Череп и зубы
Лицо человека по сравнению с мордой гориллы, шимпанзе и орангутана маленькое, в особенности, если сопоставлять размеры лицевого и мозгового отделов черепа. Эти соотношения выражаются в следующих цифрах: на сагиттальном разрезе черепа человека площадь лицевого отдела составляет приблизительно 43 % от площади мозгового отдела, а у шимпанзе -* 94%, Показательны также цифры, выражающие вес нижней челюсти в процентах веса черепа (без нижней челюсти), т.е. кальвариомандибуляр-ный индекс: у гориллы он составляет 40—46, у человека примерно 15.
В соответствии с большой длиной нижней челюсти и большой длиной лицевого отдела в целом, челюсти антропоидов сильно выступают вперед — их черепа обладают прогнатизмом. Наоборот, лицо человека, как правило, имеет более или менее прямой профиль, т.е. для него характерен ортогнатизм. Различия в величине угла профиля лица выражаются следующими цифрами (в градусах): у орангутана — 41, у гориллы — 55, у шимпанзе — 56, у человека — 77—89.
Малые размеры человеческого лица объяснялись разными причинами: общее уменьшение лицевого отдела, по-видимому, было полезно для человека как вертикаль-
f$o стоящего существа, так как чрезмерно большой объем эловы повьппал бы и без того значительную неустойчи-Рвость человека при двуногом стоянии.
Этот выигрыш в степени устойчивости, конечно, мал, ри> его, безусловно, следует учитывать в связи с «топогра-\» положением лицевого отдела. Равновесие го-рювы, балансирующей на позвоночном столбе, подчиня-[ закону рычага первого рода. Для человека во многих случаях важно держать голову в несколько приподнятом рвиде, так, чтобы оптические оси были направлены.к гори-1*зонту. Хорошим противовесом тянущему вниз лицевому I отделу у человека служит большой мозг. Однако понят-|*но, что если бы человек обладал мордой гориллы, этот противовес пришлось бы усилить мощной затылочной мус-; кулатурой и связочным аппаратом, которые потребовали бы для своего прикрепления очень больших остистых от-jf.ростков шейного отдела позвоночника, как это имеет место у гориллы. Понятно, что все это оказалось бы дополни-■ тельным грузом и еще больше переместило бы центр тя-| жести тела вверх, к головному концу. Очевидно, таким £« образом, что короткое лицо человека выгодно для него в механическом отношении.
Большое затылочное отверстие у человека сдвинуто > далеко вперед, чем достигается наилучшее использова-; вне заднего отдела мозгового черепа В качестве противо-f ■ юса лицу и устраняется необходимость в усилении мышечного аппарата затылка, которое, кроме того, принесло бы ущерб и подвижности головы около вертикальной оси. | С этой подвижностью связано характерное для человека сильное развитие сосцевидных отростков, а также усиление вращающей функции косых мышц головы. ; Следует также особо рассмотреть вопрос о значении |" для человека малых размеров его нижне- челюсти. Нижняя челюсть совершает движения главным образом в са-лвттальной плоскости по законам рычага второго поряд-, так как точка опоры в суставных ямках лежит вне то-
v 219
чек приложения сил, вызывающих движения челюстщ Ясно, что при поднятом лице приводить нижнюю челюсть в соприкосновение с верхней было бы труднее, если бы она была такой же крупной, как у гориллы и орангутана. В.В. Бунак (1951) обратил внимание на то, что членораздельная речь при необычайно быстрых, хотя и небольших движениях нижней челюсти была бы невозможна при чрезмерно большой ее массе. Можно думать, что при прямой посадке головы человека, а следовательно, при поднятой кверху нижней челюсти ее большая масса могла бы затруднять и акт жевания.
Довольно распространенная точка зрения заключается в том, что укорочение лица у человека и вообще ослабление его жевательного аппарата были вызваны искусственной обработкой и размягчением пищи с помощью огня. Этими же причинами пытались объяснить и небольшие размеры зубов человека и наличие одного или двух корней у верхних предкоренных зубов вместо трех, обычно имеющихся у обезьян.
