I.11. ЖЕЛТКОВАЯ ТЕМПЕРА
Пигмент (водная паста)............................... 1,0
Эмульсия (желтковая)....................... 0,5—1,5
Сухой пигмент (лучше густую пигментную водную пасту) затереть с эмульсией до консистенции жидкой сметаны.
Так как этой темперой в основном работают колерами, то каждый колер (краску) следует довести до рабочей консистенции эмульсией, разбавленной еще 2—3 объемами 3%-ного уксуса, или квасом, или обезжиренным молоком.
Колеры яичной (желтковой) темперы следует составлять заранее (во всяком случае, накануне дня начала работы), так как пигментам из-за разных физико-химических свойств нужно неодинаковое время для насыщения эмульсией. (Так же заранее надо затирать на эмульсии и необходимые для работы краски.)
Колеры и краски, затертые на эмульсии, находясь в работе, при хранении в холодильнике могут служить несколько месяцев. Ставя в холодильник, их следует залить водой; перед работой воду слить, добавить немного эмульсии (до рабочей консистенции) и хорошо перемешать.
I.12. ЖЕЛТКОВАЯ ЭМУЛЬСИЯ (14. С. 101; 27. С. 236; 35. С. 46; 81. § 72)
Желток.............................................................. 1,0
Разбавитель:
Дистиллированная вода
или
Уксус (столовый или винный, 3%-ный водный раствор),
или
Молодое вино, пиво, сок фигового дерева[20], разбавленные наполовину водой,
или
Хлебный квас.................................................. 1,0
Отделить желток от белка, слить его в скорлупу (или в стаканчик, блюдце и т. п.), освободив предварительно из «мешочка» (внешней пленки), долить скорлупу разбавителем (в иной посуде добавить количество, равное объему желтка). Все тщательно перемешать.
Зимние яйца дают эмульсию, достаточную как по густоте, так и по жирности. При использовании летних яиц в эмульсию следует ввести еще некоторое количество уксуса. Русские мастера в эмульсию вводили хлебный квас — краски становятся более звучных тонов и удобнее (мягче) в работе.
При низкой температуре (в холодильнике, но не в морозилке), в герметически закрытой посуде эмульсия практически не теряет своих качеств долгое время, сохраняется в течение нескольких месяцев. Эмульсия, составленная на одном пиве (без добавления воды), сохраняется еще лучше. В практике известны случаи, когда такая эмульсия сохранялась в течение года и даже двух лет. Для работы необходимое количество, этой эмульсии следует отлить в какую-либо посуду и разбавить ее водой, доведя до нужной консистенции.
Еще менее атмосферостойки краски, затертые на натуральной цельнояичной эмульсии. Они образуют красочные слои, поверхность которых по внешнему виду очень похожа на росписи, выполненные красками клеевыми и фреской. По своим технологическим свойствам краски цельнояичной темперы напоминают клеевые: быстро сохнут, при этом сильно высветляются, изменяют цвет и тон. Они образуют довольно рыхлый красочный слой с матовой поверхностью, который не крыли лаком, так как в противном случае поверхность росписи изменила бы тон и цвет, сильно потемнела бы, начала блестеть, что привело бы к нарушению цветотонового строя произведения (ил. 6—8).
Дата добавления: 2015-06-17; просмотров: 1475;