ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА 1 страница
Лоскутова Р.Р.
ГОУ ВПО МарГУ, ФПП
г. Йошкар-Ола
К ВОПРОСУ О ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Проблема духовного воспитания, бесспорно, является одной из главнейших в современной России, поскольку именно в этом многие видят решение таких вопросов, как: будущее России, воспитание детей, становление новых идеалов и ценностей. О необходимости создания новых подходов в воспитании, обращения к духовности и милосердию отмечают многие педагоги, ученые и священнослужители. Духовность подразумевает стремление человека к самопознанию и самосовершенствованию. По мнению В.Даля, дух образуют слитно ум и нрав, к нраву он относит понятия любви, милосердия, добродетели. Нравственный - значит духовный, согласный с совестью, законами природы, достоинством человек. Поэтому нравственность является частью духовности и проявляется она как красота в поведении человека.
В статье «Русскому необходимо духовное обновление» известный русский мыслитель И.Ильин писал, что никакая «внешняя реформа» ничего не изменит без духовного обновления человека. Человеческий дух, не преображенный нравственно, является первопричиной кризисных явлений в обществе и в образовании. Очевидно, что назрела необходимость составить более полное представление о данной проблеме, учитывая взгляды как светских, так и христианских педагогов. Понятие духовности составляет основу истинной культуры. Духовное в искусстве предстает как серьезное, возвышенное в содержании произведений искусства, в которых мир воплощен в образах, приподнятых над жизнью, бытом, образах, стремящихся к идеалу, идеалу Красоты, Гармонии, Добра. Такие образы, по мнению С.И.Олефир, требуют определенной культуры восприятия, которые можно и нужно воспитывать у подрастающего поколения.
По нашему мнению, в настоящее время особенно возрастает необходимость повышения роли искусства в духовно-нравственном и художественно-эстетическом воспитании подрастающего поколения на лучших образцах отечественной и мировой культуры. В этой связи особо велика роль музыкального искусства. Активно воздействуя на сознание человека и его эмоциональную сферу, музыкальное искусство является незаменимым средством духовного развития личности.
Музыка является тем видом искусства, который особенно активно воздействует на внутренний мир человека. Ее способность выражать тончайшие оттенки чувств, психических состояний, воздействовать на глубинный, духовный мир человека делают понятной ту воспитательную роль, которая отводилась музыке на протяжении всей истории человечества.
Известно, что духовная, классическая и народная музыка обладает безграничными идеалообразующими ресурсами, значительными возможностями в достижении гармонии души и тела, в воспитании человека. Высокую духовность классических и народных музыкальных произведений отличают любовь, доброта, сострадание, честность, справедливость, милосердие, терпимость, то есть те качества, которые способствуют залечиванию душевных и физических ран, в которых организм обретает необходимую гармонию. Музыка наполняет радостью нашу душу, проникает в каждую клетку нашего организма, насыщая его энергией. Любовь, вызванная музыкальными образами, захватывает сердце, разносит эту энергию по всем органам.
Истинная музыка учит добру. Постигая красоту в музыке, ребенок учится ценить ее и в жизни, и в человеческих отношениях. Не случайно с давних времен музыка была важнейшим средством воспитания. Она привлекает возможностью облагораживания души человека, постижения им духовных ценностей, накопленных людьми, приобщения к мировой музыкальной культуре.
В последние годы, в процессе научной и учебной работы, проводимой в дошкольных образовательных учреждениях, выявлен существенный разрыв между воздействием на мышление, с одной стороны, и воздействием на эмоционально-волевую сторону психики ребенка - с другой. В результате возникает несоответствие между интеллектуальным и эмоционально-нравственным развитием подрастающего поколения. Педагогизация музыкальной среды дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) и семьи, несомненно, должна быть направлена на обогащение духовного мира человека, на воспитание подлинной красоты, формирование идеала культурного человека. Все это делает своевременным и актуальным постановку проблемы духовно-нравственного воспитания детей средствами музыки в условиях ДОУ и семьи.
Семейное воспитание сегодня- это создание родителями условий для свободного развития и сохранения духовного мира ребенка как основы его личностного формирования, культуры, приобщения к духовным ценностям общества. Вместе с тем, как показывает практика и проведенные исследования, воспитательный потенциал семьи используется не в полной мере.
