Средства и методы, направленные на повышение буферной емкости мышц и массы ферментов анаэробного гликолиза
Как было установлено в 5-й главе, максимальная гликолитическая мощность требуется только в спринте - при работе до 40 с.
К сожалению, нам ничего не известно о механизмах и факторах повышения массы (или плотности) ферментов гликолиза в цитозоле. Можно только предположить, что:
—количество ферментов гликолиза будет расти параллельно
с гипертрофией и повышением массы сократительного белка в
БМВ. Этого можно добиться методами силовой подготовки;
—стимулом к ускоренному синтезу и-РНК (активация це-
почки: медиаторы, гормоны Ю ц-АМФ, ц-ГМФ Ю ферменты
Ю генетический аппарат) могут являться факторы, стимули-
рующие высокую скорость протекания гликолитических реакций, т.е. высокий градиент накопления и высокая концентра
ция Са++, Кр, АДФ. Это достигается посредством спринтерс-
ких ускорений максимальной интенсивности при длительно-
сти работы не менее 8-10 с (для существенного понижения КрФ
в БМВ);
—будет наблюдаться высокая концентрация ионов водоро-
да в цитозоле волокна.
В отношении последнего предположения можно заметить, что, с одной стороны, этот фактор является индуктором синтеза белков, а с другой- именно снижение рН ограничивает скорость протекания гликолитических реакций, поэтому кажется маловероятным, что фактор-ограничитель скорости реакции может одновременно являться фактором-индуктором повышения скорости той же реакции!
К сожалению, это все - предположения, для которых нужны серьезные основания.
Классическим вариантом «гликолитической» тренировки является повторное преодоление 3-4 отрезков длительностью 40-90 с с околомаксимальной интенсивностью и сокращающимся интервалом отдыха (5-2 мин). В этом случае удается добиться максимальных значений концентрации Ла в крови и, видимо, минимума рН. Предполагается, что это является признаком высокого тренировочного воздействия на гликолитические системы. Однако исследование двух упражнений дли-
тельностью 30 с максимальной интенсивности с интервалом отдыха 4 мин [Nevill М.Е, и др., 1996] с взятием биопсийных проб показало, что перед второй попыткой в мышце были понижены концентрации гликогена, КрФ, АТФ и рН. В этих условиях при повторной попытке повышенными оказались только показатели аэробной мощности (!) (на 18%). Выход АТФ из фосфагенов и анаэробного гликолиза сократились на 25 и 43%. Это означает, что активность алактатных и гликолитических анаэробных процессов энергообеспечения при таком варианте тренировки снижается.Таким образом, если серия повторных интенсивные нагрузок более эффективна в отношении гликолиза, чем однократные предельные нагрузки (хотя нам не известны эксперименты, где такое сравнение проводилось бы), то фактором воздействия на гликолитическую производительность является не столько интенсивность функционирования этого механизма или глубина снижения рН, сколько длительное поддержания низкого рН и пониженного содержания субстратов в мышце.
Если предположить, что накоплению буферирующих веществ будет способствовать низкая рН, поддерживаемая достаточно длительное время, то максимальной буферной емкостью обладали бы культуристы, для которых длительное поддержание низких значений рН в мышце, при выполнении, например суперсетов, - одно из условий эффективности тренировки. Однако нам не известны сравнительные данные, о концентрации буферируюших веществ (например, бикарбонатов или накоплении гистидина) в мышцах этих спортсменов в сравнении с другими специализациями.
Таким образом, проведенный анализ с достаточно большой вероятностью позволяет сделать вывод, что росту «гликолитических возможностей» (повышению массы иди плотности ключевых ферментов гликолиза и «емкости» гликолиза) будут способствовать спринтерские упражнения (10-20 с), все виды силовой тренировки быстрых мышечных волокон, все виды «аэробной тренировки быстрых мышечных волокон». С меньшей вероятностью таким эффектом будет обладать «гликолитическая тренировка», а известный из практики высокий стимулирующий эффект таких упражнений в отношении спортивного результата может объясняться другими причинами. Например, психологическим эффектом (волевой подготовкой –
«умением терпеть»), совершенствованием техники, «стимуляцией» нейро-эндокринной системы, увеличением силы основных мышц спортсмена, при некоторых условиях — стимуляцией максимальной аэробной производительности и т.д.
Теоретические основы планирования одного тренировочного занятия, тренировочных микро-, мезо- и макроциклов
Исходным пунктом для составления тренировочного плана является ожидаемый тренировочный эффект (ТЭ). В нашем случае — улучшение показателей локальной выносливости снорстменов в ЦВС.
Улучшения локальной выносливости (также как и других компонентов физической подготовленности) можно добиться, решив три задачи:
1) целесообразно подобрав средства и методы воздействия на
генетический аппарат соответствующих морфоструктур орга-
низма (т.е. стимулировав синтез определенного вида и-РНК),
2) обеспечив оптимальные условия для протекания процес-
сов синтеза органелл клеток, подвергшихся тренировочному,
воздействию за время восстановления;
3) обеспечив оптимальные последовательность и уровень
развития мышечных компонентов, определяющих локальную
выносливость применительно к выбранной соревноватсльной
дистанции.
Первая задача решается путем планирования тренировоч- ного занятия, вторая — организацией отдыха и планированием микро- и мезоциклов, третья - макроциклов.
Теоретические основания для планирования одного тренировочного занятия
Как определено ранее, основными морфоструктурами, которые должны подвергаться воздействию с целью развития локальной выносливости, являются:
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 1137;