ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА 3 страница
Огромный терапевтический и развивающий потенциал музыки связан с удовольствием, которое получают дети от телесного выражения эмоциональных переживаний. Голосовое и двигательное самовыражение под музыку можно рассматривать как важнейшее средство развития эмоционально-телесного опыта ребенка и его личности в целом. Музыка, слитая с движением, выступает как основа становления личности, здоровой в физическом, психическом и духовном смыслах. Музыкальные двигательные игры могут стать настоящей "школой чувств" для ребенка. Движение под музыку помогает сделать эмоцию видимой, пережить ее в телесных ощущениях, связать с субъективным, индивидуальным опытом и тем самым присвоить ее, сделать личностным достоянием.
Не стоит забывать и о важности песни. Голосовое звучание человека также является показателем его эмоционального состояния. Тембр голоса и набор его оттенков, существующий у каждого в связи с его различными состояниями в разных жизненных обстоятельствах, - это озвученные телесные вибрации, звуковое проявление эмоций, внутренней энергии. Для ребенка звучание голоса имеет огромное значение. Выразительное исполнение песен помогает более ярко и углубленно переживать их содержание, вызывать эстетическое отношение к музыке, к окружающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так как знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время. Голосовое звучание, выразительное интонирование, как и движение, являются эффективным средством регуляции и развития эмоциональной сферы ребенка.
Отличным инструментом развития личности ребёнка являются также различные театрализованные представления, постановки и даже маленькие сценки с участием детей. Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки, мебель, одежду и т.д. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество.
Театрализованная деятельность в детском саду - это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Они учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.Самое главное, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций.Таким образом, нельзя недооценивать влияние проведения праздничных мероприятий, досугов и представлений, а так же обычных музыкальных занятий в дошкольных учреждениях на развитие детской личности. Более того, можно сделать вывод, что это один из важнейших инструментов, позволяющий функционировать тонкому механизму формирования личности дошкольника.
Ендальцева Н.М.
МДОУ д/с № 16
г. Йошкар-Ола
МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Тема мужского и женского начала стара как мир. К ней обращались философы, поэты и враги. В разные времена, в разных обществах по разному растили «настоящих» мужчин и «настоящих» женщин.
Мальчики и девочки - два разных мира, две разные планеты с разным типом мозга, разным типом мышления, у них разная эмоциональная активность и возбудимость (18% у девочек и 46% у мальчиков), у них разное здоровье (10% девочек и 43% мальчиков имеют различные нарушения)
Мужчину в мальчике, женщину в девочке следует воспитывать с раннего детства. Известно, что именно в дошкольном возрасте формируется полоролевая (гендерная) идентичность.
Зная психологические основы половой дифференциации дошкольников можно лучше реализовать поставленные задачи в музыкальном воспитании.
Главная задача в музыкальном воспитании - помочь ребенку войти в мир музыки, понять ее содержание и овладеть сложным музыкальным языком. Дошкольники по-разному расположены к восприятию произведений различных видов искусства. Восприятие музыки для мальчиков представляет большую трудность, чем для девочек. Это связано с психологическими особенностями. Специфика гендерного развития предполагает использование по преимуществу зрительных символов для мальчиков и слуховых - для девочек. Синтез музыки, живописи, литературы дает больше возможностей для развития музыкальной культуры ребенка. Значение этих видов искусства подчеркивали такие выдающиеся музыканты и педагоги - просветители, как Б.Л.Яворский, Д.Б. Кобалевский.
При организации музыкальных занятий не следует настойчиво требовать полного ответа от мальчиков (у них хуже развита скорость речи), не следует так же требовать от мальчиков «женского» поведения при ответах. Девочки смотрят в лицо педагогу, а мальчики смотрят в сторону, но это не значит, что они не думают, не ищут решений. Девочкам важно как, каким тоном их оценили, а мальчикам - что именно в их деятельности было оценено. Необходимо одобрять любые усилия ребенка.
Хорошо раскрываются дифференцированные черты каждого пола в театральной деятельности. В гендерном отношении все сказки, мифы, легенды можно условно разделить на три группы: «мужские», главный герой – мужской персонаж, «женские», главная героиня - персонаж женского рода; «смешанные», где есть два главных героя обоих полов.
«Мужские» сказки отражают мужские стратегии поведения, отношения к жизни, ее уроки (сказки «Три поросенка», «Колобок» и т.д.)
«Женские» сказки помогают девочке постичь смысл женственности и тайну, вариации взаимоотношений с другим полом (сказка «Красная шапочка», «Маша и медведь», «Золушка», «Морозко»)
«Смешанные» сказки повествуют о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации. (Спящая красавица», «Снежная королева» и т.д.)