У человека ровный ряд зубов, т.е. для него характерно отсутствие конической формы клыков и малая их величина, в связи с чем отсутствуют промежутки (диастемы) между клыками и первыми предкоренными в нижней челюсти и между резцами и клыками в верхней. У обезьян в эти диастемы входят клыки противоположной челюсти. У человека первые предкоренные, как и вторые, имеют по два бугорка — щечный и язычный, расположенные поперечно по отношению к направлению зубного ряда. У обезьян коронка первого предкоренного имеет бугорки, расположенные один за другим, причем передний большой и заостренный отчасти повторяют форму клыка.
Ч. Дарвин объяснял малый размер клыков у человека наличием у него руки, которая приняла на себя функции боя при нападении и обороне. Освобождение руки с этой точки зрения оказало на клыки такое же влияние, какое имело для некоторых копытных развитие рогов, сде-
: клыки ненужными. Вряд ли можно считать, что пшой уменьшения клыков у человека было укороче-хе лица, так как, например, у гиббона с его короткой дочкой имеются огромные клыки. Для человека характерны также гладкая поверхность згового отдела черепа, т.е. отсутствие сагиттального и точного гребней, а также значительно более слабое, [ у гориллы и шимпанзе, развитие надглазничного ре-i. Отсутствие сагиттального и глазничного гребней у товека обычно объясняют малым развитием височной г затылочной мышц, а также большой поверхностью моз-эвой коробки, а следовательно, отсутствием нужды в до-золнительной поверхности в виде гребней для фасций ^жевательной и затылочной мускулатуры.
Одной из наиболее типичных черт человека является звитие у него подбородочного выступа, неизвестного ни одной из обезьян. Образование подбородочного тре-1ьника связано с закладкой в области симфиза ряда | мелких подбородочных косточек (ossicala mentalia), кото-ie специфичны только для человека. Они появляются в энце эмбриональной жизни, сливаются между собой и с f.телом нижней челюсти (на детских челюстях видны сле-Рды слияния).
По вопросу о механизме возникновения подбородка у человека в литературе высказывались различные взгляды. ; Появление подбородочного выступа объясняли редукцией ^.альвеолярного отростка — при общей редукции жевательного аппарата альвеолярный отросток сильно уменьшает-[хи, тогда как нижний отдел передней части тела челюсти | такой редукции не испытывает, что вызывает отступание |Г альвеолярной части и тем самым появление подбородка. I Формирование подбородка ставили также в связь с выпрямлением передних зубов и альвеолярного отростка.
Другие авторы связывали образование подбородка с изменениями черепа в целом. Указывалось, что расшире-|ние мозгового черепа вызвало расхождение ветвей ниж-
> 221
ней челюсти, а укорочение верхней челюсти и нёба обусловили уменьшение ее длины. Это вызвало усиление поперечных натяжений в области симфиза, особенно в нижнем его отделе, и задерживало слияние двух половин челюсти. Необходимость усиления передней пластины обусловила появление подбородочных косточек, которые и образовали подбородочный выступ.
Образование подбородка объясняли также неодинаковым ростом альвеолярной и базальной частей челюсти в период смены зубов: у человека, у которого передние постоянные зубы не больше молочных, альвеолярная часть мало увеличивается, тогда как базальная часть усиленно растет в связи с общим увеличением размеров челюсти.
Очевидно, что каждый из указанных факторов, взятый в отдельности, недостаточен для объяснения сложного механизма возникновения подбородка. Здесь, по-видимому, играли роль и редукция альвеолярной части, и выпрямление зубов, и неодинаковый рост альвеолярной и базальной части, и разрастание подбородочных косточек.
Более или менее сильное выстуиание из плоскости лица костного носа также отличает человека от других приматов. Высказывалось мнение, что выступающий нос полезен главным образом для обогревания потока холодного воздуха при носовом дыхании, без чего мозг человека и его носоглотка подвергались бы чрезмерному охлаждению и что, кроме того, он играет важную роль фильтра, задерживающего пыль и микробы.