Воспитание в дошкольных образовательных учреждениях имеет свои сильные стороны. Оно строится на научной основе, существует программа воспитания и развития детей. Вся обстановка детского сада предназначена для жизни детей и удовлетворения потребности их в общении со сверстниками. Однако детский сад и семья имеют собственные функции в воспитании детей и не могут заменить друг друга. Все это делает своевременным и актуальным постановку проблемы о взаимодействии дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Семья является первой и наиболее важной ступенькой для вхождения маленького человека в мир музыки. Она изменяется вместе с развитием общества, болеет теми же болезнями и достигает тех же успехов, что и общество. Всякая музыкальная деятельность детей в семье осуществляется, прежде всего, с родителями. Она связана с социальными условиями, в которых ребенок воспитывается дома, интересами взрослых членов семьи, мотивами их отношений к музыкальному воспитанию, общей культурой. Именно родители закладывают основы мировоззрения ребенка, морали, эстетических вкусов.
Веками матери пели у колыбели ребенка самые нежные, самые задушевные песни. И первые музыкальные воспоминания связаны у многих детей с ощущениями счастья, любви, нежности. В настоящее время народные колыбельные песни почти забыты. Многие современные дети выросли без них. Забывая народные обычаи, песни, мы, безусловно, что-то невосполнимо теряем. Сфера воздействия колыбельных песен на малыша гораздо шире прикладного назначения успокоить и усыпить. Они несут в себе познавательную, воспитательную и эстетическую функции. Колыбельные помогают матери и ребенку наладить духовный контакт. Чувствуя материнское тепло, заботу о себе, слыша тихий и ласковый голос, малыш пребывает в состоянии комфорта: он желанен и любим.
Истинная музыка - это источник духовного насыщения, питания ребенка. Если ребенок в раннем детстве имеет возможность слушать подлинную музыку, у него сформируются правильные ориентиры, способность отличать прекрасное от банального и безобразного. Нами выявлено, что поскольку использование музыки в семье зачастую носит стихийный характер, и родителями не осознается в педагогическом контексте, то возникли противоречия между:
- существующими богатейшими традициями семейного музыкального воспитания прошлого и отсутствием их продолжения и развития в большинстве современных семей;
- встречающимся ярким опытом осуществления музыкального воспитания в семье и отсутствием теоретической разработанности основных вопросов;
- достижениями в области отечественной музыкальной педагогики и отсутствием путей подготовки родителей к руководству семейным воспитанием детей.
Таким образом, ДОУ и семья должны представлять собой единую воспитательную систему. Вместе с тем, как показывает практика и проведенные исследования, воспитательный потенциал семьи используется не в полной мере. Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов.
Важную роль в гуманизации семейного воспитания играет искусство, и в частности, музыкальное, так как, постигая красоту в музыке, ребенок учится ценить ее и в жизни, и в человеческих отношениях. Поэтому, по нашему мнению, музыку можно рассматривать как способ улучшения эмоционального фона в семье, что может привести к гармонизации взаимоотношений в ней между детьми и взрослыми ее членами.
Музыкальное искусство несет ребенку положительные эмоции, способствует развитию образного мышления, воображения, дает возможность через художественно-творческие занятия разгрузить психику, способствует духовному созреванию человека. Оно воплощает в себе общечеловеческие нравственные ценности. В связи с этим музыка становится мощным фактором гуманизации личности, поскольку стимулирует развитие ее духовной сферы, целостное формирование в соответствии с канонами прекрасного, выработанными человечеством. Все родители мечтают разглядеть в собственном ребенке хотя бы маленький росток будущей талантливой личности, порадоваться рано проявившимся у него способностям. Кроме того, каждый хочет видеть своего ребенка добрым, чутким, отзывчивым, понимающим и ценящим красоту в окружающем, человеческих отношениях, искусстве.
Эти прекрасные человеческие качества могут быть воспитаны музыкой, если начать с самого раннего детства. Восприимчивость к прекрасному не только обогащает ребенка, но и направляет его добрые поступки, или, как говорил Д.Б.Кабалевский, «прекрасное пробуждает доброе». Появилась необходимость использовать музыку в качестве условия семейного воспитания, обусловленного музыкально-образовательной и педагогической компетентностью родителей, активностью их гражданской позиции; взаимосвязью домашних занятий музыкой с национальными культурными традициями; гуманным демократическим стилем общения взрослых и детей, близостью их музыкальных интересов.
