Экономический идеал
Представьте себе авиалайнер, который летел бы в воздушном пространстве без всякой навигации. Ясно, что такой самолет, хотя бак его и полон топлива, все механизмы работают исправно и корпус прочен – вскоре разобьется.
Точно так же экономический механизм, пусть даже самый совершенный, все части которого трудятся на полную мощность и в полном согласии друг с другом, обеспечивая максимальный положительный эффект, рост прибыли предприятий и доходов населения, - но при всем этом не знающий конечной цели своего полета – это то же самолет, который терпит крушение.
На протяжении истории человечества было не мало попыток установить навигацию экономического полета, определить экономический идеал, конечную цель развития экономики. Люди всегда чувствовали необходимость такого идеала.
Экономический идеал христианства – общая работа и общая собственность. Каждый член коллектива трудится на благо всего коллектива.
Идеал «Утопии» Томаса Мора: всеобщий труд: дефицит в самых необходимых предметах общество испытывает только потому, что огромная часть его живет без дела: богачи и нищие, а также занимающиеся бесполезными ремеслами. Обязательный для всех труд должен быть при этом непродолжительным: не более 6 часов, порой даже меньше. Остальное время следует посвящать наукам, музыке и отдыху. Главным удовольствием должны быть упражнения в добродетели, а из удовольствий, доставляемых телом, пальма первенства должна быть отдана здоровью. Сладкая еда и питье, конечно, заслуживают стремления, но только ради здоровья. Все это приятно не само по себе, а в той мере, в какой оно противиться подкрадывающемуся исподтишка недугу.
Экономический идеал первых христиан и «Утопии» Мора во многих характерных признаках успешно реализуются в монастырях. Монах не имеет права владеть даже личной собственностью, поскольку заботы о собственности отвлекали бы его от служения обществу и всем нуждающемся. Весь его труд принадлежит общине! Труд обязателен даже для высших монашеских чинов. Ведь труд первый способ совершенствования монаха. Самый тяжелый физический труд постоянно переменяется высокоинтеллектуальным умственным трудом: чтением богословских трудов, беседами, иконописью, - и духовным трудом: ежедневной работой над своими недостатками.
Экономический идеал Маркса – общество, в котором отсутствует любая форма насилия над работником, и каждый получает все, в чем нуждается.
Экономический идеал русского, а затем советского экономиста А. В. Чаянова – города, превращенные в деревни, настолько их лицо закроется сплошными садами и парками, среди которых островками будут возникать невысокие, красиво сделанные дома.
Но можем ли мы описать экономический идеал современного общества?
Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 853;