Юрий Андропов: заявка на поворот
Чересчур краток был тот период, когда во главе нашей страны находился Ю. Андропов. Всего пятнадцать месяцев. Но начатая им серия перемен оказалась весьма значительной, объемной и главное - долгожданной. Она и сегодня, двадцать лет спустя, сохраняет в большинстве своём положительную оценку в различных по идейно-политическим взглядам кругах российской общественности.
АНДРОПОВ ЮрийВладимирович(1914-1984).Уроженецстаницы Нагут-ской Ставропольского края. Окончил техникум водного транспорта в г. Рыбинске, три курса Петрозаводского университета. Высшую партийную школу при ЦК КПСС. Член партии с 1939 г. В политическом плане один из воспитанников Отго Вильгельмовича Куусинена, бывшего лидера финских левых социал-демократов эпохи В.И. Ленина. Ю. Андропов прошел все ступени партийной работы, а с 1967 по 1982 г. занимал пост Председателя КГБ СССР. Это был бюрократ в наилучшем смысле этого слова. Аналитик по складу ума, он раньше других понял сущность опасностей коррупции, диссидентства.
Идейно-политические взгляды Юрия Андропова отражает его статья “Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР” (Коммунист, № 3,1983). Приуроченная к 100-летию со времени смерти Карла Маркса, она в то же время носила характер концептуальной заявки нового советского лидера. Что в ней главное?
Предложение рационализма хозяйствования, нормативизма экономики. По существу подобное являлось признанием необходимости нового “прочтения” Маркса, обновление основных положений в соответствии с достижениями мировой экономической и философской мысли.
• Идея высокой эффективности производства, необходимости его постоянной, разумной модернизации.
•Задача обязательной эиономико-управленчесиой подготовки хозяйственников.
• Требование прекратить распыленность усилий, “шарахание” от одного к другому делу. Начатое следует обязательно завершать или открыто признать ошибочность принятого решения.
• Мысль об обязательном соответствии экономики и особенно производства интересам общества и требованиям времени.
• Тезис о желательности социальной эффективности экономики.
• Проблема особой значимости производительности труда и дисциплины.
• Беспокойство о сложной демографической ситуации.
• Призыв к разработке экономической теории, соответствующей реалиям времени и национальным интересам страны.
Исторический “миг” Юрия Андропова характерен стремлением покончить с утвердившимся благодушием, анархо-трудовой распущенностью. Известно, что одно только наведение порядка на производстве дало в 1983 г. прирост производительности труда на 10 процентов.
Юрию Владимировичу пришлось демонстрировать жесткость по отношению к политике Запада в отношении СССР. Он действовал по принципу: око за око. На каждый американский “Першинг”, установленный в ФРГ и Бельгии, Советский Союз отвечал аналогичной ракетой на территории ГДР, Польши, Венгрии.
Началась борьба с коррупцией в МВД, на транспорте, в партийном и государственном аппарате. Чистка кадров обещала принять масштабный характер.
Не прибегая к громким фразам, Андропов применил в сельском хозяйстве практику хозрасчета, то есть принцип рыночной экономики. Мало кто помнит, что одно лишь повышение цен на закупки сельхозпродукции с 1 января 1983 г. обеспечило прирост производства в аграрном секторе на 5 %.
Менялась практика взаимоотношений в “верхах”, на номенклатурные данные уже не смотрели как на что - то священное. Оценку человеку стали давать по его делам. Прагматик Андропов действовал медленно, но целенаправленно. Однако отпущенный ему историей лимит времени оказался чересчур мал.
Ряд исследователей и публицистов обращает внимание на своего рода “за-стегнутость” Андропова, консерватизм его мышления и действий. Но еще никто и нигде не доказал ненужность консерватизма в жизни человечества. Оно было и будет направлением мысли и деятельности в силу многомерности любого общества. Авторы интересного исследования об Андропове и Путине (Ю. Дроздов, В. Фартышев) дают в качестве приложения три весьма любопытных документа: Записку в ЦК КПСС “О планах ЦРУ...”, и фрагмент из речи Андропова на совещании в КГБ, “Доктрину информационной безопасности Российской Федерации”. Сам текст позволяет понять многое из того, что случилось позднее. Например, дан материал о том, что А. Яковлев, вернувшийся на родину из Канады, по существу подвергся изоляции как возможный агент влияния Запада. Расцвет карьеры А. Яковлева состоялся уже в эпоху деятельности М.С. Горбачева.
О значимости такой фигуры, как Юрий Андропов, наиболее откровенно в конце 1982 г. высказался “патриарх” американской советологии, известный политолог и государственный деятель США Збигнев Бжезинский: “Я не намерен быть членом — основателем общества поклонения Юрию Андропову, которое, кажется, уже оформляется в определенных кругах. Однако то, что мистер Андропов старается делать в отношении треугольника Пекин - Москва - Вашингтон, представляет особый интерес. Он стремится с величайшей смелостью к осуществлению.. .стратегического проекта- нормализовать отношения с Китаем, снижая тем самым напряженность вдоль советских границ и продолжая ухаживать за Западной Европой, изолируя тем самым Соединенные Штаты” (Дроздов Ю., Фартышев В. “Юрий Андропов и Владимир Путин”. С.88).
Историк не вправе делать выводы о том, как могли бы развиваться события, если бы врачи смогли спасти Андропова. То, что целостность страны была бы сохранена - несомненно. Юрий Владимирович не допустил бы падения Берлинской стены, развала Варшавского договора. Реформы всех структур общества и государства при нем, скорее всего, пошли бы по той схеме, как это имеет место в Китае. Но в случае с Андроповым медицина оказалась бессильна.
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 653;