доказательства изымать с разрешения (благословения) настоятеля. Не допускать своими действиями разрушения лепнины, киотов и других частей интерьера храма;
-знать, что женщинам нельзя проходить в алтарную часть
храма и находиться там;
-помнить, что при осмотре места кражи предметов
культа в алтаре запрещается: обходить вокруг Святого Престола, прикасаться к нему или к предметам, находящимся на нем (такое право имеет только священнослужитель);
прикасаться к Священным Сосудам — потиру, дискосу, звездице, лжице, копию, дарохранительнице, сосуду для хранения Святого Мира, антиминсу. Нарушение этих правил считается святотатством, т.е. грубейшим осквернением церковных устоев.
В случае необходимости поиска и изъятия отпечатков пальцев рук на перечисленных Священных Сосудах просить священника самому брать их в руки, но таким образом, чтобы имеющиеся следы не были повреждены, а эксперту-криминалисту удобно было с ним работать.
При осмотре места происшествия в католическом христианском храме (костеле):
-следователи и оперативные работники свои действия в храме согласовывают непосредственно с настоятелем костела без обращения в вышестоящие церковные инстанции;
-граждане любой веры могут находиться в храме (независимо от того, крещеные или нет);
-женщинам не обязательно иметь головной убор, а мужчины при исполнении служебных обязанностей могут не снимать головной убор;
-при осмотре места происшествия возможно применение служебно-розыскной собаки;
-разрешается заходить всем прихожанам (независимо от пола) в алтарную часть помещения храма (пресвитерий), а при осмотре места происшествия не существует строгих канонических запретов — можно прикасаться к алтарю и не только в
статике осматривать культовые предметы. Однако к культовым
предметам следует относиться с уважением;
-если в православном храме на престоле лежат в каноническом порядке определенные культовые предметы постоянно, независимо от проведения служб, то католические священники все предметы, используемые во время службы, по ее окончании уносят в ризницу и хранят там;
-все предметы, находящиеся на алтаре (монстранция, цибориум и др.), являются священными. При осмотре места происшествия и изъятии следов пальцев рук следует проявлять осторожность и корректность.
При осмотре места происшествия в мусульманском храме (мечети) категорически запрещается:
-применять служебно-розыскную собаку;
-находиться в обуви;
-женщинам находиться с непокрытой головой и с обнаженными частями тела. Одежда не должна быть облегающей;
-женщинам (экспертам, следователям) здороваться за руку
с мужчинами-мусульманами или прикасаться к их одежде;
-шуметь и громко разговаривать.
При производстве в храме следственных и оперативно-розыскных мероприятий к служащим мечети следует относиться с почтением, обращаться к имаму-настоятелю и другим священникам «Ваше преосвященство», к муэдзину и другим служащим — по имени, отчеству.
В мечети священными считаются: михраб — место с полукруглой нишей в стене; изречения из Корана, исполненные на пергаменте, ткани и другие материалы; Коран, Сунна и другие сборники со священными текстами молитв.
При производстве осмотра места кражи из здания религиозного культа следует:
- строго придерживаться правил составления и оформления протокола осмотра. Для обеспечения его высокого качества, исключения повторений, путаницы в терминах сначала следует делать черновые записки, заметки, а затем составлять протокол. Составлять его целесообразно в 2 экземплярах с тем расчетом, чтобы второй экземпляр передать эксперту вместе с постановлением о назначении экспертизы. Для удобства чтения прототокола необходимо выделять в тексте абзацы, подзаголовки, избегать неопределенных выражений(«около», «неподалеку») и местных, непонятных для других участников осмотра терминов. Указанные однажды в протоколе термины или обозначения употреблять по всему протоколу. Все замечания, заявления, высказывания специалистов, понятых священнослужителей и других участников осмотра выделять отдельным абзацем и начинать: «со слов такого-то...», разъясняя при этом, в какой момент, по какому поводу, что и кто конкретно заявляет. Неоднозначные характеристики предметам культа, данные священнослужителем и специалистом-искусствоведом, нужно фиксировать в протоколе осмотра, так как эти обстоятельства могут дать информацию для выдвижения и проверки той или иной версии;
—-начинать осмотр с обзора местности, дорог, объектов, находящихся вблизи территории здания религиозного культа, самой территории религиозного объекта, обычно огороженного оградой, с постройками на этой территории, и осмотра особенностей архитектурного строения самого здания религиозного культа.
При проведении фотосъемки (а при возможности и кино- или видеосъемки) составляются схемы и планы местности, схемы территории и здания религиозного культа. В протоколе осмотра места происшествия, а также в схемах и планах местности должны быть отражены: место расположения здания религиозного культа в селе, районе, городе, области с обозначением официального названия церкви с привязкой ее к местности.