Наш опыт научно - практического решения проблемы свидетельствует о том, что возникновение дефицита музыкального воспитания в современной семье связано с такими факторами, как неподготовленность значительной части родителей к данному виду воспитания, отказ от активной роли собственного участия в воспитательном процессе, утрата идей народной музыкальной педагогики. Как показал опрос, в большинстве семей отсутствует понимание того огромного влияния, которое обучение музыке оказывает на формирование духовного мира ребенка, на нравственно - эстетическое развитие личности, его сознание, чувства и поведение.
Таким образом, работа ДОУ должна быть направлена на решение одной из актуальных современных задач системы дошкольного образования - интегрировать усилия педагогов дошкольных образовательных учреждений, Русской Православной Церкви и родителей в духовно-нравственном воспитании и развитии детей средствами музыкального искусства.
Литература
1. Артюхов И.С. Ценности и воспитание // Педагогика-1999.-№ 4.
2. Колтунова И.А. Формирование духовности средствами музыкального искусства // Начальная школа. - 2000. № 4.
3. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа. - М. Издательство ГНОМ и Д.-2000.
Синякова О.И., Оленева С.Б., Старикова М.В.,
Социальный приют «Теплый дом»
г. Йошкар-Ола
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПРИЮТА
Возрождение Росси в современных условиях связано с решением, прежде всего, очень важной проблемы - воспитание человека, формирование у него духовно-нравственных качеств.
В условиях социально-экономического кризиса духовная сфера общества и личность, как его органическая часть подвергается разрушению. Тем не менее, несмотря на потрясения, через которые прошли россияне, у них пока сохранилось уважительное отношение к традиционно-нравственным ценностям. Имея глубокие психологические, социальные и культурные корни, отечественные традиции, эти ценности выражают общечеловеческие фундаментальные ориентации и нормы поведения. В настоящее время актуально обращение к опыту православной педагогики. Идет поиск путей духовного возрождения России. Общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
На наш взгляд, музыка как вид искусства способна, используя физическую природу звуков, непосредственно воздействовать на душевный мир человека. Сила эмоционального воздействия связана с тем, что в ней опредмечены человеческие эмоции. Пробуждая чувства, музыка раскрывает неисчерпаемое многообразие духовных состояний: страстей, переживаний, порывов, настроений.
Музыка открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений, труда. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе.
Данные обстоятельства свидетельствуют о необходимости теоретической и методической разработки проблемы влияния музыкальной культуры на духовно-нравственное воспитание детей и подростков в условиях социального приюта. Значительный вклад в разработку духовно-нравственных основ воспитательно-образовательного процесса внесли П.Н.Блонский, В.З.Вульфов, М.Б.Коваль, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и многовековой опыт монастырской педагогики.
Однако недостаточно исследованы проблемы воспитания духовно-нравственных ценностей средствами музыкального искусства у детей с дивиантным поведением в условиях социального приюта, что является основанием для выбора темы исследования «Формирование духовно-нравственных ценностей детей и подростков посредством музыкальной культуры в условиях социального приюта».
На протяжении истории культура человечества формировалась как совокупность культов Милосердия, Любви, Семьи, Разума, Добра. Ей всегда противостояла антикультура как совокупность противоположных культов Насилия и Зла. Культура всегда была ориентирована на очищение души. Антикультура - на «звериные» инстинкты человека. Современный человек, изначально являясь носителем культурных норм и ценностей, накопленных человечеством в ходе развития, зачастую действует акультурно вследствие невоспитанности сердца и при отсутствии совести, отсутствия любви к себе, к людям, одним словом - незнания Бога и Божественных законов. Это порождает противоречия между внутренним миром и поступками, совершаемыми людьми в повседневной жизни. Интерес к духовному миру, возникший на заре цивилизаций, вновь обретает новую силу. Россия переживает сложное время. Следует отметить факт, что на протяжении веков в Российском государстве, как в дореволюционное, так и в советское время, всегда на первом месте стояло воспитание личности и затем интеллекта. В настоящее время, в погоне за педагогическими технологиями западного образца, далеко в иных случаях не полезными для воспитания души, мы зачастую забываем об истине, прежде всего, приоритета духовно-нравственного становления личности. Данная проблема стоит особенно остро в детской и подростковой среде вышеупомянутого контингента детей, как наиболее восприимчивой к изменениям в обществе и не защищенной от негативных процессов. И эта проблема полностью являет себя на детях и подростках нашего учреждения. В данной работе была сделана попытка изучить и проанализировать влияние музыкальной культуры на формирование духовно-нравственных ценностей личности в условиях социального приюта. В своей музыкальной деятельности мы руководствуемся принципами особенностей духовной жизни в детском возрасте. Этот феномен изучили и проанализировали в своих работах такие выдающиеся ученые К.Д.Ушинский, В.В.Зеньковский, С.С.Куломзина.
