Опорно-двигательный аппарат

Одним из наиболее характерных элементов челове­ческого организма является его стопа, представляющая орган опоры при стоянии, ходьбе и беге. В скелете стопы можно обнаружить следующие главные отличия от ант­ропоморфных обезьян:

1) значительно более короткие фаланги и плюсневые ко­
сти по отношению к длине предплюсны, чем у выс­
ших обезьян; в процентах длины стопы длина пред­
плюсны составляет у шимпанзе 35, у человека — 49;
длина фаланг третьего пальца у шимпанзе — 36, у
человека — 21. Иначе говоря, длина фаланг третьего
пальца в процентах длины предплюсны составляет у
шимпанзе 101, у орангутана —166, у человека — 43.
Более всего из фаланг третьего пальца укоротилась у
человека средняя фаланга. Она составляет у человека
24% всей фаланговой длины; у орангутанов, гиббо­
нов, большинства мартышкообразных — 33%;

2) очень длинный и очень толстый первый палец по
сравнению с другими пальцами;

3) значительно меньшая подвижность первого пальца
стопы, анатомически выражающаяся в различных осо-


бенностях стопы: а) сочленовная поверхность плюс­невой кости первого пальца у человека является по­чти плоской; такую же форму имеет в суставная по­верхность соответствующей кости предплюсны, что ограничивает движения первого пальца у человека; у обезьяны эти сочленовные поверхности шаровидные, округлые, а именно: вогнутые на первой плюсневой и выпуклые на клиновидной; б) шейка таранной кос­ти менее отведена в сторону, чем у обезьян; в) мета-тарзальная поперечная связка у человека охватывает все пять лучей, тем самым фиксируя приведенное по­ложение первого луча в отличие от обезьян, у кото­рых первый луч остается свободным;

4) стопа человека обладает высоким сводом, в отличие
от плоской стопы обезьяны;

5) стопа человека пронирована, в отличие от резко су-
пинированной стопы шимпанзе и орангутана.
Приспособленность к выпрямленному двуногому

хождению отразилась на всем строении тела человека. У человека очень мощные кости голени; так, окружность диафиза большой берцовой кости в процентах длины ту­ловища равна у него примерно 16; эта цифра выше, чем у всех других приматов.

У человека весьма мощно развита икроножная мус­кулатура, сгибающая колено и опускающая (сгибающая) стопу. Трехглавая мышца голени составляет у человека 57% веса всей мускулатуры голени, у шимпанзе — 36, у орангутана — 28%. По отношению ко всей массе тела у мужчины в 64 кг масса трехглавой мышцы оказалась рав­на 1,05%, а у орангутана в 76,5 кг — только 0,16% массы. Отличительной чертой голени человека являетея также большая длина ахиллова сухожилия и отсутствующая у антропоморфных обезьян третья малоберцовая мышца, прикрепляющаяся к основанию пятой плюсневой кости и ' поднимающая латеральный край стопы.


 


!




Очень характерно для человека и тесно связано с его выпрямленной походкой сильное развитие разгибателей бедра. Их общая масса относится к массе остальной мус­кулатуры бедра, как 3:5. Роль вращателей (ротаторов), на­оборот очень мала — 1:30. Замечательно, что на верхних конечностях человека вращатели весьма сильно развиты, и их отношение к массе остальных мышц руки приблизи­тельно равно 1:4,8- Приводящие мышцы бедра развиты у человека слабее, чем у обезьяны, а некоторые из сгибате­лей сильнее. В связи с деятельностью сгибателей на бед­ренной кости человека выступает шероховатая линия и сильный пилястр. Большое значение для прямохождения имеет также широкая фасция, служащая оболочкой, скреп­ляющей мышцы. У других приматов ее либо нет совсем, либо она мало развита.

Огромной величины достигает у человека ягодичная мускулатура, отводящая и разгибающая бедро, сравнитель­но слабо развитая у обезьян. Большая ягодичная мышца препятствует стремлению туловища опрокинуться вперед, опасности падения назад препятствуют сильно развитые связки бедра.

Очень важным приспособлением к двуногому верти-кальному'хождению на туловище является изогнутость позвоночника в форме лука с двумя изгибами кпереди (шейный и поясничный лордозы) и двумя изгибами кза­ди (грудным и крестцовым кифозами). Эти изгибы дела­ют позвоночный столб своего рода рессорой, которая пру­жинит при толчках и прыжках, и тем самым предохраня­ет головной мозг от повреждения.

Для человека характерно сильное укрепление связи позвоночного столба с тазом. В крестцово-тазовом соеди­нении принимают участие 3 крестцовых позвонка. Таким образом, переход к двуногому выпрямленному хождению потребовал большой перестройки многих органов, причем некоторые изменения привели к трудностям и неудоб­ствам, далеко еще не в полной мере изжитым человеком.


Особенно большую перемену должен был испыты­вать тазовый пояс человека, на который легла двойная нагрузка в связи с тем, что масса всего тела при двуногом положении распределяется на две ноги, а не на четыре. Лобковое сращение у четвероногих лежит примерно под крестцово-подвздошными сочленениями, располагаясь в одной вертикальной плоскости с ними и с тазобедренны­ми сочленениями. У человека оно оказалось впереди как °т тех, так и от других, и поэтому перестало выполнять роль «растяжки», препятствующей раздвиганию в сторо­ны обоих тазобедренных сочленений под действием тя­жести. По механическим условиям было бы выгодно ук­репление такой растяжки на дне таза. Однако на дне таза расположены задний проход и мочеиспускательный ка­нал и, что особенно важно, родовой путь. К новым усло­вия^ _ к двуногому хождению человеческий таз приспо­собился разными способами: изменением формы cboiI# костей, изменением взаимного расположения частей таза, развитием и усилением связочного аппарата в таких мес­тах, где требуются усилия для поддержания необходимого равновесия при вертикальном положении.

