Ритм и моторика
Чувство ритма в основе имеет моторную природу. Об этом говорят все наиболее фундаментальные экспериментально-психологические исследования.
Обобщения (резюме):
1.Восприятие ритма обычно включает те или другие двигательные реакции (движения головы, руки, ноги, качание телом, движения голосового, речевого и дыхательного аппарата, мышц конечностей, мышц грудной клетки и брюшной полости).
2. Большинство людей не сознает этих двигательных реакций, пока внимание не будет специально обращено на них.
3. Переживание ритма по существу своему активно. Нельзя просто слышать ритм. Слушатель только тогда переживает ритм, когда он его сопроизводит, соделывает.
4. Все сказанное особенно проявляется по отношению к восприятию ритмического акцента. С психологической стороны ритмический акцент выражается в своеобразном переживании активности, чувства деятельности, чего-то энергетического, напряженного, своего рода внутреннего толчка, причем переживание это связано с более сильными двигательными реакциями.
Исходя из этих положений, можно сказать: Музыкально-ритмическое чувство должно прежде всего проявляться в том, что восприятие музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими временной ход музыкального движения, или, говоря другими словами, восприятие музыки имеет активный слухомоторный характер.
- двигательные моменты есть органический компонент восприятия ритма, а не внешние по отношению к последнему явлению, лишь сопутствующие ему в отдельных случаях.
Восприятие ритма с психологической стороны представляет особенный интерес именно потому, что здесь с чрезвычайно яркостью обнаруживается: восприятие есть процесс активно действенный. Восприятие музыки нередко понимается как наиболее яркий пример чистого восприятия, и притом еще чисто слухового восприятия. Но музыка без ритма не существует; всякое полноценное восприятие музыки есть ритмическое восприятие. Следовательно, всякое полноценное восприятие музыки есть активный процесс, предполагающий не просто слушание, но и соделывание, причем, соделывание включает весьма разнообразные движения. Вследствие этого восприятие музыки никогда не является только слуховым процессом; оно всегда слухо-двигательный процесс (192-193).
Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 1540;