Все они действуют на основе функционирования таких механизмов музыкального сознания субъекта как музыкальное восприятие и музыкальное мышление.
Отсюда следует, что эффективное управление разными видами музыкальной деятельности детей и учащейся молодежи в значительной мере обусловлено глубиной знаний специалистами механизмов функционирования музыкального сознания личности.
- Какие же компоненты составляют музыкальное сознание личности?
Выявление этих компонентов предполагает:
- анализ особенностей функционирования музыкального восприятия и музыкального мышления субъекта в их взаимосвязи;
- соотношение музыкального сознания личности с музыкальным сознанием общества.
Известно, что музыкальное восприятие представляет собой сложный вид художественной психической деятельности субъекта, которая является, с одной стороны, формой чувственного отражения конкретного предмета (материально-звуковой конструкции музыкального произведения), который ощущается в форме музыкально-звуковых образов. А с другой стороны – это многоуровневая эмоционально осмысленная работа психики субъекта, в свою очередь, функционирующая на основе механизма музыкального мышления.
На уровне ощущений-восприятий непосредственного целостного звукового музыкального образа слушатель откликается на его общий эмоциональный характер чаще всего неосмысленно. Поэтому музыкальное произведение еще не воспринимается как художественное музыкальное явление, особенная образно-эмоциональная модель социальной действительности, которая информирует об эстетических нормах общества определенной культурно-исторической формации.
Именно благодаря включению в этот процесс музыкального мышления слушатель получает возможность обозначить чувственные состояния, осмыслить логику развития образно-эмоционального содержания, особенности построения его композиционной структуры. Вместе с тем, логический анализ образно-эмоционального строя музыкального произведения сам по себе не вызывает у слушателя чувство сопереживания содержанию музыки. Его цель – выяснение степени соответствия (адекватности) изначального, непосредственного эмоционального впечатления. Именно благодаря логическому анализу содержания произведения возникает возможность усиления эмоционального сопереживания музыки, углубления ее эстетической оценки.
Такая деятельность музыкального сознания строится на личностном слушательском и жизненном опыте воспринимающего субъекта. Меду тем, существуют определенные зависимости между музыкальным сознанием личности и музыкальным сознанием общества. Как отмечает А.Н. Сохор, музыкальное сознание личности обусловлено типом музыкального восприятия, социально-демографическими признаками субъектов определенной социальной группы. В свою очередь, потребность той или иной группы субъектов в музыке разных направлений, жанров, стилей обусловлена характером практической деятельности субъекта, особенностями его ценностных ориентаций.
Выводы. Полноценное, художественное, целостное восприятие музыкального произведения в значительной степени обусловлено умением слушателя ощущать за музыкальными образами эмоциональный мир человечества на определенном этапе его развития - через восприятие и сопереживание цепи конкретно-чувственных, интонационно-смысловых образов музыкального произведения.
Слушатель с развитым музыкальным мышлением воспринимает музыкальное произведение как систему музыкальных (художественных) образов, в которых композитор моделирует субъективное восприятие объективного мира, в котором живет. В процессе восприятия действительно художественного музыкального произведения музыкальное сознание слушателя как бы общается (через музыку) с общественным музыкальным сознанием соответствующей культурно-исторической эпохи.
На основе сказанного выделим уровни и формы музыкального сознания личности по следующим показателям:
- по степени осознанности (от непосредственного, чувственно-эмоционального – до рационально-теоретического);
Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 1601;