На схеме территории, принадлежащей религиозной общине, указывается расположение ограды и заборов, строений и самого здания религиозного культа, мест освещенности, дислокации сторожа, обнаруженных следов и вещественных доказательств.
На схеме-плане здания религиозного культа указывается тип здания, расположение приделов, алтарей, предметов церковного быта, мест нахождения сигнализации, взлома и проникновения в помещение, мест изъятия похищенных икон и церковной утвари.
Составление схемы и планов способствует последовательности проведения осмотра места происшествия, закреплению обстановки на месте, наглядности расположения объектов и узлов осмотра.
Здесь же уместно отметить следующую важную особенность. Несмотря на то, что по своим архитектурным замыслам здания религиозного культа имеют большое разнообразие, расположение в них частей интерьера, архитектуроне исполнение, внутреннее убранство помещений и размещение предметов культа строго канонизировано.
В начале осмотра места происшествия перечисляются места повреждений в здании храма, взломов запирающихся устройств, перепиливания решеток, разбора кирпичной кладки купола, крыши и т.п., а затем производится непосредственный осмотр мест проникновения.
При перепиливании металлических решеток окон следует зафиксировать:
-на каком расстоянии от земли (высоте) находится это окно;
- применялись ли подставки и какие именно (и следует обнаружить);
- каков угол распила решетки по отношению к вертикальной оси окна;
- какое окно по счету от входа в, здание, на какой стороне храма расположено и какие возможности обозрения местности с места проникновения.
Так при перепиливании металлических решеток преступники час то применяют масло с целью смазывания пилящих поверхностей для улучшения процесса распиливания и снижения шумового эффекта, на месте перепиливания можно обнаружит. опилки, увлажненные маслом, поломанные ножовочные полотна, рукавицы, ветошь. Увлажненные предметы и опилки изымаются с места преступления, по ним проводится химиков биологическая экспертиза для установления сорта примененного масла. При задержании преступников осматривается одежда, и при обнаружении на ней масляных пятен проводится экспертиза.
Известны случаи, когда решетки на окнах церквей выбивались бревном или разжимались специально изготовленным для разжима кованных металлических решеток домкратом.
Обычно оконное отверстие, через которое проникает преступник в помещение церкви, имеет незначительные размеры в отдельных случаях его увеличивают, разбивая кирпичную и бетонную кладку.
Поэтому если производится взлом с разбивкой кладки, на одежде преступников можно обнаружить не только металлические опилки, но и бетонную или кирпичную пыль.
При проникновении преступника через потолок или крышу храма на пыльных перекрытиях могут остаться следы от обуви рук, волокна, нити, обрывки одежды, предметы или веши преступника, веревка для спуска, предметы альпинистского снаряжения.
У входных дверей, в цокольной части церкви могут быть обнаружены на полу обгоревшие спички, застывшие капли парафина, огарки свечей с отпечатками пальцев; сломанные замки, поврежденные орудия взлома.
Очередным этапом осмотра места кражи является конкретный осмотр отдельных частей интерьера и наличие или отсутствие на месте икон или церковной утвари, наличие повреждений.
При описании конкретных пространственных частей интерьера {притвора, трапезной, приделов с иконостасами и алтарем, стен, колонн и т.д.) и находящихся в них предметов или пустот от похищенных икон надо ориентироваться на составленную схему интерьера храма и строго придерживаться последовательности и порядка такого движения: от входа к алтарной части и слева направо. Причем в каждом помещении храма (северном, южном, центральном приделах, трапезной и др.), условно или реально отгороженных перегородками, столбами, иконостасами, архитектурными украшениями, стены и иконы, расположенные на них, не должны называться в протоколе как «левая или правая стена...», а описываться таким образом: «На северной стене южного предела находится киот...».
Указанная последовательность и порядок описания соблюдаются каждой православной церковью при оформлении документации описи, проведении инвентаризации церковного имущества.
Эти обстоятельства намного облегчают из множества икон и церковной утвари определить отсутствие предметов антиквариата как при осуществлении ревизии и инвентаризации, так и при проведении следственных действий.
В протоколе осмотра места происшествия и прилагаемых к нему фототаблицах необходимо зафиксировать конкретные места в интерьерах храма, где находились похищенные иконы и церковная утварь, способы их крепления и характер их изъятия (оторваны, выпилены, аккуратно изъяты).
К тому же при фотографировании предметов важно применять специальные цифровые таблички. Со слов специалиста-искусствоведа, священнослужителей или членов Приходского совета в протоколе осмотра можно указать: наименование сюжет похищенных икон, их размеры, даты и материал изготовления, технику исполнения, наличие украшений и окладов сохранность красочного слоя и грунта, наличие пробирных клейм на металле и вес, стоимость и другие индивидуальные особенности и приметы (записи на оборотных сторонах икон, сколы, трещины, обгорелости), уточнить, находились ли они на реставрации, где, когда, у кого, выяснить обстоятельства, при которых эти иконы попали в церковь. На допросах эти характеристики следует дополнить и описать более подробно.
