Общие замечания.
Как указывалось ранее, массовая выдача свидетельств участникам долевой собственности началась после утверждения его формы Указом Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России". При этом не обошлось и без серьезных юридических курьезов. В некоторых регионах (например, во Владимирской области) с разрывом в три-четыре месяца главами районных администраций были приняты постановления, на основании которых выдавались свидетельства на право "общей совместной собственности" на одни и те же массивы из состава земель сельхозназначения как физическим лицам, так и сельскохозяйственным предприятиям. Если подходить к этому вопросу строго юридически, то сосуществование двух действующих актов органов местного самоуправления должно было рано или поздно поставить под сомнение законность возникновения права собственности на земли сельскохозяйственного назначения либо у участников долевой собственности, либо у сельхозпредприятия.
Согласно ст. 116 ГК РСФСР 1964 года (часть I, действовавшая на момент выдачи свидетельств на право долевой собственности) "имущество может принадлежать на праве общей собственности двум или нескольким колхозам... либо двум или нескольким гражданам". Действующий в настоящее время ГК РФ сохранил тот же институт: "имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности" (п. 1 ст. 244).
Ни колхозы и совхозы, ни их правопреемники - сельскохозяйственные предприятия не являлись и не являются двумя или несколькими лицами. Согласно абз. 2 п. 2 ст. 48 ГК РФ они считаются юридическими лицами. Сельскохозяйственное предприятие может быть участником долевой собственности вместе с другими физическими или юридическими лицами в индивидуальном порядке. Закрепление же за ним земель сельскохозяйственного назначения на праве общей совместной собственности противоречит самому институту общей собственности, которому присуща множественность субъектов права на одну вещь. Также не могут существовать одновременно два одинаковых права на один и тот же объект (на одну и ту же землю), с одной стороны, у юридического лица, с другой - у совокупности физических лиц: либо оба недействительны, либо право собственности на указанный объект имеется только у кого-то из них. Поскольку земельные доли, закрепленные свидетельствами за физическими лицами, последние получили в результате приватизации, то именно они являются собственниками своих долей.
Подтверждением того, что земля сельскохозяйственного назначения не принадлежала ни колхозам и совхозам, ни их правопреемникам - сельскохозяйственным предприятиям на праве общей собственности, служит заключение ими с 1997 года договоров аренды земельных долей при множественности лиц на стороне арендодателей. Более того, ни колхозы и совхозы, ни их правопреемники - сельскохозяйственные предприятия - не вправе указанную землю ни продать, ни дарить, ни отдавать в залог, ни распоряжаться ею иным образом, поскольку в силу ст. 260 ГК РФ таким правом наделены лица, имеющие земельный участок (массив) в собственности. Более того, во многих районах в регистрационных службах (ранее - филиалах учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним) все последние годы идет регистрация так называемого первичного права участников долевой собственности на землю сельскохозяйственного назначения, субъектами которого являются именно физические, а не юридические лица.
Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1767 не предписывал выдавать свидетельства об общей совместной или общей долевой собственности на одну и ту же землю (на один и тот же конкретный объект - земельный участок или земельный массив) одновременно и совокупности физических лиц и юридическому лицу (хотя бы последнее и было создано этими физическими лицами). В частности, в абз. 2 п. 2 Указа (единственном абзаце Указа, где речь идет одновременно о физических и юридических лицах и об их праве образовывать общую собственность) говорится только, что "граждане и юридические лица могут образовывать общую совместную или общую долевую собственность путем добровольного объединения принадлежащих им земельных участков, земельных долей (паев)", и ни о чем-либо другом. То есть свидетельства о праве "общей совместной собственности" на земли сельскохозяйственного назначения, выдававшиеся колхозам и совхозам, изначально в момент своей выдачи были недействительны, не должны были иметь юридическую силу. Однако не всегда суды разделяют эту точку зрения. Это хорошо видно на примере двух судебных дел, анализируемых ниже, в которых изучался вопрос о праве собственности на земельные доли. В отличие от московской практики, о которой говорилось в предыдущем параграфе, эти дела рассматривались районными судами.
Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 901;