На повышение окислительного потенциала БМВ
Такая постановка проблемы в значительной степени не типична для спортивных исследований в области ЦВС. Традиционно основным достоинством БМВ считается их высокая анаэробная (алактатная и гликолитическая) производительность. Это совершенно справедливо, особенно для дистанций длительностью 15-180 с. Однако анализ метаболических путей расщепления КрФ и углеводов не выявляет какого бы то ни было антагонизма между высокой активностью КФК-азы, ЛДГ и митохондриальными ферментами. То есть вполне возможно сочетание высоких окислительных и гликолитических возможностей мышц. Это убедительно доказывает существование быстрых окислительных МВ, в которых плотность митохондрий может практически не уступать таковой в ММВ.
Однако существуют исследования, в которых показано, что высокая степень закисления мышц при гликолитической тренировке может негативно сказываться на митохондриальном аппарате [Дин Р., 1981; Ленинджер Р., 1966; Лузиков В.Н., 1980], а при аэробной тренировке могут немного понижаться гликолитические возможности [Хочачка П., Дж. Сомеро, 1988]. Однако в этих исследованиях не рассматривались варианты
параллельного воздействия на ферментативную активность гликолитический и аэробных реакций. Но гипотетически такое сочетание вполне может обеспечить прирост обоих показателей.
Точные механизмы и факторы повышения ОП БМВ, также как и ММВ, не известны. Однако показано, что их окислительный потенциал растет при относительно интенсивных интервальных или повторных нагрузках, причем даже в большей степени, чем в ММВ. Это следует из прироста массы ферментов [Daub W.P. и др., 1982; Duadley G..А., R. Djamil, 1985; Ingier F., 1979] и повышения скорости синтеза РНК [Некрасов А.Н., 1982;Каvashina K., J-Zawa M., 1982].
Таким образом, анализируя все доступные данные относительно механизмов стимулирования экспрессии митохондриальных генов как в медленных, так и БМВ, можно заключить, что все сводится к соблюдению двух достаточно простых условий [Селуянов В.Н., 1993]: 1) интенсивное функционирование митохондрий (т.е. активное состояние данного мышечного волокна); 2) относительно невысокая степень закисления цитозоля мышечных волокон, в которых митохондрии функционируют. Вероятно, некоторое положительное влияние может оказывать снижение степени оксигенации гемоглобина, что происходит в среднегорье или барокамере [Булатова М.М., Платонов В.Н., 1996; Современная система спортивной подготовки/Под ред. Ф.П. Суслова и др., 1995]. Хотя и в нормобарических условиях достигается высочайшая степень окислительного потенциала и уровня выносливости спортсменов. Эффект тренировки будет определяться только временем работы, т.е. длительностью активного состояния мышечных волокон.Длительность работы, в свою очередь, может ограничиваться скоростью «закисления» мышцы, исчерпанием запасов углеводов, «центральным» утомлением, механической перегрузкой ОДА и т.д., а эффективность повышения ОП волокон — еще и состоянием организма в период отдыха, точнее - состоянием нервной, гормональной и иммунной систем организма [Виру А.А., 1981; Суркина И.Д., Готовцева Е.П., 1991; Шубик В.М., Левин М.Я., 1985]
В случае ММВ проблема обеспечения указанных двух условий решается просто — возможно большим поддержанием интенсивности нагрузки не выше анаэробного порога.
Как добиться таких условий функционирования для БМВ?
Для обеспечения рекрутирования быстрых ДЕ мощность механической работы в активной (для данной мышцы) фазе движений должна быть выше значений, которые могут быть обеспечены ММВ (см. п. 5.1.1).
Для предотвращения их закисления есть четыре способа:
1. Средняя метаболическая мощность работы мышцы должна быть не выше анаэробного порога. Это означает, что в таком упражнении значительная сила одиночного сокращения (это необходимое условие задействования БМВ в работу, см. выше) должна сочетаться с низким темпом движений [Верхошанский Ю.В., 1988]. Тогда образующаяся МК успевает частично окисляться в ММВ, а частично уходить в кровь и окисляться в миокарде и ММВ менее активных скелетных мышц во время относительно длительной фазы расслабления. Следовательно, упражнение может выполняться достаточно долго без выраженного ацидоза в мышцах и крови.
Такие условия могут быть созданы, например, при медленном беге, или прыжках широкими шагами в гору, или с сопротивлением, плавании «широкими шагами» на привязи, езде с пониженной передачей на велосипеде и т.д. Во всех этих случаях мы получаем средство, уже описанное в аэробно-силовом методе тренировки (см. п. 6.2.1.1)
Для предотвращения случайного понижения рН мышц ниже оптимального уровня упражнение может выполняться интервально с длительностью рабочего периода 1,5-3 мин и отдыхом 2-3 мин [Мякинченко Е.Б., 1983] .
2. Следующий метод также описан в литературе — это «ветровой спринт» [Гилмор Г., Снелл П., 1972], «миоглобиновая» тренировка [Биохимия: Учебник для институтов физ. культуры, 1980). Его суть - использование многочисленных, но относительно коротких (5-15 с) ускорений во время работы в зоне аэробного - анаэробного порогов. Интервал между ускорениями 1,5-2,5 мин. Таким образом, это — интервальная спринтерская тренировка, выполняемая переменным методом.
Смысл ускорения — вовлечение в работу практически всех мышечных волокон и существенное понижение в них концентрации фосфагенов (на 30-50%), это обеспечит развер-
тывание всех процессов энергообеспечения в активных МБ на полную мощность (см. п. 5.1.1), включая окислительное фосфорилирование. Однако короткий период работы предохраняет от существенного снижения рН. Важно, что период активного функционирования митохондрий в БМВ гипотетически будет продолжаться и после завершения ускорения, когда идет активный ресинтез КрФ и окисление лак-тата. Эффективность такой тренировки, кроме теоретического обоснования, имеет и экспериментальное подтверждение [Верхошанский КЗ.В., 1988; Обухов СМ., 1991; ВосЬ РЖ, 1981].
Назовем этот метод «интервальный спринт».
3. Традиционная интервальная тренировка с длитель-
ностью рабочего периода 30-60 с и интервалом отдыха 2-4
мин. В таком варианте гипотетически также задействова-
ны БМВ, но, вероятнее всего, только часть БоМВ, так как
невысокое снижение рН крови свидетельствует о невысо-
кой интенсивности анаэробного гликолиза, несмотря на
достаточно продолжительный рабочий период (т.е. о не-
вовлечении БгМВ).
4. Как следует из схемы развертывания процессов энерго-
обеспечения, описанной в первой и пятой главах, на первой
половине дистанции, преодолеваемой с любой интенсивностью,
включая спринт,соблюдаются условия, необходимые для повы-
шения ОП мышц, а именно — доступность кислорода, нали-
чие всех факторов, активизирующих окислительное фосфори-
лирование, невысокая степень накопления Н+. Следователь-
но, повторная или интервальная работа с соревновательной
скоростью на отрезках, не превышающих 1/2 или даже 2/3 от
длины соревновательной дистанции (т.е. до начала или сере-
дины зоны компенсированного утомления), и интервалом от-
дыха 3-5 мин (или восстановления ЧСС до 120-130 уд/мин)
является прежде всего средством аэробной подготовки,а не «сме-
шанной», гликолитической и т.п. В таком качестве ее и стоит
рассматривать. При этом можно ожидать, что эффект трени-
ровки будет выражен в большей степени в отношении БМВ,
так как для ММВ длительность действия стимула, с учетом
плотности митохондрий в них, будет недостаточной для замет-
ного прироста их ОП.
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 1185;