Определение и мера здоровья
До сих пор мы пытались несколько подробнее рассмотреть человеческий организм под влиянием среды и на его трёх уровнях функционирования. Этот подход по необходимости даёт несколько фрагментарную картину человека. На самом деле, человеческий организм - это полностью интегрированная совокупность, всегда проявляющая врождённый разум в своих дей-
ствиях, направленных на поддержание гомеостаза, что сопровождается различной степенью успеха. Теперь мы попытаемся свести воедино этот фрагментарный образ и проиллюстрировать на примерах, как практический врач может использовать эти концепции для точной оценки состояния здоровья данного индивида.
Как мы видели, внутри человеческого организма, который стремится поддерживать порядок, имеется иерархическая градация функций и расстройств. Эта иерархия не ограничена лишь живыми существами, она характерна для структуры и функционирования самой вселенной. Например, внезапное нарушение законов притяжения и отталкивания электромагнитных полей вызвало бы в Космосе разрушения, которые невозможно себе представить. Фундаментальное изменение активности Солнца, даже мгновенное, глубоко нарушило бы жизнь на Земле. Даже небольшие изменения температурного диапазона планеты резко меняют равновесие форм жизни. В меньшем масштабе на жизнь влияет сила гравитации Луны, как и влажность, ветер и местные климатические условия. Во всех этих явлениях можно различить иерархию функций и управляющие их взаимодействием законы. Если даже слегка нарушается какой-нибудь центральный процесс фундаментальной важности, то это влияет на всю систему значительно сильнее, чем при той же степени нарушении менее важного процесса. Как мы уже видели, такая иерархия очевидна и в человеческом организме, так что небольшая область повреждения головного мозга оказывает гораздо большее влияние на организм, чем такая же область повреждения на коже.
Идея иерархии — это, фактически, идея единства, из которого было создано всё остальное. Все существа и все уровни связаны этой концепцией во всей вселенной, поэтому её можно считать универсальным законом.
Концепция иерархии приобретает колоссальное значение для практического врача после определения центра тяжести действия или расстройства в организме. С практической точки зрения, в нашу эпоху можно сказать, что каждый человек (рассматриваемый как единое целое) в любой момент своей жизни в некоторой степени болен. Тяжесть заболевания определяется расстройством в целом, существующим в виде симптомов на всех трёх уровнях. Видимое расстройство на одном уровне, как бы ничтожно оно ни было, в большей или меньшей степени одновременно поражает и другие уровни. Тем не
менее, когда большая часть симптомов относится к одному уровню, мы можем сказать, что центр тяжести расстройства в этот момент находится на этом уровне. Конечно, это очень динамичное состояние, но, как правило, после тщательного сбора анамнеза, охватывающего все три уровня индивида, клиницист может различить главный центр тяжести расстройства.
Возьмём, например, пациента, основными жалобами которого в физическом теле являются бронхиальная астма и хронический запор. После тщательного сбора анамнеза на всех уровнях становится ясно, что он также весьма раздражителен, испытывает страх темноты, страх болезни и тревогу за своё будущее. После дальнейших расспросов он признаёт, что в течение некоторого времени у него была снижена способность к концентрации внимания. В этот момент, определяемый интенсивностью главной жалобы, клиницист понимает, что центр тяжести симптомов находится на физическом уровне.
Практический врач назначает курс лечения (будь то аллопатическое лекарство, психотерапия или натуропатическое лечение), но при повторном визите пациента он обнаруживает, что астма и запор уменьшились до удовлетворительного уровня, в то время как симптомы раздражительности и тревоги усилились. Пациент жалуется на печаль, а его психическое состояние показывает дальнейшее снижение способности к концентрации внимания; его способность выполнять творческую работу для самого себя или для других в заметной степени уменьшилась. Ортодоксальный аллопатический доктор, сосредоточенный, в силу своего обучения, на физическом уровне, будет, вероятно, удовлетворён результатами, поскольку астма и запор ослабли, а затем направит пациента к психиатру для решения «новых» психологических проблем. Однако практический врач, понимающий принцип целостности пациента, сразу увидит, что центр тяжести расстройства переместился с физического на эмоциональный уровень, тем самым, указывая на общее ухудшение здоровья, несмотря на тот факт, что первоначальные физические жалобы уменьшились на 90%.