Следует принять во внимание, что для сохранения внутреннего тепла образование наружного носа было бы для человека особенно полезно в совокупности с уменьшением прогнатизма в среднем отделе лицевого скелета.
7.4.6. Редукция волосяного покрова
Распределение волос на голове, на лице и на теле человека в целом весьма для него характерно и не имеет никаких аналогий среди других приматов. Однако отдель-
i -вые черты волосяного покрова, напоминающего челове-f ческий, встречаются у различных видов обезьян. Так, для приматов вообще, в отличие от человека, очень необычно развитие волос на лобке и в подмышечных впадинах. Правда, у одного вида гиббонов самцы имеют в области Ш лобка длинную кисть волос, свисающую почти до колен, I аналогичная особенность описана у одной южно-американской обезьяны. В подмышечных впадинах имеются \, волосяные пучки у мангобея и у некоторых шимпанзе. Борода встречается среди узконосых и реже среди широконосых обезьян.
Наиболее резким отличием человека является край-| нее поредение и укорочение у него волосяного покрова на |' большей части поверхности тела. Ч. Дарвин приписывал редукцию волос у человека действию полового отбора, % полагая, что обладатели и обладательницы наиболее об-X наженного от волос тела имели особую привлекательность для другого пола. Он считал, что утрата волос не могла I принести предкам людей никакой пользы и более того могла быть вредной, так как даже под экватором по ночам люди страдают от холода и должны согреваться ис-i ■ кусственными средствами, т.е. одеждой и огнем.
Однако можно привести соображения о том, что вред _ от потери волос в жарком климате, ощущающийся ночью, с избытком возмещался пользой в течение дня. Следует иметь в виду, что человек очень рано научился создавать средства, охраняющие его от охлаждения (синантроп уже знал огонь), но до сих пор не нашел достаточно простых способов бороться с перегреванием своего тела. £ Далее, большие размеры тела человека создавали небла-| гоприятные в смысле перегревания соотношения между Ь? поверхностью тела и его объемом. Известно, что наибо-|- лее густошерстны маленькие млекопитающие Севера и наиболее безволосы среди млекопитающих крупные животные тропиков — слоны. Высшие обезьяны лишены 1' подшерстка; шимпанзе и горилла обнаруживают весьма
■<•■ 223
сильное поредение волосяного покрова на груди и на спине. Предок человека, оказавшись на земле на открытых местах, в условиях жаркого климата, должен был испытывать угрозу перегревания в большей степени, чем древесные жители — обезьяны, так как в высоких ярусах тропического леса относительно прохладно, а воздух наиболее горяч вблизи поверхности земли.
Угроза перегрева должна была усугубляться вследствие необходимости совершать большие переходы в поисках пищи и применять значительные физические усилия при преследовании добычи. Многочисленные физиологические исследования показали, что после бега температура тела человека повышается до 39,6°С, причем в некоторых опытах через 45 минут после бега температура была равна 38,3 °С.
Человек вряд ли мог потерять волосяной покров до приобретения вполне свободного передвижения на двух ногах. Детеныши обезьян цепляются за шерсть матерей ври необходимости перемены места и, очевидно, перенос с помощью рук стал возможным только при выпрямленном положении тела. С другой стороны, потеря волос на теле едва ли могла произойти после развития ледниковых явлений или после того, как человек расселился в более холодных зонах.
Таким образом, систематическое положение современного человека в природе следующее:
Тип—Хордовые (Chordata).
Класс — Млекопитающие (Mammalia).
Отряд — Приматы (Primates).
Семейство — Гоминиды (Hominidae).
Род — Человек (Homo).
Вид — Человек разумный (Homo sapiens).
Полуобезьяны
Обыкновенная тупайя
Филиппинский долгопят
Руконожка
Лемур вари
8. Зак. 486
Дата добавления: 2015-06-17; просмотров: 1515;