Влияние сочетания статодинамической силовой и аэробной тренировок мышц бедра на аэробный и анаэробные пороги человека (лабораторный эксперимент)
Выводы результатов лабораторных, хорошо контролируемых экспериментов, в которых изучались эффекты сочетания силовой и аэробной тренировки [Шенкман Б.С. и др., 1990;Dudley G.A., R.Djamil, 1985, Hickson S., и др., 1980; Нunter G.и др., 1987] можно суммировать следующим образом:
1. Аэробная тренировка на уровне аэробного порога (АэП), т.е. с
умеренной интенсивностью, имеет ограниченную эффективность.
2. Аэробная тренировка всегда снижает эффект силовой
[Dudley G.A., R.Djamil, 1985].
3. Силовая тренировка не снижает эффекта аэробной [Шенк-
ман Б.С., 1990; Dudley G.A., R.Djamil, 1985, Hickson S., и др., 1980].
4. При использовании одного и того же объема аэробной
тренировки через 1-2 месяца начинают проявляться явле-
ния «насыщения» (т.е. показатели выходят на плато), од-
нако при сочетании силовой и аэробной тренировок ско-
рость прироста аэробных показателей возрастает [Dudley G.A., R.Djamil, 1985].
Выводы советских и российских естественных педагогических исследований, а также вся практика спортивной подготовки в ЦВС однозначно свидетельствует, что силовая подготовка является неотъемлемой частью тренировочного процесса на всех дистанциях от спринта до марафона. Дискуссия ведется лишь около средств, методов, объемов и места силовой подготовки в рамках микро-, мезо-, и макроциклов, т.к. при некоторых условиях применение силовых упражнений и соответствующий прирост силы сопровождается снижением аэробных показателей [Журбина А.Д., 1976; Набатникова М.Я., 1975].
Таким образом, считая вопрос о целесообразности силовых упражнений в тренировке бегунов решенным, описанный ниже эксперимент посвящен изучению разработанной в ПНИЛ РГАФК методике силовых упражнений, которые, как предполагается, на основе теоретического анализа и представленных выше данных, должны в большей мере, чем какие бы то ни были другие упражнения, способствовать гипертрофии ММВ.
При организации лабораторного эксперимента мы предполагали, что статодинамическая силовая тренировка в сочетании с аэробной тренировкой тех же мышечных групп будет более эффективным путем повышения аэробного (АэП) и анаэробного порогов (АнП) мышц, чем только аэробная тренировка.
В основании этого предположения лежат представления, что индукция синтеза не только митохондриальных белков, которая имеет место при аэробной тренировке, но и сократительных элементов ММВ, суммарно в большей степени увеличит окислительный потенциал мышечных волокон этого типа (т.е. массу митохондрий), чем просто аэробная тренировка ограниченного объема.
Две группы физически активных испытуемых неспортсменов (n: 10 и 7; возраст: 23.1+6 и 25.6±5 лет; масса тела: 69.5±9 и 69.4+12 кг) дважды в неделю тренировались на велоэргометре по 45-50 мин на уровне ЧСС, соответствующему вентиляторному аэробному порогу (АэП), который определялся путем ступенчатого теста. Контроль интенсивности осуществлялся по ЧСС с использованием спорттестера РЕ-3000.
Вторая группа дополнительно дважды в неделю выполняла медленные приседания со штангой (масса 60-70% от ПМС) с неполным вставанием, ограничиваемым специальным устройством. Рабочий угол в коленных суставах изменялся в пределах 90-140°. То есть работа выполнялась без расслабления мышц и «до отказа» в каждом подходе. Следовательно, можно предположить, что тренировка проходила в практически анаэробных условиях и сопровождалась значительным понижением внутримышечного рН.
В первую тренировку испытуемые выполняли 4 подхода с интервалом отдыха 8 мин. Характер отдыха - активный (ходьба в среднем и медленном темпе). Во вторую тренировку применялось 9 подходов в виде суперсерий, т.е. три подхода «до отказа» с коротким 30- секундным интервалом отдыха составляли 1 серию. Таких серий выполнялось три. Интервал активного отдыха между сериями — 12 мин.