В сказках ребенок идентифицирует свое «Я» с определенной социальной ролью: мальчик - с сударем, рыцарем, джентльменом и т.д.; девочка – с дамой, сударыней, принцессой, что приводит к констатированию сути поведения данной роли.
Гендерный подход определяет соответствие методов руководства музыкально-дидактическими играми их содержанию и специфике игровых стилей детей разного пола. Такие музыкально-дидактические игры как: «Гендерная мозаика», «Маска - я тебя знаю», «Гендерный образ», «Страна игрушек», «Гендерная игротека» удовлетворяют потребность мальчиков в соревновательности и победе («Победила дружба» - это не для них!), а девочек учат умению договариваться и освоению принципов компромисса.
Методическим инструментарием гендерной идентификации являются:
- моделирование игровых ситуаций;
- фрагменты сюжетно - ролевых игр;
- составление мини - рассказов;
- проведение тематических работ и развлечений («Мое любимое имя», «Винтики - конфеточки, мальчики и девочки», «Модники и модницы» и т.д.).
Мастерство музыкального руководителя заключается в методически грамотном использовании опыта детей обоих полов и гармоничном включении его в контекст обучения. Не менее важной является необходимость заинтересовать родителей перспективами гендерного направления развития детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе. Только при взаимодействии дошкольного образовательного учреждения и семьи полоролевое воспитание детей дошкольного возраста будет наиболее эффективным.
Сегодня всемирный индикатор качества образования - воспитание детей с учетом их гендерных особенностей.
Заложив основы женственности и мужественности в детях в ранние годы, мы поможем им в будущем справляться со своими социальными ролями. Это определяет содержание работы по осуществлению дифференцированного подхода в процессе воспитания и обучения мальчиков и девочек в музыкальной деятельности.
Музыкальное воспитание должно внести свой весомый вклад в решение спектра проблем гендерной социализации дошкольников, в формирование их личности и подготовку к выполнению будущих социальных ролей.
Канышева И.Ф.
ГОУ ВПО МарГУ, ФПП
г. Йошкар-Ола
Научный руководитель: Лоскутова Р. Р.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ПРОАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ
В настоящее время в России остро стоит проблема сиротства.Об этом свидетельствуют официальные статистические данные: на начало XXI в. около одного миллиона детей оказались фактически лишенными семьи, что противоречит принципам Конвенции ООН о правах ребенка, провозглашающей право ребенка на семью.
Наряду с категорией детей-сирот, потерявших своих родителей, широкое распространение получило социальное сиротство. К сожалению, дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни, воспитывающиеся в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, часто повторяют судьбу своих родителей, как и они впоследствии лишаясь родительских прав, тем самым, расширяя поле социального сиротства.
Перед воспитателями ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности ребенка, формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.
Духовность, являясь фундаментальным свойством человека, интегрирует в себе духовные потребности и способности человека самореализовывать себя в поисках истины в творчестве, в стремлении к добру, свободе и справедливости. Духовность человека - явление многогранное. Воспитание духовно здоровой личности должно начинаться с формирования у растущего человека нравственных ценностей, связанных и раскрывающихся через такие понятия как совесть, доброжелательность, терпимость к инакомыслию [1]. Необходимо вспомнить, что в Православии под «нравственностью» понимают «способность отличать добро от зла с использованием Богом данной свободы для ориентации личности в сторону правды и добра» [5].
Опираясь на монастырскую педагогику, мы можем отметить заслуги монахов в области народного просвещения. «Можно утверждать, что в России не было другого сословия, которое проявило бы себя столь деятельно в сфере просвещения, как монашество»[3,с.367].
Схиархимандрит Моисей - оптинский старец, был истинным патриотом своей Родины. Он, по свидетельству жизнеописания, имел «патриотическую отзывчивость к бедствиям Отечества» [2,с.44]. Отец Моисей использовал следующие методы, средства и приемы при воспитании: обращался к совести человека, приучал каждого все делать по совести; не дозволял уклоняться в своеволие, одновременно всякому благоразумно предоставляя свободу; всегда благодарил за труд, считая лучшей наградой - доверие; провинившемуся предоставлял возможность загладить свою вину; жалобщика побуждал первым делать шаг к примирению; учил братию благодушно переносить немощи окружающих, ни при каких обстоятельствах не сомневаясь в возможности исправления любого человека; старался направить к полезному волю всякого; всегда сам избегал осуждения и учил этому других; учил любить Родину. Этими принципами может и должен руководствоваться в своей практической деятельности не только каждый церковный пастырь, но и каждый педагог, где бы он, ни трудился.
