По степени сложности и специализированности.
Чувственно-эмоциональный (перцептивный) уровень развития музыкального сознания личности выявляется уже на стадии ощущения музыкальных звуков, их восприятия як мелодико-ладовых комплексов, т.е. эмоционального ощущения музыкальных интонаций как первичных элементов музыкального мышления.
Эмоционально-осмысленный уровень развития музыкального сознания личности проявляется в способности слушателя воспринимать интонационно-образную структуру музыкального произведения и предполагает развитость музыкального опыта слушателя (сформированность «интонационного словаря», навыков интонационно-образного мышления).
Рационально-теоретический уровень музыкального сознания личности характеризуется осознанием слушателем как общих эстетических качеств музыкального произведения с точки зрения композиционной структуры (завершенность, гармоничность, совершенство и др.), так и умением соотносить его образно-эмоциональное содержание с содержанием эстетических категорий (прекрасное – безобразное, возвышенное – низкое и др.). Этот уровень музыкального сознания личности обусловлен уровнем ее эстетической образованности, которая получает свое отражение в направленности музыкально-эстетических взглядов и вкусов, сформированности системы эстетических чувств и идеалов.
Выделенным уровням музыкального сознания личности соответствуют определенные их формы.
Чувственно-эмоциональный уровень развития музыкального сознания личности находит отражение в таких ее формах как:
-музыкальный слух (мелодический, гармонический и пр.),
- ладовое чувство,
- музыкальный ритм,
- музыкально-слуховые и интонационно-образные представления.
Эмоционально-осмысленный уровень музыкального сознания личности функционирует в таких формах как:
- музыкальная память,
- интонационный тезаурус,
- музыкальный вкус, музыкально-эстетический идеал,
- музыкально-эстетическая оценка.
Рационально-теоретический уровень функционирования музыкального сознания личности выявляется в таких формах как:
- взгляды и суждения обыденного музыкального сознания,
- систематизированные и теоретически обобщенные специализированные музыкально-теоретические знания, складывающиеся в результате осознания собственного и исторического музыкального опыта в форме музыкально-эстетических канонов, теоретического музыкознания во всех его разновидностях, музыкальной эстетики и музыкально-художественной критики.
Выводы. Музыкальное сознание личности характеризуется достаточно сложной структурой, формами и механизмами функционирования. Их знание специалистами в значительной мере способствует дальнейшему усовершенствованию системы музыкально-эстетического воспитания и обучения детей и учащейся молодежи.
В современной музыкальной теории и практике не теряет своей актуальности «вечная» проблема понимания музыки. Каждое новое поколение слушателей сталкивается с проблемой осознания содержательной сущности музыки. Именно уровень восприятия музыки широким кругом слушателей является важнейшим показателем состояния музыкального сознания, особенностей развития музыкальной культуры общества.
Исследования процессов восприятия и понимания музыки сегодня предполагает выяснение проблем восприятия музыкального произведения как специфического звукового процесса, культурологических и психологических предпосылок, обеспечивающих художественное, эстетическое переживание и понимание (оценку) слушателем музыкального произведения. Как заметил А.Г. Костюк, способность воспринимать – наблюдать слухом – первейшее условие познания и понимания содержания музыкальных произведений [24, C. 16].
Между тем, в современных научных исследованиях все более подчеркивается, что процесс восприятия и понимания музыкального произведения являются интеллектуальным процессом, который протекает в глубинах сознания слушателя. Интенсивность общения личности с музыкой высокохудожественного уровня обусловлена богатством ее внутренней жизни, находящей свое отражение в особенностях мироощущения и мировосприятия личности, богатства ее фантазии, представлений и др.
Аналитическое познание музыки, конкретного музыкального произведения предполагает нахождение той объективно существующей реальности, которая раскрывается в спектре его индивидуальных отличий, преломленных в музыкальном произведении уровней художественного сознания творца: его художественного мировосприятия, мировоззрения, принципов музыкального мышления, закономерностей его интонационного воплощения. То есть, система выразительных средств, общих композиционных и драматургических закономерностей, использованных в конкретном произведении, каждый компонент этого целостного комплекса – являются потенциальными объектами для музыкального познания [4, С. 15-16].
Исследователи (А.Г. Костюк, Е.В. Назайкинский, В.В. Медушевский, М.М. Смирнов и др.), отмечают, что в процессе восприятия музыкального произведения интеллектуальная активность слушателя должна направляться на его образно-эмоциональное содержание. Они считают, что завершающее звено процесса восприятия музыки предполагает обобщение слушателем историко-социальной информации, благодаря которой выясняется ведущая идея произведения, предлагается художественная и социальная оценка его в контексте современного развития музыкальной культуры. Исследователи (В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский и др.), изучающие механизм осознанного восприятия музыки, полагают следующее. Основу осознанного восприятия музыки составляет диалектическая связь эмоционального и интеллектуального компонентов музыкального восприятия. Ученые включают в музыковедческий аппарат термины «понимание», «осознание», «чувственность-понимание» музыки, противопоставляя тем самым процесс глубокого понимания музыки ее чисто внешнему эмоционально-интуитивному слушанию-ощущению. Именно этот аспект проблемы осознанного восприятия слушателя («мыслительно-чувственной активности» А.Г. Костюк) требует своего углубленного изучения как с точки зрения теории, так и художественной практики.
Теория осознанного восприятия музыки сформировалась на перекрестке интересов специалистов разных областей науки в пунктах выяснения вопросов влияния музыки на личность, общества в целом и использования каждой конкретной наукой специфических методов их изучения.
Современные психологические исследования интерпретируют музыкальное восприятия как активный психический процесс, имеющий обозначенные цели, задачи деятельности, которые зависят от конкретных внешних и внутренних условий, личных установок слушателя [30, С. 134]. Выяснение психологических особенностей функционирования музыки, музыкального восприятия является предметом изучения психологической науки в направлении исследования психических процессов как особенных действий (мненичных, интеллектуальных, перцептивных). Исходя из изучения музыкального восприятия как процесса определенных перцептивных действий, последнее рассматривается как многоуровневый, сложный по структуре процесс, включающий познание, оценку, творение и общение, которые, в свою очередь, дифференцируются на определенные стадии.
Стадии процесса изучения музыкального восприятия:
- возникновение предшествующего интереса к музыкальному произведению и установка на его восприятие;
- слушание как физиологический процесс;
- понимание и переживание музыки;
- ее интерпретация и оценка;
Завершающая стадия процесса музыкального восприятия:
Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 1299;