В становлении и развития духовности у детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей особенно необходимо создание духовно-нравственной целенаправленной деятельности. Поскольку музыкальная культура служит воспитанию личности - необходима полезная организация музыкальной деятельности.
Изучение данной проблемы позволяет выявить и обосновать роль музыкального искусства в духовно-нравственном формировании детей и подростков.
Резюмируя проведенное теоретическое и практическое исследование, можно утверждать следующее:
1. Проблема духовного развития личности детей и подростков в современных напряженных социокультурных условиях по-прежнему актуальна и особенно актуальна для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требующая пристального внимания со стороны педагогов приюта и дальнейших поисков ее решения.
2. Г лавным и возможным решением этой проблемы является применение духовно-нравственных подходов совместно с Православной церковью во взаимодействии с самими детьми и подростками с опорой на духовное наследие и традиции отечественной культуры.
3. Динамизация и дальнейшее осуществление личностного ориентированного и деятельностного подхода к проблеме духовно-нравственного развития детей и подростков в музыкальной деятельности данного учреждения.
4.Творческое и мобильное владение комплексом ситуационных методов и форм работы с детьми и подростками, способствующее наибольшей эффективности процесса духовного развития посредством музыкальной культуры.
5. Результативность процесса духовно- нравственного развития воспитанников средствами музыки, отражающееся в динамике культуры отбора и восприятия произведений музыкального искусства, выражающееся в направленности ценностных ориентаций, активности и самобытности музыкально-творческой деятельности.
6. Дальнейшее создание условий для развития воспитанников и коррекции их представлений об окружающем мире.
7. Совершенствование процесса совместной творческой деятельности детей и педагогов, максимально приближенной к общекультурным образцам.
8. Организованная система музыкального воспитания приюта способствует решению проблемы духовно-нравственного воспитания детей средствами музыкального искусства, в ее реализации через разнообразные формы работы с педагогами и просто с заинтересованными организациями и людьми.
Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать вывод, что организуемая в разнообразных формах музыкальная деятельность детей и подростков в условиях социального приюта, направленная на раскрытие творческих способностей и развитие творческой активности, удовлетворения музыкальных потребностей, на повышение уровня музыкальной культуры, обеспечивающей эффективность духовно-нравственной воспитанности, гармонизации внутренних сил, служащей воспитанию личности юного гражданина России, патриота - россиянина.
Литература
1. Бобров А. А. Служение высокому Добру. // Русский дом. - М. - 2005. - № 12. - 53 с.
2. Веселов Г. П. Предки о воспитании юных: Книга для родителей и учителей. - М.: Просвещение, 1994. - 3 с.
3. Гамзатова Э. Г. Теплый дом. - Йошкар - Ола, 2005. - 20 с.
4. Кириллова Т. Животворящие святыни. Комплексная программа духовно-нравственного и социокультурного воспитания. // Духовно- нравственное воспитание. – 2005. - № 4. – 21 с.
5. Лепешинский И. Детский музыкальный катехизис: О естественном и сверхъестественном откровении. – Рузы, 2003. – 9 с.
6. Маслов Н. В. Истоки русской педагогики. // Глинские чтения. – М. - 2005. - 3-4 с.
7. Маслов Н. В. Материалы Глинских педагогических чтений. – М.: Истоки, 2004. – 3 с.
8. Платова М. Как возродить Россию? // Мироносицкий вестник. – Йошкар – Ола. – 2005. - № 10. – 9 с.
Егорова Н.В, Серебрякова Г.В.