Сила мышц — разгибателей ног оценивалась до и после тренировки путем выполнения теста с приседанием штанги до угла в коленных суставах 90° и полным вставанием. Вес штанги подбирался таковым, чтобы испытуемый мог выполнить не более 5-8 приседаний. Максимальная произвольная сила (МПС)
мышц — разгибателей ног рассчитывалась по формуле, выведенной на основании экспериментальной зависимости: масса штанги—число повторений, поданным Н.Н. Кулика(1967):
У = 0,122Х2-3,871Х+100; МПС = (масса штанги в тесте) * 100/У,
где У — величина поднимаемого веса в процентах от максимальной силы, X - число подъемов штанги.
Вентиляторные анаэробные пороги (методика Мякинченко Е.Б., 1997) испытуемых определялись до, после и каждые две недели эксперимента (всего 4 среза) в велоэргометрическом тесте со ступенчато-возрастающей нагрузкой. Частота педалирования у мужчин — 80 об/мин, у женщин -70 об/мин. Начальная нагрузка у мужчин - 32 Вт, у женщин - 14 Вт выполнялась в течение двух минут, затем каждую мин мощность нагрузки увеличивалась на 16 Вт у мужчин и на 14 Вт у женщин. Тест выполнялся до явных признаков утомления (одышка, пот, появление лишних движений), но не «до отказа». Фиксировались мощность выполняемой нагрузки, ЧСС при помощи спорттестера РЕ-3000 и легочная вентиляция с использованием портативного вентилометра, соединенного с лицевой маской и имеющего малое «мертвое пространство». Дальнейшая обработка результатов тестирования проводилась с помощью компьютера, где аэробный и анаэробный пороги определялись графическим методом по графикам зависимостей VЕ-ЧСС, VЕ-мощность, ЧСС-мощность. Локализация пороговых точек определялась двумя независимыми экспертами, не имевших информации о принадлежности графиков. Велоэргометрический тест перед началом и в конце эксперимента для повышения надежности проводился трижды. Значения порогов определялось по средней арифметической оценок экспертов. Рассчитывались следующие показатели: мощность аэробного порога (АэП); мощность анаэробного порога (АнП); ЧСС на стандартной немаксимальной мощности (100 Вт); ЧСС АэП; ЧСС АнП.
Общая длительность эксперимента — 6 недель.
Через 6 недель эксперимента зарегистрированы следующие изменения в показателях (рис. 19-22): за период исследования в экспериментальной группе достоверно повысилась сила мышц —разгибателей коленного сустава: с 866+_276 Н в начале (рис. 19) до 1058+320 Н в конце эксперимента (р < 0,001) про-
тив недостоверных изменений этого показателя в контрольной группе: с 705+169 Н до 737+200 Н (р > 0,1). Различия между группами в величине приростов достоверны (р < 0,05).
В экспериментальной группе (рис. 20) мощность АэП в начале эксперимента была 125,4+31,1 Вт, через 6 недель стала 155,3+42,9 Вт (р < 0,01, достоверное повышение), мощность АнП соответственно 162,7 + 36,1 Вт и 189,0+45,1 Вт (р < 0,01). За это время в контрольной группе повышение было недостоверным: мощность АэП повысилась с 129,2±33,1 Вт до 135,2±28,9 Вт (р>0,1) и мощность АнП повысилась с 158,8+39,0 Вт до 167,3+34,1 Вт (р>0,1). Различия в величинах приростов этих показателей между экспериментальной и контрольной группами достоверны (р < 0,01).
В обеих группах (рис. 21) достоверно снизилась ЧСС на стандартной немаксимальной нагрузке (100 Вт): в контрольной группе на 15,1±4,7 уд/мин (р < 0,001), в экспериментальной на 14,2+11,9 уд/мин р < 0,05). Различия между группами до начала и после окончания эксперимента недостоверны (р > 0,1).
Однако в то время как в контрольной группе очевидно проявление эффекта «насыщения», в экспериментальной группе ЧСС монотонно снижалась весь период.
Величина ЧСС на аэробном и анаэробном порогах в обеих группах изменились не достоверно, однако обращает на себя внимание разнонаправленность динамики пороговых ЧСС в контрольной и экспериментальной группах. Что подтверждает возможную тенденцию более высокого тренирующего воздействия сочетания силовой и аэробной тренировки на сердечно-сосудистую систему по сравнению с чисто аэробной тренировкой.
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 1402;