Наибольшую часть времени христиане проводили в молитве, приучая к этому и детей своих. Молитвой начинались и оканчивались все их занятия, начиная от важных до самых незначительных. Молитва ограждает от дурных мыслей, учит собранности, наставляет на доброе [4].
Следует отметить благотворное влияние в деле нравственного воспитания образов благочестивых людей, поэтому очень важно обращаться к образам святых, имена которых носят дети, чтобы их жизнь для детей стала нравственным «путеводителем» и чтобы в сердце детей формировался нравственный идеал. Огромное влияние оказывают на формирование личности детей и подростков паломнические поездки [3,с.15].
Таким образом, традиции организуют связь поколения, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразные традиции, тем духовно богаче народ, не что так не объединяет народ, как традиции. Традиция содействует воспитанию теряемого сейчас наследия. Такое воспитание может, быть спасительным для человечества.
Литература
1. Андреев, В.И. Педагогика:Учебный курс для творческого саморазвития / В.И.Андреев.- 3-е изд - Казань :центр инновационных технологий 2003.- 608с.
2. Бобров, А. А. Служение высокому Добру / А.А.Бобров // Русский дом.– 2005. - № 12. – С.53
3. Кириллова, Т. Животворящие святыни. Комплексная программа духовно-нравственного и социокультурного воспитания / Т. Кириллова // Духовно- нравственное воспитание. - 2005. - № 4. - С.21.
4. Происхождение духовности / П.В. Симонов [и др.] М., 1989.
5. Протоиерей Андрей Дашевский, настоятель Свято-Успенского храма, «проблемы православного воспитания детей, родителей и педагогов в светской школе» [Электронный ресурс] / Протоиерей Андрей Дашевский.-Режим доступа: http://orthodoxkuban.com.ru/ovk/2003_10/read.htm.
Миндерова И.В.
МДОУ общеобразовательного вида
«Детский сад № 74 «Родничок»
г. Йошкар-Ола
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
О роли театрального искусства в эстетическом воспитании детей известно давно. Педагоги знают, что для ребенка участие в драматизации сказок - всегда праздник. Работая над спектаклями, дети находятся в эстетической среде высокого искусства, они «живут» в музыке великих композиторов. Поэтому в нашем дошкольном учреждении этот вид деятельности используется на протяжении нескольких лет.
Занимаясь с детьми, главной целью мы понимаем развитие их творческих способностей средствами театрального искусства. Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный, эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.
Таким образом, важна не только работа над самим спектаклем, но и важна работа над этюдами, сам процесс репетиций. Элементы театральной деятельности мы начинаем включать в процессе обучения и воспитания с первой младшей группы. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и инсценировки, разыгрываемые взрослыми или же старшими дошкольниками. Встреча с театральной куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу. Занимаясь, мы стремимся вызвать у детей положительные эмоции по отношению к театрально-игровой деятельности, побуждаем их общаться в куклой, хорошенько ее рассмотреть, не препятствуем стремлению поиграть с «актерами», участвующими в спектакле.
Начиная со второй младшей группы начинаем знакомить детей с различными видами кукольных театров. В этом возрасте задачи усложняются: побуждаем детей сочинять сказку с помощью педагога, используя для этой цели кукол настольного театра; использовать импровизационные формы диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках. Начинаем обучать детей основам актерского мастерства при помощи небольших этюдов, которые способствуют развитию внимания, памяти, мышления, воображения. Во второй младшей группе предлагаем детям участвовать в танцевальных импровизациях с куклой, предлагаем сопровождать движения куклы песенкой, придуманной самостоятельно на определенные слоги, развиваем инициативу и самостоятельность.
В средней группе формируем у детей устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности; пополняем и активизируем словарь детей (существительные, глагол, прилагательные, обозначающие действия персонажей), формируем интонационную выразительность речи. Развиваем диалогическую речь детей в процессе творческой игровой деятельности. Побуждаем детей импровизировать с помощью верховых кукол знакомых сказок, рассказов, придумывать новые.
Используем игру - драматизацию «Теремок» с шапочками зверей, поощряла стремление детей самостоятельно создавать новые образы с помощью движений, мимики. Обучаем основам кукольного театра - «Репка», с помощью верховых кукол - «Под грибом», основам кукловождения - «Радостная встреча деда с Жучкой», «Игра в жмурки», «Заяц и медведь», «Колобок и дедушка», «Две мышки».
