Роль жизненного опыта в восприятии музыки.
Очевидно, что изучение природы выразительности музыки в целом и её отдельных элементов непосредственно приводит к необходимости изучения психологии музыкального восприятия и, в первую очередь, проблемы жизненного опыта, который является базой всякого рода ассоциативных и иных предпосылок.
Далее в своей работе Е.В. Назайкинский рассматривает такие проблемы, как: Пространственный компонент в восприятии музыки (очерк II); Естественные предпосылки музыкального ритма (Очерк III); Интонация в речи и в музыке (Очерк IV); Интонация в речи и в музыке (Очерк V). О генезисе восприятия музыки.
В структуре слушательского опыта исследователь выделяет сенсорный, моторно-динамический и социально-коммуникативный компоненты, что и определило во многом последовательность очерков. Оказалось удобным при анализе пространственных элементов музыкального восприятия особенно подчеркнуть сенсорную сторону восприятия; в очерке, посвященном предпосылкам музыкального ритма, естественно выделилась роль двигательного опыта, а тема «интонация в речи и музыке» в наибольшей мере давала возможность рассмотрения коммуникативных закономерностей музыки.
Выводы: Одной из дальнейших задач музыкально-психологических исследований, по-видимому, должно быть изучение многообразных социально значимых форм восприятия музыки (восприятие музыки исполнителями, композиторами, музыковедами, а также представителями других видов искусства).
Литература
1. Авдеев В.М. Влияние музыкального произведения и его интерпретации на компоненты музыкального восприятия: Автореф. дис.канд.психол. наук.- М., 1982.
2. Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства / В кн.: Художественное творчество. Вопросы комплексного подхода / Отв.ред. Б.С.Мейлах. - Л., 1982. – С. 234-245.
3. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. – М., 1960.
4. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М., 1976.
5. Восприятие // ФЭС. – М.: «Сов. энциклопедия», 1983. - С. 92-93.
6. Гельмгольц Г. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа теории музыки. - М., 1975.
7. Головинский Г. О вариантности восприятия музыкального образа // Восприятие музыки / Ред-сост. В. Максимов. – М., 1980.
8. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. – М., 1978.
9. Изард К. Эмоции человека. - М., 1980.
10. Кечхуашвили Г.Н. О роли установки в оценке музыкальных произведений // Вопросы психологии. – 1975. - № 5. – С. 63-70.
11. Костюк А.Г. Теория музыкального восприятия и проблема музыкально-эстетической действительности музыки // Музыкальное искусство социалистического общества: Проблемы духовного обогащения личности. – Киев, 1982. – С. 18-20.
12. Медушевский В.В. Как устроены художественные средства музыки // Эстетические очерки. – М., 1977. – Вып. 4. – С. 79-113.
13. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. – М.: Музыка, 1976. – 354 с.
14. Медушевский В.В. О содержании понятия «адекватное восприятие» // Восприятие музыки. Сб. статей. / Сост. В. Максимов. – М., 1980. – С. 178-194.
15. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: Музыка, 1972. – 383 с.: черт. и нот. ил.
16. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. - М.: «ВЛАДОС», 1997. – С. 150-182.
17. Петрушин В.И. Моделирование эмоций средствами музыки // Вопросы психологии. - 1988. - №5.
18. Ринкявичюс З.А. Воспринимают ли дети полифонию? - Л., 1979.
Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 1118;