Структура музыкальности и музыкальные способности
Анализ музыкальности должен идти по пути вычленения отдельных музыкальных способностей и установления взаимоотношения между ними.
Вопрос о структуре музыкальности.
В прежнее время музыкальность сводили к одной из какой-либо способности:
- музыкальность – чувство интервалов, т.е. способность узнавать и воспроизводить интервалы (Faist, 1897);
- (Stumpf, 1890), (Meyer1898) –способность анализировать и пр.
В первой половине ХХ в. музыкальность определяется как система многих музыкальных способностей.
Сишорвыделяет 25 «музыкальных талантов»: группы: музыкальные ощущения и восприятия (8 компонентов); музыкальное действование (6 компонентов); музыкальная память и музыкальное воображение (5 компонентов); музыкальный интеллект (3 компонента); музыкальное чувствование (3 компонента).
Ф. Гекер и Т. Циген (1922) признают пять «компонентов музыкальной одаренности»:
1. Сенсорный компонент (чувствительность к различению высоты, интенсивности и длительности звуков;
2. Ретентивный компонент (память на высоту, интенсивность и длительность звуков и их комплексов);
3. синтетический компонент (восприятие гельтальтов – целостных образований (мотивов, мелодий, тем, ритмических фигур);
4. моторный компонент: перенесение звукового образа на голос или инструмент;
5. идеативный компонент: установление всвязи между звуковыми образами и неакустическими идеями (нахождение идейного содержания музыки).
Кениг (1928) выделяет в музыкальности:
1. воспроизведение высоты звуков.
2. Воспроизведение отношений между двумя высотами звуков (воспроизведение интервалов); 3
. Воспроизведение временных отношений между двумя звуками (ритмическая способность, которая подразделяется на три частные способности: а) способность сохранять равную длительность тактовых единиц (чувство темпа); б) способность воспроизводить длительности, стоящие в определенных отношениях к тактовым единицам; в) способность к ритмизированию, т.е. к объединению нескольких отрезков времени в одну ритмическую группу;
4. Воспроизведение разных степеней интенсивности звука;
5. Понимание и воспроизведение мелодии как с точки зрения звуковысотной, так и с точки зрения ритмической;
6. понимание и воспроизведение медодии как с точки зрения звуковысотной, так и с точки зрения ритмической;
7. Воспроизведение сопровождающих голосов, в котором различаются а) гармоническое сопровождение, б) полифоническое сопровождение;
8. Понимание и воспроизведение музыкальных произведений как форм выражения эстетических эмоций;
9. Музыкальная память, в которой различается память на высоты, аккорды, ритмы, мелодии и т.д.
Крис различает три главные стороны музыкальности: 1. Интеллектуальную музыкальность, которая характеризуется а) чувством ритма, б) музыкальным слухом, т.е. способностью различать высоту, интенсивность и тембр звуков, в) музыкальной памятью; 2. Эмоциональную или эмоционально-эстетическую музыкальность, выражающуюся прежде всего в эмоциональной восприимчивости к музыке, в любви к музыке; 3. творческую музыкальность, в которой обнаруживается деятельность творческой фантазии, свободно изобретаюшего воображения.
Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 1774;