В старшей и подготовительных группах процесс приобщения детей к театральной деятельности требует целенаправленного руководства, важна совместная работа с воспитателями. Работа начинается с бесед, цель которых - сформировать на эмоциональном уровне представление о театре как виде искусства. Эти беседы можно условно назвать «Здравствуй, театр!» В процессе бесед предлагаем детям обсудить такие вопросы: «Что делают в театре зрители?», «Кто участвует в спектакле?», «Кто распределяет роли между артистами?», «Кто шьет для артистов костюмы?», «Кто рисует декорации?», «Как надо вести себя в театре?».
В старшем дошкольном возрасте усложняются и задачи: совершенствовать всесторонне развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства, развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь; воспитывать культуру речевого общения. Развивать творческую самостоятельность, побуждая передавать настроение, характер музыки пластикой своего тела, театральными куклами, создавая яркий мир героя.
Для развития игрового творчества инсценируются хорошо знакомые сказки: «Заяц-хвастун», «Три поросенка»; предлагается разыграть сценки-диалоги «В парикмахерской», «Мама звонит по телефону», «Красная Шапочка и Серый волк», «Папа Карло и Буратино». Важно, чтобы ребенок понял суть роли, сумел выстроить линию диалога. Для развития песенного творчества предлагаем детям при помощи настольных игрушек сочинять песенки на заданный текст «марш солдатиков», «Кукла», «птичка». В танцевальном творчестве побуждаем детей передавать настроение музыки в движении «Танец цветов», «Испанский танец», «Танец кукол».
Доброй традицией в нашем дошкольном учреждении на протяжении многих лет стало радовать воспитанников и их родителей «Театральной неделей». Ежегодно с детьми старших и подготовительных групп мы показываем итоговую работу по приобщению детей к театральному искусству - музыкальный спектакль. Так, с 2002 года, были проведены спектакли: «Сказочные сны» (2002г.), «Дюймовочка» (2003г.), «Снежная королева» (2004г.), «Красная Шапочка» (2005г.), «Золушка», «Про Дуню-ленивицу» (2006г.), «Царевна Лягушка», «Муха-Цокотуха» (2007г.), «Кот в сапогах» (2008г.), «Буратино» (2009г.).
Большое значение придается и кружковой работе. Дети старшего возраста имеют возможность раскрыть свой творческий потенциал на занятиях кружка «Театр-студия «Бим! Бам! Бом!». Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель - сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театральной деятельности, дети смогли использовать в повседневной жизни.
Васильева О.А.
МДОУ детский сад общеразвивающего вида
№ 11«Гнёздышко»
г. Йошкар-Ола
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРИРОДЫ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ
Природа во все времена служила содержанием изобразительного творчества, в том числе и детского. Создаваемые детьми рисунки способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах природы, в том числе о деревьях. Формирует интерес к природе и положительное отношение к ней. В связи с этим целенаправленные наблюдения с детьми объектов природы должны осуществляться как единый процесс естественнонаучного и эстетического познания. Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение к природе, яркие эмоциональные переживания. Всё это повышает интерес к природе и вызывает желание отражать её в своём творчестве.
Изображая природу, дети вновь испытывают эстетические чувства к ней, что делает их жизнь интереснее и содержательнее. Дошкольники общаются с природой в разное время года. У них формируется умение передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения деревьев разных пород и смены времён года, передавать строение деревьев, соотношение их частей, расположение на листе по законам перспективы.
Таким образом, ребёнок воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, краски, пространственное положение и т.д. У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия (многие в процессе наблюдения). Это даёт возможность педагогу развивать у воспитанников эстетическое восприятие, творческую активность. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным «живым» общением детей с природой. Главным неисчерпаемым источником эстетических впечатлений является наблюдение красоты деревьев в разное время года. Второй источник, который помогает восприятию природы - это музыка.
Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков - важное средство эстетического воспитания человека. Музыка помогает воспринимать красоту природы. Благодаря музыке пробуждаются представление о возвышенном, величественном, прекрасном в окружающей нас природе. Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии. В своей работе я использую музыку из сборника О.П. Радыновой «Природа и музыка» (серия «Мы слушаем музыку»). Музыка звучит как фон во время занятий, помогая ребятам сосредоточиться, лучше понять тему, образ, настроение.
Дети с хорошо развитым эстетическим восприятием запоминают и соответственно отражают в своих рисунках большое количество образов, используя более разнообразные средства выразительности. Детские пейзажи всегда особенные. Ребята используют разные материалы для выполнения работ: краски, цветную бумагу, картон, природный материал (ветки, сухую траву, шишки, сухие ягоды и пр.)