Важную роль для укрепления таза играют у человека крестцово-седалищные связки, по две с каждой стороны, препятствующие раздвиганию в стороны симметричных частей таза под влиянием нагрузки массы корпуса тела. Но ив этом случае получается нецелесообразное устрой­ство родового пути, так как указанные связки лишают кре­стец подвижности и превращают его в помеху при родо­вом акте (Бернштейн, 1926).

В связи с этим правильно говорят о своего рода «рас­плате» за двуногое хождение, которая выражается в спе­цифических для человека заболеваниях: опускании и вы-Ш; падении матки при трудных родах, относительно частых грькках при ношении больших тяжестей, плоскостопии и т.п. Наибольшие затруднения в процессе выработки вер­тикального положения тела выпали на долю женщины,

-i 211


вследствие перестройки таза, что должно быть принято во внимание при изучении вопроса о естественном разде­лении труда, возникшем вследствие половых различий на ранних этапах формирования человеческого общества. Весьма возможно, что во время беременности женщины уже у древних гоминид не могли долгое время прини­мать участие в охоте, требовавшей быстрого преследова­ния добычи, сбрасывания камней или очень продолжи­тельных переходов.

Вполне понятно, что переход к двуногому хождению был бы биологической нелепостью, если бы оно не вело к чрезвычайно полезной и жизненно важной для древних людей свободе верхних конечностей и к их освобождению от участия в передвижении тела.

Это освобождение рук осуществлялось в неразрыв­ной связи с их использованием для собирания съедобных плодов, выкапывания корней, срывания побегов, для об­хватывания палок и камней при обороне и нападении, а также для использования режущих и рубящих каменных осколков при расчленении добычи. В конечном итоге эти действия привели к изготовлению орудий и положили на­чало трудовой деятельности человека. Выпрямленное по­ложение вело к расширению кругозора и облегчало ис­пользование голосового аппарата. Использование рук для выполнения новых функций, естественно, потребовало выработки многих характерных для человека особеннос­тей передних конечностей.

Прежде всего, очевидно, что для свободных и быст­рых движений чрезмерно большие кисти рук были бы не­выгодны, так как значительный момент их веса относи­тельно осей, проходящих через плечевой сустав, препяпч ствовал бы этим движениям. Поэтому вряд ли можно счи­тать случайностью тот факт, что длина кисти у человека, ' выраженная в процентах длины плеча, намного меньше, чем у обезьяны. У человека эта величина равна примерно


if, у шимпанзе — 78, у гориллы — 75, у орангутана — 77,

75.

Исследования показали, что скелет кисти человека от-:я от кисти антропоморфных большей «радиализа-», т.е. усилением не только первого, но и второго луча, тем первый луч усиливается, главным образом, за счет тения пястной кости. У человека увеличивается как юсть кости, так и прочность связей ее элементов, ювчатая кость связана при помощи тугих суставов с гями дистального ряда запястья и с тремя централь-[ пястными. В лучезапястном и межпястном суставе юобразие их движений и свобода увеличиваются. Для человека очень важное значение имеет большая та первого пальца руки. Этот признак иллюстрирует-i следующими цифрами длины первого луча в процен-Гах третьего: у орангутана — 39, у шимпанзе — 40, у го-

[ — 43, у человека — 64.

Исключительно мощного развития достигает у чело-|века мышца, противопоставляющая первый палец, кото-«рая вообще отличается хорошим развитием у высших при-i матов. Она совсем отсутствует у малой тупайи, у лемуров »большинстве случаев она слабо развита, а у долгопята очень мала. Исключительно слабо развита эта мышца у коаты, что объясняется редукцией большого пальца.

В отличие от всех обезьян, у человека имеется от­четливо обособившийся от общего глубокого сгибателя | пальцев отдельный мускул, сгибающий первый палец. Значительная подвижность отдельных пальцев руки обес­печивается у человека малыми размерами кожных меж­пальцевых перегородок, которые, например, у гориллы простираются через всю длину основных фаланг.

Очень высокое место в ряду приматов человек за­нимает по развитию супинирующей мьшщы, что вполне понятно, так как значение пронации-супинации для тру-|; довых движений исключительно велико.

Ч 213


7А.2. Головной мозг

Одной из наиболее характерных особенностей чело­века, отличающего его от антропоморфных обезьян, яв­ляется исключительно сильное развитие головно'го мозга.

Если иметь в виду, что по массе тела человек зани­мает примерно среднее положение между гориллой и шимпанзе, не слишком сильно отличаясь в крайних вари­антах от них, то можно сопоставить его с названными животными по абсолютной массе мозга, а также* но отно­шению массы мозга к массе тела.

Ранке предложил выражать объем полости позвоноч­ного канала, в котором помещается спинной моЗг»в про­центах объема церебрального отдела черепа. У «еловека эта величина равна примерно 9, у орангутана— 20, у овцы — 77, у волка— 80, у оленя — 97, у лошади — 112, у крокодила — 720.

Головной мозг человека отличается от головьюго моз­га антропоидных обезьян не только большой массой, но и многими другими чертами, из которых важнейшими яв­ляются следующие:

1) более крупный неопаллиум и более сложное строе­
ние ассоциативных зон;

2) более развитые теменная и лобная доли, причем пос­
ледняя не заострена в виде клюва в переднем отделе;








Дата добавления: 2015-06-17; просмотров: 1021;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.014 сек.