Чувство музыкального ритма.
Музыка есть выражение некоторого содержания, в наиболее прямом и непосредственном смысле – эмоционального содержания. Ритм – одно из выразительных средств музыки. Следовательно, музыкальный ритм всегда выражение некоторого эмоционального содержания.
Что служит опорой при решении музыкально-ритмической задачи?
Прежде всего чувство музыкального ритма, т.е. критерий эмоциональный.
Музыкально-ритмическое чувство характеризуется как способность активного переживать (отражать в движении) музыку и вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения (197).
Кратко резюмировать смысл сказанного. Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу: в основе его лежит восприятие выразительности музыки. Поэтому вне музыки чувство музыкального ритма не может ни пробудиться, ни развиваться (197).
Основной порок в понимании ритма – формализм. Ритм формальная категория – рассматривается как самостоятельная сущность.
Первоначальным, исходным фактом является не ритм вообще, а ритм внутренней логики трудового процесса. Из трудового ритма развился впоследствии ритм художественный – музыкальный, поэтический, танцевальный и т.д., являющийся также выражением определенного содержания. Чувство ритма, как субъективное отражение объективного ритма, с самого начала возникло и развивалось не иначе, как в процессе той или другой содержательной деятельности, будучи отражением одной из сторон протекания этой деятельности.
Вывод: музыкально-ритмическое чувство может развиваться только в процессе музыкальной деятельности.Вне музыки можно развивать чувство какого-либо другого, не музыкального ритма, но это развитие прямого отношения к задачам музыкального воспитания не имеет.
Какое значение для развития чувства музыкального ритма могут иметь занятия ритмикой?
– Вопрос спорный, имеется немало лиц, сомневающихся в праве ритмики на существование в системе музыкального воспитания. … занятия ритмикой иногда заключают попытки чисто формального воспитания ритмического чувства, а иногда просто сводятся к занятиям по развитию моторики. Но ведь и музыканты-педагоги, пианисты, например, не всегда верно понимают задачи воспитания музыкально-ритмического чувства и нередко пытаются вести это воспитание чисто формально. (занимается воспитанием чувства ритма). Если под ритмикой понимать занятия по развитию умения передавать движениями ритм музыки, то сказанного выше, в частности о моторной природе чувства ритма, с несомненностью следует признание полной законности такого способа развития музыкально-ритмического чувства. Но законным этот способ будет только до тех пор, пока занятия ритмикой являются музыкальными занятиями, пока центром их остается музыка. Как только они превращаются в занятия по воспитанию ритмических движений вообще, как только музыка отступает на положение аккомпанемента к движениям, весь смысл, во всяком случае весь музыкальный смысл, этих занятий исчезает (199-200).
В музыкальной педагогике очень распространено убеждение в том, что чувство ритма мало поддается воспитанию. Большинство педагогов склонны в этом отношении проводить различие между слухом и чувством ритма, считая, что последнее развивается гораздо труднее, чем музыкальный слух.
Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 2329;