При осмотре места происшествия важно установить: похищены ли малоценные, но броские, с позолотой или серебрением иконы, или невзрачные на вид, но старинные, уникальные. Факт похищения броских икон и оставление при этом церкви уникальных икон может свидетельствовать о том, что лица, совершившие данную кражу, не имеют достаточных познаний в иконописи, стоимости и значимости икон, и поэтому не являются профессиональными ворами-«иконниками».
Замеры похищенных икон надо производить по внутреннему периметру пустот, ячеек, рамок, киотов и окладов от икон. Причем уточнять: имелись ли на иконах дополнительные боковые или верхние планки, изменяющие настоящий размер икон
Аналогично следует описывать и предметы, оставшиеся в этом ряду, иконостасе, стене, столбе иконы, так как именно по оставшимся иконам эксперты могут судить о технике исполнения, материале, возрасте и стоимости похищенных и обнаруженных икон.
При краже из церкви предметов культовой утвари или одежды священнослужителей следует зафиксировать, в каких местах интерьера это имущество обычно находится и где похищенное находилось в день совершения кражи, описать со слов священнослужителей их полную характеристику. Если речь идёт о краже изделий из серебра — уточнять: являлись ли эти изделия полыми, цельнометаллическими, сборными (деревянными с покрытием из серебра) и каков их вес, проба, время и техника исполнения.
Подсудимые нередко оспаривают вес похищенных и ненайденных предметов из серебра, указывают на то, что предмет был либо только посеребрен, либо был сборным (крест деревянный, покрытый серебряными пластинами и тому подобное. Из-за недостатка доказательств суды снижают стоимость похищенных предметов.
При похищении из церкви личных вещей прихожан, помогающих исполнению церковных обрядов, а также священнослужителей уточнять, где вещи находились, осматривать и фиксировать места хранения, уточнять их характерные приметы, срок эксплуатации и стоимость. В дальнейшем, при проведении допросов эти обстоятельства уточнять и фиксировать более подробно.
При краже денег из жертвенного ящика (кружки) необходимо фиксировать его местонахождение и характер взлома, отыскивать на нем следы пальцевых отпечатков, уточнять, какое количество денег могло находиться в нем, когда и кто из членов Приходского совета церкви вскрывал его.
На заключительной стадии осмотра места происшествия подводятся итоги осмотра в аспекте его полноты, правильности отображения обстоятельств места происшествия и мнений лиц, участвовавших в осмотре. При необходимости в протокол вносятся уточнения и дополнения.
Изымаются и упаковываются следы и предметы, могущие иметь доказательственное значение по делу (дактоследы, микрочастицы, изготовленные слепки со следов, опилки и ножевые полотна, иные предметы). Следует отметить, что в большинстве случаев по изученным нами уголовным делам изъятые следы рук, ног, микрочастицы не исследуются и не признаются доказательствами; по пальцевым отпечаткам редко отыскивается подозреваемый, а дактилоскопические экспертизы проводятся тогда, когда уже обнаруживается подозреваемый; следы обуви, оставленные на месте происшествия, не всегда идентифицируются и становятся доказательствами вины обвиняемого; микроследы используются еще реже.
Изъятие следов или предметов с имеющимися на них отпечатками пальцев рук не должно сопровождаться какими-либо нарушениями в архитектурном ансамбле храма и отрицательно сказываться на дальнейшем исполнении религиозных обрядов.
Упаковка вещественных доказательств должна производиться осторожно, бережно и с таким расчетом, чтобы:
а) надежно обеспечить сохранность их индивидуальных особенностей и предупредить попадание на них посторонних загрязнений;
б) предотвратить путаницу в объектах, когда по сюжет) или другим признакам предметы (иконы) совпадают;
в) предохранить их от порчи, излома, воздействия влаги, высокой или низкой температур, трения о другие предметы и т.п. при перевозке и хранении;
г) опечатать, пронумеровать и последовательно указать их в протоколе осмотра.
В этом же протоколе фиксируется и применение научно-технических средств: измерительных инструментов (каких конкретно и в каких случаях), фото-, кино-, видеоаппаратуры (какой, каким способом и каких объектов), оформляются приложения (планы, схемы, чертежи, зарисовки).
