Одна из основ музыкального слуха – ладовое чувство – является в сущности своей эмоциональной способностью.

«Содержание музыки – всегда эмоционально (хотя и не только эмоциональное) содержание. Поэтому недостаточно только услышать музыку, надо еще ее эмоционально пережить, почувствовать и понять ее выразительность. Отсюда рождается соблазн мыслить восприятие музыки по такой схеме: первый этап – услышать музыку, для чего необходим музыкальный слух во всех его формах, второй этап – почувствовать и понять музыку» (122).

 

Гармонический слух. Одна из особенностей слуха человека – так называемое слияние звуков. Штумпф заметил, что степень слияния зависит от отношения частот колебаний звуков.

Теплов: Все своеобразие восприятия гармонии в том …, что мы одновременно имеем ощущение от всего звукового комплекса и несколько ощущений от составляющих его звуков. При тех сравнительно невысоких степенях слияния, когда мы имеем восприятие гармонии, наряду с ощущениями от отдельных звуков сохраняется и ощущение от звукового комплекса в целом. Слуховой анализ не уничтожает этого ощущения, а только делает его более сложным, более дифференцированным, более богатым и содержательны, не уничтожая его как единое ощущение. Поэтому переход от тембрового к гармоническому восприятию созвучия не означает простой замены одного ощущения несколькими. Он означает переход от простого ощущения к сложному, переход от восприятия единства к восприятию единства и множества одновременно (132-133).

Выводы Теплова:

- Гармонически воспринимаемое созвучие имеет несколько слышимых высот, восприятие нескольких высот в одном тембре, восприятие тембрового единства и высотного множества одновременно.

- Во всяком гармонической восприятии созвучия имеются и высотный момент – момент множества, и тембровый момент – момент единства. Иногда на первый план выступает один из них, иногда – другой.

= Наблюдения в музыкально-педагогической литературе: развитие гармонического слуха может сильно отставать от развития мелодического слуха.

Теплов: Что с психологической стороны означает выражение «отсутствие гармонического слуха»? – Отсутствие гармонического слуха должно обозначать отсутствие слухового анализа созвучий. - Каким же образом возникает и развивается слуховой анализ аккордов и созвучий? Лежит ли в его основе некоторая особая способность, от которой, следовательно, и зависит развитие гармонического слуха?

Подлинный слуховой анализ отдельного созвучия, взятого вне музыкального движения, непосредственно возможен только для обладателей абсолютного слуха (155). Для лиц, не имеющих абсолютного слуха, исходным фактом является не вычленение слухом отдельных звуков из изолированного созвучия, а вычленение отдельных звуковысотных линий, отдельных голосов из многоголосного музыкального движения (156).

Выводы: Решающая роль работы над полифонической музыкой для развития гармонического слуха.

Гармонический слух имеет те же основы, что и мелодический6 ладовое чувство и музыкальные слуховые представления. Он развивается при условии достаточно развитого мелодического слуха и представляет собой дальнейшую ступень развития музыкального слуха. Существенную роль в восприятии гармонии играет тембровый слух. Но одну из основ гармонического слуха составляет прежде всего звуковысотный слух (157).

 








Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 1164;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.