Материалы ряда отечественных и зарубежных авторов можно интерпретировать как показатель неодновременности развития в онтогенезе различных компонентов комплекса музыкальности.
Данные С.Н. Беляевой-Экземплярской (1925):
- старшие дошкольники улавливают преимущественно динамическую сторону музыкального произведения, а звуковысотную (мелодию и гармонию) воспринимают значительно хуже.
М. Роменек (1974) констатировала, что дети дошкольного возраста очень хорошо воспринимают громкость и довольно слабо – высоту и длительность.
Преимущество восприятия динамических характеристик (по сравнению со звуковыми) сохраняется и в более старшем возрасте. Д. Мак-Дональд (1970) и Д. Тэйбел (1974) обнаружили, что учащимся школ значительно легче решать задачи по различению громкости, чем их высоты.
Различные авторы на основании своих наблюдений и экспериментов приходили иногда к прямо противоположным выводом, отвечая на вопрос о том, какой из двух главных компонентов музыки – мелодия или ритм – первым отражается в музыкальном сознании ребенка.
Х.Уинг (1963) считал: первое, что становится доступным ребенку в музыке – это мелодия. Х. Муг (1984) на основании анализа детских имитаций песен пришел к выводу, что ритмический компонент предшествует мелодическому.
Сведения о сроках и характере развития чувства ритма тоже противоречивы (См.: С. 24)
По результатам исследования К.В. Тарасовой, у детей от 3 до 7 лет (в существующих условиях музыкального воспитания) происходит интенсивное развитие чувства ритма как сенсорной музыкальной способности. При этом сначала формируется чувство темпа, затем становится доступным восприятие метра и наконец все более сложных ритмических рисунков (См.: Гл 3).
Гипотезы, выстраиваемые на основе анализа отечественной и зарубежной психологической, музыковедческой и педагогической литературы по проблеме музыкальности и данных собственных (К. Тарасовой) генетических исследований.
1. Комплекс музыкальности представляет собой многоуровневую систему собственно музыкальных общих и частных способностей, ответственных за формирование художественного музыкального образа. К общим относятся те. Которые необходимы для формирования этого образа в любом виде музыкальной деятельности; к частным – помогающие решению этой задачи лишь в отдельных ее видах.
2. Структура общих музыкальных способностей может быть представлена как состоящая из двух основных подструктур: а) эмоциональной отзывчивости на музыку – главного показателя музыкальности; б) познавательных музыкальных способностей – сенсорных, интеллектуальных и музыкальной памяти.
К сенсорным музыкальным способностям могут быть отнесены:
- музыкальный слух (мелодический, тембровый, динамический и гармонический) и чувство ритма;
- к общим интеллектуальным музыкальным способностям – музыкальное мышление (в единстве его репродуктивного и продуктивного компонентов) и музыкальное воображение. Частным музыкальным способностям соответствуют абсолютный слух и различного рода исполнительские данные (сенсорные, моторные, сенсомоторные).
3. Комплекс музыкальности развивается в онтогенезе как система во взаимодействии входящих в него общих и частных музыкальных способностей. Этот процесс имеет определенные возрастные закономерности, но детерминируется главным образом социальными, обучающими воздействиями в их широком значении.
4. Каждая музыкальная способность, в свою очередь, - системное образование, состоящее из компонентов различной сложности; она формируется от элементарных ко все более сложным составляющим.
Выводы: В музыкально-педагогической практике под основными музыкальными способностями понимают обычно следующие три: музыкальный слух, чувство ритма и музыкальная память.
В термин музыкальный слух вкладывается обычно очень широкое и недостаточно определенное содержание. Необходимо прежде всего расчленить понятие музыкальный слух на понятие звуковысотный слух и тембровый слух. Так как в музыке основным носителем смысла является звуковысотное и ритмическое движение, а тембровый элемент имеет хотя и очень важное, но подчиненное значение, то в качестве основных музыкальных способностей, образующих ядро музыкальности, мы должны принять те, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения. Это звуковысотный слух и чувство ритма.
Анализируя основные формы музыкального слуха, можно выделить мелодический слух и гармонический слух. В основе их лежат две способности: а) ладовое чувство, которое называем перцептивным или эмоциональным компонентом музыкального слуха, б) способность музыкального слухового представления, которую называем репродуктивным или слуховым компонентом музыкального слуха.
На основании анализа можно выделить три основные музыкальные способности:
1. Ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Эту способность можно назвать иначе – эмоциональным или перцептивным компонентом музыкального слуха.
Ладовое чувство образует неразрывное единство с ощущением музыкальной высоты, т.е. высоты от тембра. Ладовое чувство непосредственно проявляется в восприятии мелодии, в узнавании ее, в чувствительности к точности интонации. Оно наряду с чувством ритма образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.
2. Способность к слуховому представлению, т.е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение. Эту способность можно иначе назвать слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха. Она непосредственно проявляется в воспроизведении по слуху мелодий, в первую очередь в пении. Совместно с ладовым чувством лежит в основе гармонического слуха. Она образует то, что обычно называют внутренним слухом. Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения.
3. Музыкально-ритмическое чувство, т.е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Комплекс способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельности, который мы назвали музыкальностью, конечно, не исчерпывается тремя способностями. Но они образуют основное ядро музыкальности.
Главный признак музыкальности – переживание музыки как выражение некоторого содержания. Основными же носителями содержания являются в музыке звуковысотные и ритмические движения. Перечисленные три способности лежат в основе переживания выразительного содержания звуковысотного и ритмического движений.
По единодушному мнению всех исследователей, музыкальные способности могут начать проявляться раньше каких-либо других. Фактический материал вполне это подтверждает: первые проявления всех трех музыкальных способностей в отдельных случаях наблюдаются уже на первом году жизни. На третьем году жизни иногда можно наблюдать уже довольно высокое развитие мелодического слуха и чувства ритма.
Раннее проявление музыкальных способностей, несомненно, один из показателей хорошей музыкальной одаренности, однако никак нельзя считать, что отсутствие ранних проявлений в какой-либо мере являться показателем слабости или тем более отсутствия музыкальных способностей.
Едва ли можно в настоящее время дать исчерпывающий ответ на вопрос о том, какие причины обуславливают различный ход развития музыкальных способностей у разных детей. Причины эти, несомненно, очень многообразны и связаны с различными сторонами личности ребенка и со всей историей его воспитания.
Литература
1. Бочкарев Л.Л. Исследование структуры музыкальности в современной психологии //Психологический журнал. - 1986 - №4.
2. Венгер Л.А. Педагогика способностей. – М., 1973.
3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968.
4. Воспитание музыкального слуха: Сб. статей. – М., 1977.
5. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии – М., 1966.
6. Далькроз Ж., Ритм: его воспитательное значение для жизни и для искусства. – СПб., 1922.
7. Зайков Л.В. Память. – М., 1940.
8. Муцмахер В.И Совершенствование музыкальной памяти в процессе обучения игре на фортепиано: Учеб. пособие. – М., 1984.
9. Мясищев В.Н., Готсдинер А.Л. Что есть музыкальность // Сов. музыка. – 1975. – № 2.
10. Науменко С.И. Индивидуально-психологические особенности музыкальности // Вопросы психологии. – 1982. - № 5.
11. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М., 1947.
12. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. – М.,
Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 2165;