С детства, научившись понимать природу, ценить её, ребёнок, будучи взрослым, сможет испытать её благотворное влияние. Искусство и изобразительная деятельность самих детей, поможет им закрепить и углубить пока элементарные, но нужные знания о родной природе, о месте и роли человека, живущего с ней в единстве.
Тема нашего проекта «Эстетическое восприятие природы средствами музыки» является весьма актуальной. В результате реализации этого проекта дети усваивают названия деревьев, приобретают навыки изображения деревьев разных пород, их характерные признаки строения.
Основной целью проекта является:
- научить изображать деревья различных пород в любое время года, используя разные виды изодеятельности (рисование, лепка, аппликация);
- развитие в детях творческого потенциала, способностей, позволяющих самим детям реализоваться в различных видах творческой деятельности.
Задачи проекта:
- закреплять знания детей о деревьях, их характерных признаках;
- формировать умение изображать деревья различных пород, передавая строение деревьев, соотношение их частей, располагать на листе по законам перспективы (располагать в ряд на одной горизонтальной линии; ближе, дальше; на широкой полосе, на всём листе бумаги);
- обучить техническим приёмам работы с различными материалами (краска, бумага, пластилин, природный материал и пр.);
- развивать умение решать композиционные задачи;
- развивать эстетическое восприятие, творческую активность; воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней.
Данный проект включает в себя два этапа.
Первый этап - организационный:
- составить темы, цели и задачи;
- перспективное планирование по возрастам;
- подбор методического и дидактического материала.
Второй этап-реализация проекта:
- планирование работы;
- использование различной литературы и информации по данной теме;
- определение объёма знаний, приобретаемых в процессе реализации проекта;
- использование разнообразных форм и средств работы (занятия по ИЗО, занятия по ознакомлению с окружающим, рассматривание картин, посещение выставок, индивидуальная работа вне занятий, экскурсии и целевые прогулки, чтение художественной литературы о природе, слушание музыкальных произведений классиков);
- разработка критерий оценивания знаний, умений и навыков детей на разных этапах работы.
В ходе реализации данного проекта у детей формируются: эстетическое восприятие, умение изображать деревья различных пород в разное время года, используя разные виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация), а также определённые знания о деревьях родного края (как называются, где растут, форма и размер листьев, ширина и высота ствола дерева и т.п.), бережное отношение к природе средствами музыки.
Заболотских Е. М.
МДОУ № 4 «Семицветик»
г. Йошкар-Ола
НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА
Знакомство детей с фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову, народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский фольклор может стать ценным средством воспитания ребёнка.
Как педагог я стремлюсь научить детей слушать музыку и народную песню, получать удовольствие от встречи с ними. В процессе работы с детьми мною реализовывались следующие задачи:
1. Дать детям возможность прикоснуться к источнику народной мудрости, творчества многих поколений.
2. Воспитывать у детей любовь и привязанность к своей Родине, России.
3. Развивать интерес к русским традициям.
Прежде чем знакомить детей с русским фольклором, самой пришлось многое узнать, изучить, прочесть. Я постаралась почерпнуть знания об истоках, формах русского фольклора из специальной литературы, а также посещая выставки народного прикладного искусства и игрушек.
Свою работу разделила на два вида деятельности:
1. Игры с песнями.
Они имеют важное значение для эстетического развития детей, расширяют круг их музыкальной деятельности. Русские народные песни – игры таят в себе огромные возможности, они представляют детям простор для видоизменений и вариаций движений.
2. Драматизация и обыгрывание песен.
(колыбельных, частушек, перевёртышей, прибауток, небылиц)
Для проведения этой работы тесно сотрудничаю с воспитателями и родителями, очень кропотливо подбираю фольклорный материал: хороводы, песни, игры, частушки, фонограмму. Постоянно пополняем уголки ряженья русскими народными костюмами.
Над своей темой начинаю работать с детьми 1 младшей группы, где на музыкальных занятия дети с огромным удовольствием знакомятся и слушают русские народные песни и мелодии, с большим желанием подыгрывают на музыкальных инструментах: деревянных ложках, бубнах и погремушках, колокольчиках. С детьми данного возраста провожу комплексные занятия, где дети знакомятся с элементами русского костюма. Дети участвуют в фольклорных праздниках и развлечениях.
С детьми старших групп провожу музыкально-фольклорные занятия, по которым составлен перспективный план. Основное значение музыкально-фольклорных занятий, как можно больше погружать детей в мир фольклора, устного народного творчества. Дети очень любят эти занятия, с удовольствием посещают их, включаются в разные виды деятельности. Проводя такие занятия, я ставлю цели:
Дата добавления: 2015-06-01; просмотров: 1280;