Относительная, а не абсолютная высота звуков является ведущим моментом в восприятии музыки.
Термин «музыкальный слух» всегда употребляется в значении одной из основных музыкальных способностей, от которой прямо зависит музыкальность.
Тембр и динамика – тот материал, которым прежде всего творит исполнитель высота для него предопределена). Поэтому исполнительский слух должен быть высокоразвитым тембровым слухом и динамическим слухом..
… прежде чем заботиться о развитии исполнительского слуха, надо обеспечить наличие простого музыкального, т.е. звуковысотного слуха (90-92).
«Мелодическим слух мы будем называть музыкальный звуковысотный слух в его проявлении по отношению к одноголосной мелодии, гармоническим слухом – музыкальный слух в его проявлении по отношению к созвучиям, а следовательно, и ко всякой многоголосной (в широком смысле) музыке (109).
Мелодический слух есть то качественное своеобразие восприятия мелодии, которое проявляется в особенностях самого восприятия в узнавании и воспроизведении мелодий и в чувствительности к точности интонации (110).
Один из основных признаков музыкальной высоты – переживание интервала как качественно своеобразного соотношения звуков по высоте, и в этом переживании мы видели одно из своеобразий нашего музыкального уха, отличающее его от других органов чувств.
Две стадии развития мелодического слуха:
Первая стадия: узнается и воспроизводится только мелодическая кривая, т.е. правильно воспринимается лишь направление движения, смена подъемов и спусков.
Вторая стадия: узнается и воспроизводится не только мелодическая кривая, т.е. не только направление движения, но и интервальные соотношения звуков (110-111).
Основой мелодического слуха является ладовое чувство, понимаемое как способность различать ладовые функции отдельных звуков мелодии, их устойчивость и неустойчивость тих качеств, тяготение звуков друг к другу.
Ладовое чувство выражается в том, что одни звуки мелодии воспринимаются как устойчивые, т.е. дающие впечатление законченности при завершении на них мелодии, не требующие перехода к другим звукам, не тяготеющие к другим звукам. Другие звуки воспринимаются как неустойчивые, создающие впечатление незавершенности, тяготеющие к устойчивым звукам. Одно из наиболее простых проявлений ладового чувства – тенденция заканчивать мелодию на тонике. Тонкое различение ладовых функций звуков – это тонкость различения тех эмоциональных качеств, которые характеризуют отдельные ступени лада. Слова чувство, ладовое чувство, чувство высоты, чувство интенсивности обозначают сенсорные функции различения в значении эмоционального переживания.
Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 1498;