МДОУ «Детский сад № 58
«Золотой ключик»
г. Йошкар-Ола
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА
Проблема духовности является одновременно одной из самых древних и нерешенных к настоящему времени. Интерес к духовному миру, возникший на заре цивилизации, вновь обретает новую силу. Россия переживает сложное время.
Современные преобразования в обществе вносят принципиальные изменения в социально-воспитательную деятельность образовательных учреждений, требуют обновления всех элементов системы образования на принципах гуманизма и милосердия, духовности и нравственности, превращения в общественно-государственную систему, ориентированную на развитие инициативной, творческой личности, способной не только выжить, но и самореализоваться, сохранить духовно-нравственные ценности.
Результативность этой системы в наибольшей мере зависит от тех компонентов человеческой культуры, которые непосредственно связаны с духовным развитием личности. Принципиально важная роль принадлежит здесь и русскому православию, которое видит смысл образования в духовном просвещении и воспитании человека. Духовность понимается как ценностное измерение высших начал: добра, любви, истины, как приоритет таких ценностей, как Родина, семья, долг. При этом предполагается, что духовно-нравственное воспитание базируется на отечественных культурных традициях. Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы восстанавливаем связь времен. Интерес к прошлому, к истории, культуре, быту народа есть общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.
Данные обстоятельства свидетельствуют о необходимости теоретической и методической разработке проблемы развития духовно-нравственных качеств личности через приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Значительный вклад в разработку духовно-нравственных основ воспитательно-образовательного процесса внесли Г.З.Вульфов, С.И.Григорьев, К.Д.Ушинский, Г.С.Виноградова З.В.Зеньковский. Однако в данных исследованиях рассматриваются лишь отдельные аспекты. Мало исследованы проблемы духовно-нравственного воспитания у детей дошкольного возраста средствами народной православной культуры.
Цель состоит в выявлении и обосновании роли народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников в условиях ДОУ и семьи.
Новизна и теоретическая значимость исследования: заключается в том, что мы рассмотрели проблему духовно-нравственного воспитания современных дошкольников средствами русской народной культуры. Кроме того, в образовательный процесс ДОУ нами введен компонент православия, который реализуется исключительно на добровольной основе с согласия родителей.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме духовно-нравственного воспитания дошкольников.
2. Провести диагностику уровня сформированности духовно-нравственных качеств личности у современных дошкольников.
3. Разработать и апробировать методику экспериментального исследования по духовно-нравственному воспитанию дошкольников средствами русской народной культуры в условиях ДОУ и семьи, проверить эффективность ее использования.
4. Подготовить учебно-методические рекомендации и практический материал по теме исследования для педагогов ДОУ и родителей.
В ходе работы использованы разнообразные методы и приемы.
Работа организованна в три этапа, в эксперементальной группе в трех направлениях - дети, родители, педагоги.
На первом этапе исследования для отслеживания эффективности работы с детьми по их нравственному развитию и уровню знаний русской народной культуры был составлен блок методик.
Блок методик Р.Р.Калининой позволяет фиксировать уровень развития нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения у дошкольников.
Результаты показали, что высокий уровень отсутствует в обеих группах.
Для определения уровня знаний, умений, навыков по приобщению детей к истокам русской народной культуры была взята диагностика и критерии к ней. Уровень знаний равный, высокой оценки нет.
С родителями и педагогами на экспериментальной базе в период первого этапа были проведены анкетирования. Анализ анкет показал, что воспитатели не имеют достаточных знаний, слабо ориентируются в проблеме духовно-нравственного воспитания, а родители не придают большого значения духовно-нравственному воспитанию и не все прививают своим детям интерес к истории и культуре своего народа.
В связи с полученными данными разработали систему мероприятий, повышающий уровень духовно-нравственный потенциал дошкольников средствами приобщения их к истокам русской народной культуры, руководствуясь принципами, задачами, формами и методами.
На втором этапе работы приобщение детей экспериментальной группы к истокам русской народной культуры мы представили как интегрированный курс, обратите внимание на схему. Создали кружок «Прялица», в рамках которого проводились познавательные занятия. Провели народные и православные праздники. Организовывали экскурсии по городу, в музеи города. В рамках дополнительного образования посещали студию вокала «Колокольчик» и танцевальный кружок «Топотушки», театральную студию «У Лукоморья. Очень заинтересованно прошли занятия совместно с родителями, такие как: "Добрые привычки с детства", "Нет лучше дружка, чем родная матушка", «Добрый человек в добре проживет свой век», «Путешествие в русскую старину», «Ярмарка», «Светлое Христово воскресенье» с использованием активных форм обучения. Постоянные гости детского сада работники музея истории г. Йошкар-Олы, которые знакомят детей с историей и бытом русского народа.