Во время реального излечения последовательность будет, вероятно, прямо противоположной. Сначала физические симптомы могут остаться неизменными или, возможно, слегка усилятся, в то время как способность к концентрации повысится, а эмоциональные симптомы ослабнут. Это будет означать, что центр тяжести постепенно опускается в иерархии, и в некоторой степени сосредоточивается на физическом уровне.
Мудрый клиницист просто ничего не будет делать в этот момент, и в последующие визиты будет видно, как все симптомы, включая физические, постепенно исчезнут. Таким образом, понимание иерархии симптомов и наблюдение за смещением центра тяжести составляют весьма практичный метод оценки развития, основанный, к тому же, на реальной работе защитного механизма организма.
На протяжении всего изложения до настоящего момента мы упоминали два заслуживающих рассмотрения фактора: положение симптомов в иерархии и их интенсивность. Например, у двух пациентов может быть спектр симптомов, идентичный спектру симптомов вышеописанного пациента, одинаковое положение центра тяжести, но один может испытывать лишь лёгкое расстройство здоровья, в то время как второй может быть сильно покалечен болезнью. Это обусловлено различием в интенсивности симптомов. По этой причине нам нужен прибор для простого измерения, как общей степени здоровья человека, так и меры интенсивности отдельных симптомов. Такая мера вытекает из фундаментального определения здоровья.
На основании выше сказанного легко дать определение здоровью человека. Исчерпывающее определение должно соответствовать человеку как целому, духовному существу. На протяжении всей своей жизни люди мало что делают помимо того, что освобождаются от рабства, которое в теле создаёт боль, в эмоциях создают страсти, а в духе создаёт эгоизм. Понимающий миссию целителя клиницист должен пытаться направить пациента к большей свободе от этих трёх ограничений.
Каждая боль, каждый дискомфорт, каждая слабость, возникающие в теле, неизбежно ограничивают любую, существовавшую до появления симптомов свободу. Следовательно, состояние болезни есть рабство тела. Однако почти каждый, хотя бы на краткое мгновение жизни испытывал полную свободу от функции тела, когда ни один орган не ограничен и нет болезненного ощущения существовании тела. Таким образом, состояние физического здоровья можно определить так: здоровье физического тела есть свобода от боли; достигнутое состояние хорошего самочувствия.
Пока человек безмятежен и спокоен на эмоциональном или психическом уровне, он может без ограничений заниматься творческой работой, как для себя, так и для других. С того момента как появляется и овладевает человеком страсть, возникают тревога, гнев, мука, страх, фанатизм и т.д. Такая
страсть обычно порабощает эмоциональную часть человека, и это мешает свободному функционированию в других сферах. Это верно даже для идеалистических страстей, которые приближаются по интенсивности к фанатизму, ибо любая чрезмерная страсть стремится поработить; любая страсть мешает человеку быть хозяином самого себя. Таким образом, мы можем определить состояние здоровья на эмоциональном уровне так: здоровье на эмоциональном уровне есть живое состояние свободы от страсти, имеющее своим результатом динамическую безмятежность. Относительно этого определения следует совершенно ясно сказать, что акцент делается на динамике. Это не просто состояние отсутствия чувства, возникающее вследствие интеллектуальной дисциплины, предназначенной для сдерживания эмоций; скорее, это состояние способности свободно чувствовать полный диапазон человеческих эмоций без периодического порабощения ими.
Аналогичным образом, когда возникают эгоистические тенденции и стяжательские желания, человек испытывает состояние боли. Эгоистичный человек — это человек, который болен в самом глубоком слое бытия пропорционально интенсивности своего эгоизма. Все мы знаем очень эгоистичных людей, которых легко задевают события, идущие вразрез с их желаниями. В той степени, в которой человеком управляют эгоистические амбиции и стяжательство, он приближается к состоянию психического заболевания, которое может кончиться полной спутанностью сознания. Отсюда определение: здоровье на ментальном уровне есть свобода от эгоизма, достигнутое состояние полного единения человека с божественным началом или истиной; состояние, в котором действия человека посвящены творческому служению.
Итак, суммируем определение общего здоровья человека следующим образом: здоровье есть свобода от боли в физическом теле, достигнутое состояние хорошего самочувствия; свобода от страсти на эмоциональном уровне, имеющая своим результатом динамическое состояние безмятежности и покоя; и свобода от эгоизма в ментальной сфере, имеющая своим результатом полное единение с Истиной.