После проведения указанной работы протокол прочитывают и подписывают все участники осмотра места происшествия;
По окончании осмотра и составления протокола осмотр места происшествия следователь должен назначить проведение дактилоскопической, химико-физической и других экспертиз, организовать проведение неотложных оперативно-розыскных мероприятий, осуществить допросы членов Совета церкви (казначея, старосты), настоятеля церкви и других свидетелей, организовать при необходимости проведение инвентаризации и ревизии, ознакомившись перед этим с книгам учета культового имущества церкви и порядком изъятия денег из жертвенных ящиков (кружек), а также проверить наличие свечном ящике денег и предметов культа.
Б) Осмотр отдельных предметов антиквариата
В процессе расследования дел данной категории нередко возникает необходимость осмотра предметов антиквариата. Это возможно при осмотре места происшествия, изъятии, выемке, доставлении вещей. В отличие от других предметов посягательств предметы антиквариата обладают уникальностью, специфичностью — эти обстоятельства, а также множественность вещей создают значительные сложности для следователя. Порой он не знает: на что обратить особое внимание, как правильно провести измерение, сравнение, в чем выражаются индивидуальные особенности, что необходимо зафиксировать. Желательно осмотр вещи сопровождать ее фотографированием.
Осмотр следователь может проводить на месте происшествия либо в кабинете (лаборатории), визуально или с применением технических средств, обязательно в присутствии понятых в некоторых случаях с участием специалиста (искусствоведа, художника, товароведа, священнослужителя и т. д.).
Общие условия осмотра предметов:
1 Осмотр предметов следует проводить незамедлительно, чтобы не допустить их утрату, порчу или их смешение с предметами, изъятыми по другим эпизодам краж.
2. Перед началом осмотра все предметы рассортировываются
и группируются по видам, назначению, художественной и иной
ценности, сложности изготовления. Например, таким образом:
а) иконы: наиболее ценные, с окладами и далее — иконы менее ценные;
б) церковная утварь: металлопластика, кресты, шитье;
в) книги: древние — религиозного содержания (Библия и др.),и редкие (с автографами, экслибрисами), букинистические;
г) разрозненные предметы: части окладов икон, слитки, мотки проволоки, листки сусального золота и т. д.
По многоэпизодным делам и при большом количестве
предметов антиквариата они группируются и фиксируются в
протоколе осмотра по эпизодам краж.
Порядок нумерации предметов, указанный в протоколе осмотра, соблюдается при назначении экспертизы, ее проведении экспертами, а также при проведении последующих следственных действий (во избежание путаницы с предметами, имеющими похожие сюжеты, размеры, формы).
Одновременно с нумерацией предметов в протоколе на осматриваемые предметы или на прикрепленные к ним ярлыки, этикетки проставляются соответствующие обозначения. Учетные обозначения наносятся таким образом, чтобы их можно было легко прочесть, снять и чтобы они не нарушали внешнего вида и не снижали художественную и иную ценность предметов.
На иконах, книгах, крестах, церковной утвари, скульптуре, мелкой пластике или ювелирных изделиях этикетки подвешиваются на суровой нитке с соответствующими номерами и обозначениями, подписью следователя и печатью.
Монеты, медали, геммы, камни обозначаются на их индивидуальной упаковке (конверте, футляре, коробке), желательно с присоединением фотографического снимка данного предмета.
Описание предмета необходимо начинать с наименования его главного предметного слова, например: «ружье кремневое...». Документальные материалы, книги — с наименования автора или составителя, а при отсутствии таковых— с названия самого документа, книги. Описание иконы начинается с установления правильного (канонизированного) названия самой иконы, названия лика (святого), затем указывается тип изображения (оглавный, поясной огрудный, в рост и т.д.) и перечисляются другие изображения, воспроизводящие события, виды местности, предметы.
Размеры указываются в сантиметрах (для графических, ювелирных и других изделий малых размеров — в миллиметрах); для прямоугольных предметов — высота и ширина; для круглых и элипсоидных — наибольший диаметр; для объемных предметов — три измерения: высота, ширина и глубина. Причем при обмерах запрещается пользоваться мягким сантиметром.
Высота статуэтки указывается вместе с плинтом, если он составляют одно целое. Размер ваз определяется их высотой _ наибольшим диаметром. Для произведений графики указывается двойной размер: листа и изображения, произведения живописи — размеры по подрамнику и по доске.
Вес: указывается по изделиям из драгоценных металлов камней, предметов нумизматики, независимо от материала, также образцов ценных материалов и крупных друз кристаллов.
При описании состояния сохранности вещи указываются все имеющиеся дефекты, например: прорывы, трещины, сколы, поломки, вздутия, осыпи красочного слоя, отсутствие какой-либо части или детали предмета и т.д. При этом указываются места и размеры таких повреждений.
Такое скрупулезное описание позволяет точно определить похищенный предмет, не спутать его с другими похожими предметами и исключает возможность умышленной либо неосторожной подмены вещественного доказательства.
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 3570;