Для родителей разработали педагогическое сопровождение семьи.
А также разработали и апробировали авторскую модель осуществления разнообразных форм работы ДОУ с семьей по духовно-нравственному воспитанию детей.
Составлен перспективный план работы, проведены беседы, консультации. Необходимо подчеркнуть, что проблема духовно-нравственного воспитания детей заинтересовала многих родителей. Видя такую заинтересованность провели ряд совместных праздников, в которых участникам были родители. Например, в конкурсе «Семейные традиции», надо было представить герб своей семьи, семейную реликвию и составить генеалогическое древо. Также оформили альбомы «Мои истоки» «Умная пословица» «Мои портфолио». Провели собрание «Педагогическая мастерская», где рассматривался вопрос современного отношения родителей к милосердию.
Таким образом, проводимая работа с родителями положительно повлияла на формирование духовно-нравственных основ личности ребенка-дошкольника.
Для педагогов разработана авторская модель осуществления разнообразных форм работы по духовно-нравственному воспитанию детей через приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Также были разработаны перспективные планы с рядом мероприятий, серия консультаций, семинар-практикум, проведены педагогические советы. Педагоги в процессе работы использовали предложенные им методические пособия и практический материал.
Для обогащения предметно-развивающей среды по данной теме совместно с родителями, педагогами, детьми создали «Домашнюю мастерскую». Сшили костюмы, пополнили коллекцию игр по русской культуре, изготовили героев русских сказок, создали мини-музей «Русская изба», оформили стенд «Моя Россия».
Итак, мы можем сделать вывод, что организуемая в разнообразных формах деятельность экспериментальной группы, направленная к знаниям прошлого своих предков, их традиций, обеспечила эффективность духовно-нравственной воспитанности дошкольников.
На третьем этапе эксперимента нами был сделан контрольно-диагностический срез по данным методикам.
Его цель, определить уровень развития духовно-нравственной воспитанности и приобщения к истории и культуре русского народа у старших дошкольников экспериментальной и контрольной групп на конец эксперимента и провести сравнительный анализ полученных результатов с результатами, полученными на констатирующем этапе. Мы наблюдаем динамику уровня духовно-нравственного развития старших дошкольников, появился высокий уровень, в экспериментальной группе он выше, а на среднем уровне разница не значительна.
Отсюда можно сделать вывод, что мероприятия по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников сделали этот процесс более эффективным.
Повторные результаты исследования экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе по приобщению детей к истокам русской народной культуры показали, что у старших дошкольников экспериментальной группы уровень знаний истории и культуры русского народа заметно вырос, а у контрольной группы показатели незначительны.
В результате практической работы можно сделать следующие выводы:
1. Несмотря на сложную экономическую обстановку, сложившуюся как в целом по стране, так и во всех общественных институтах, социально-педагогические условия д/c № 58 соответствуют духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
2. Проведенные исследования подтверждают первоначальную гипотезу о том, что процесс духовно-нравственного воспитания дошкольников будет более эффективным при использовании средств приобщения детей к истокам русской народной культуры.
3. Результаты исследования позволили убедиться в положительном влиянии методов повышения уровня влияния русской культуры на духовно-нравственную воспитанность и предложить ряд мер и рекомендаций по духовно-нравственному воспитанию дошкольников средствами русской народной культуры и истории.
Цель нашего исследования достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое экспериментальное подтверждение.
Результаты работы были апробированы в статьях, которые были представлены на научно-практических конференциях,4 статьи опубликованы в сборниках, в печать готовиться методическое пособие по данной теме, занятия с детьми были представлены на Республиканских курсах воспитателей и старших воспитателей.
Литература
1. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О.Л.Князева, М.Д.Маханева. - СПб: «Детство-Пресс». - 236 с.
2. Кузьмин, И.А. Истоковедение. Т.5 / И.А.Кузьмин. - М.: Издательский дом «Истоки», 2005. - 208 с.
Дата добавления: 2015-06-01; просмотров: 2021;