В этот момент естественно возникает вопрос: как мы измеряем сравнительную степень здоровья данного человека? Какой параметр определяет, например, в лучшем ли состоянии здоровья находится человек с ревматоидным артритом, по сравнению с другим пациентом, страдающим депрессией?
Параметр, позволяющий осуществить такое измерение здоровья, есть творческая деятельность. Под творческой деятельностью я имею в виду все те действия и функции, которые приближают самого человека и других людей к их главной цели в жизни — непрерывному и безусловному счастью. Насколько человек ограничен в возможности заниматься творческой деятельностью, настолько он болен. Если пациент с ревматоидным артритом разрушен до такой степени, что его болезнь мешает ему быть творческой личностью больше, чем пациенту с депрессией, то пациент с ревматоидным артритом болен серьёзнее, чем пациент, находящийся в депрессии, хотя центр тяжести болезни у него находится на более низком иерархическом уровне.
Помня идею творческой деятельности, можно всегда определить степень здоровья или болезни человека в данный момент.
Краткое содержание главы 2 Краткое содержание раздела «Ментальный уровень»
1. Ментальный уровень бытия является самым важным
для существования человека и имеет внутри себя очень полез
ную для оценки развития состояния пациента иерархию.
2. Функции здорового сознания следует характеризовать с
точки зрения следующих трёх качеств: ясности, связности и
творческой деятельности. Человек болен на соответствующем
уровне в той степени, в которой какое-либо одно из этих ка
честв или все они снижены или отсутствуют.
3. Спутанность, отсутствие цельности и рассеянность со
ставляют качества совершенно больного сознания.
4. Главные факторы, расстраивающие психику, - это прак
тика эгоизма и стяжательства. Свобода от эгоизма и стяжатель
ства естественным образом ведёт к здоровому состоянию
сознания.
Краткое содержание раздела «Эмоциональный уровень»
1. Эмоциональный уровень человека является следующим по важности после ментального. Этот уровень болен в той степени, в какой человек остаётся внутри себя, захвачен отри-
дательными чувствами и выражает отрицательные чувства, такие как зависть, ревность, мука, фанатизм, печаль. Если человек может освободиться от таких «страстей», то он может быть здоров на этом уровне.
2. На этом уровне возникают столь обычные в наше время
тревога, мука, раздражительность, страхи, фобии и депрессия.
Наша образовательная и политическая системы некогда не раз
вивают систематически эмоциональный уровень, который
обычно слаб, получает недостаточное питание и потому уязвим.
3. Внутри этого уровня имеется иерархия симптомов, ко
торая полезна как мера прогресса во время лечения.
Краткое содержание раздела «Физический уровень»
1. Физическое тело и его органы составляют наименее
важный уровень человека. Тело имеет также иерархию важно
сти своих органов и функций. Инфаркт головного мозга важ
нее инфаркта сердца, а последний, в свою очередь, важнее
тромбоза артерии в ноге.
2. Организм всегда старается удерживать расстройства
вдали от важных органов.
3. Расстройство, которое во время лечения переходит с
менее важных органов на более важные, указывает на общее
ухудшение здоровья. Противоположное направление развития
указывает на прогресс к лучшему состоянию здоровья.
Аннотированная библиография к главе 2
/. Janssens, Paul A., Paleopathology (London: John Baker, 1970), p. 150. «Реакции на болезнь остаются неизменными со времён, когда появились позвоночные. Это полностью противоречит мнению Маккаллума, что спонтанные защитные реакции человека развивались и усовершенствовались веками. Это не так: человек, возможно, умел защищать себя от болезни внешними средствами в большей степени, чем внутренними или посредством иммунитета. Последний определённо существовал в прошлые времена и был тогда, возможно, даже эффективнее: чем примитивнее существо, тем, по-видимому, эффективнее его защитные и восстановительные механизмы».
2. Lilienfeld and Gifford, eds., Chronic Disease and Public Health (Baltimore: Johns Hopkins Press, 1966). Цитируется великолепное выполненное в Балтиморе исследование, показывающее про-
цент людей с одним или несколькими хроническими заболеваниями на разных возрастных уровнях. Доля «существенных хронических заболеваний» прямо росла с возрастом от 17,4% в группе моложе 15 лет до 85,2% в группе 65 лет и старше.
3. Hinkle and Wolfe, «The Nature of Man's Adaptation to His Total
Environment, and the Relation of This to Illness», Archives of Internal
Medicine 99: 442 (1957). Великолепный обзор трёх крупных ис
следований распространённости симптомов хронических бо
лезней в группах населения, которые выбирались не по
жалобам, а с акцентом на психосоматические корреляции.
Всего было охвачено 4500 человек.
Выводы:
1) Члены однородных в прочих отношениях популяций
различаются восприимчивостью к болезни.
2) Те, кто обладает высокой общей восприимчивостью,
восприимчивы к болезням всех типов. Поражение затрагивает
большее количество органов, происходит больше несчастных
случаев, возникает больше расстройств настроения, мысли и
поведения.
3) Болезни не распределены в течение жизни случайным
образом, а сосредоточены кластерами в периодах продолжи
тельностью несколько лет.
4) Кластеры возникают в такие периоды времени, когда
человек испытывает затруднения с адаптацией к среде. Это
очень прямая корреляция.
5) Восприимчивость связана как с различиями в способ
ности к адаптации, так и с реальными ситуациями среды.
6) Форма восприимчивости имеет мало общего с соци
альной средой, но она влияет на время появления кластеров и
их развитие.
4. Simeons, А. Т. W., Man's Presumptuous Brain (London: Long
mans, Green, 1960). Великолепное описание психосоматических
типов личности.
5. Hinkle and Wolfe, «The Nature of Man's Adaptation». Хорошее
описание конкретных состояний личности, коррелирующих с
конкретными физическими симптомами, на основе испытаний
посредством гипнотической индукции желаемого отношения и
последующего наблюдения физиологических изменений.
6. Eastwood, M., The Relation Between Physical and Mental Ill
ness (Toronto: Univ. of Toronto Press, 1975). Один из самых тща-
тельных обзоров литературы по всей области психосоматической медицины; исчерпывающие цитаты из исследований на стр. 15-24.
7. Hinkleand Wolfe, «The Nature of Man's Adaptation». Болезни возникают на протяжении жизни не случайным образом, а в конкретные кластерные моменты, определяемые личным отношением и влиянием среды, особенно социальными влияниями.
ГЛАВА3. ЧЕЛОВЕК, ФУНКЦИОНИРУЮЩИЙ КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ
В главе 2 была сделана попытка описать три уровня человека в терминах иерархической важности функций, как в здоровье, так и в болезни. В данной главе эта концепция будет обсуждаться с более сложной и глубокой точки зрения, чтобы подчеркнуть взаимодействие между уровнями, когда организм функционирует как единое целое. У проницательного читателя, несомненно, уже возникли вопросы о взаимодействии уровней. Например, верно ли, что потеря памяти (ментальный уровень) представляет более низкое состояние здоровья, чем депрессия (эмоциональный уровень)? Является ли состояние раздражительности более тяжёлым, чем травма головного мозга (физический уровень)? Как насчёт пациентов, которые как бы колеблются взад-вперёд между двумя уровнями? Обусловлены ли такие ситуации неточностью изложения иерархии или уровни пересекаются на своих границах?
Ради простоты иерархия описывалась до сих пор в одномерном, линейном виде (и в двух измерениях при рассмотрении концепций центрального и периферического слоев важности). В действительности соотношение между уровнями сложнее. На рис. 3 показан трёхмерная конструкция, которая представляет разные уровни человека как концентрические, конические оболочки. В самом центре расположен, конечно, ментально-духовный уровень, а самой периферической является физическая оболочка. Каждую из них, в свою очередь, можно разбить на иерархические системы оболочек внутри каждого уровня. На физическом уровне эти оболочки можно разработать даже дальше, чтобы представить системы органов, сами органы, ткани, иерархию клеток внутри тканей и даже иерархии внутри самих клеток (ДНК и РНК, ядро, цитоплазма-тические органеллы и клеточная мембрана в порядке убывания важности). Ещё одна важная деталь, на которую следует обратить внимание на рисунке, — это то, что каждая оболочка начинается и кончается на несколько более высоком уровне, чем та, которая лежит непосредственно на периферии по отношению к ней; таким образом, очевидно, что пересечение непол-
ное. При размышлении мы видим, что приведённые в главе 2 диаграммы можно рассматривать как одномерные и двумерные отображения структуры, которая в действительности трёхмерна.
Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 955;