Эмоциональный уровень

Следующий по важности после ментального уровень чело­веческого бытии — эмоциональный. Мы включаем в него все степени и оттенки эмоций: от самых примитивных до самых возвышенных; Этот уровень бытия функционирует как рецёп-тбр защитного механизма, воспринимающий воздействия окружающей среды, а также как механизм выражения возни­кающих в человеке чувств, дейстьий и эмоциональных рас-стройств. Вот определение эмоционального уровня бытия: уровень человеческого бытия, который регистрирует измене-



ние эмоционального состояния. Диапазон эмоционального выражения может широко варьировать: любовь - ненависть, радость — печаль, спокойствие — тревога, доверие - гнев - му­жество — страх и т.д. Таким образом, именно этот уровень очень близок к сердцевине повседневного бытия каждого человека.

По своему качеству чувства можно определить как поло­жительные и отрицательные. Положительные чувства - те, ко­торые влекут человека к состоянию счастья; отрицательные -те, что влекут человека к состоянию несчастья. Чем больше человек испытывает отрицательные чувства, тем более он не­здоров на этом уровне. Измерить степень эмоционального рас­стройства человека, значит выяснить, насколько он в состоянии бодрствования занят отрицательными чувствами, такими как апатия, раздражительность, тревога, мука, депре­ссия, суицидальные мысли, ревность, ненависть, зависть и т.д. Самые здоровые и эмоционально развитые люди испытывают некоторые из наиболее глубоких известных человечеству со­стояний: мистические переживания, экстаз, чистая любовь, ре­лигиозное рвение и широкий диапазон возвышенных чувств, которые трудно описать. Эти состояния доступны в нашу эпоху лишь небольшому числу редких людей. В качестве обобщения, можно сказать, что нарушение равновесия на эмоциональном уровне проявляется как повышенная чувствительность к ощу­щению нами самих себя как уязвимых существ, отделённых от остального мироздания. Состояния эмоционального рас­стройства связаны обычно с проблемами личного комфорта, личного выживания и личного выражения. С другой стороны, самые развитые эмоциональные состояния обычно включают ощущение нашего единства со всем мирозданием: любовь, бла­женство, преданность и т.д. Таким образом, положительные чувства всегда вызывают у человека ощущение единения с внешним миром; отрицательные же, напротив, обычно вызы­вают чувство изоляции и отдалённости от внешнего мира.

Как мы видели, на ментальном уровне человек может стра­дать от отрицательных мыслей. Аналогично этому, на эмоцио­нальном уровне человек может испытывать отрицательные чувства, которые порождают внутреннее расстройство и дис­гармонию в окружающей среде. Положительные же чувства, напротив, укрепляют эмоциональное внутреннее состояние и создают положительные условия в окружающей среде, которые способствуют общению с людьми, и тем самым служат сооб­ществу. Когда кто-нибудь выражает доверие к другому чело-



веку, то сам этот поступок возвышает обоих и создаёт большее психическое равновесие. Напротив, выражение гнева или не­доверия создаёт в душе обоих дисгармоничное эмоциональное состояние, и тем самым содействует разрушению сообщества. Тот, кто живёт с чувством внутреннего покоя, радости, эйфо­рии и т.д., даёт себе и другим наилучшее эмоциональное пита­ние, которое может только повысить уровень эмоционального здоровья. С другой стороны, человек, который непрерывно живёт в тревоге, печали или страхе, даёт ядовитую пищу, кото­рая постепенно ведёт к деградации его здоровья и здоровья дру­гих людей.

Как и на других двух уровнях, имеется иерархия эмоцио­нальных расстройств, которые можно градуировать по степени, в которой они проникают вглубь человека или остаются на от­носительной периферии. Сегодняшнее приблизительное пред­ставление об этой иерархии показано на рис. 2. Это опять лишь грубое приближение, основанное на прошлом клиническом опыте. Несомненно, оно будет изменено и уточнено внима­тельными наблюдателями всего мира.

На границах эмоционального уровня с ментальным и фи­зическим уровнями имеется определённое «наложение», опи­санное на рис. 3. Но всё равно внутри самой эмоциональной иерархии мы видим градацию симптомов, которая также по­лезна при определении того, улучшается или ухудшается со­стояние данного пациента. Например, если рассматривать все симптомы в эквивалентных степенях интенсивности, то можно видеть, что депрессия серьёзнее ограничивает жизнь пациента, чем тревога, а тревога хуже раздражительности.

Понимание градации симптомов полезно врачу-практику при определении направления, в котором развивается состоя­ние пациента, но нужен простой принцип, с помощью кото­рого можно было бы судить о степени здоровья или болезни человека сразу, во время первого приёма. В наивысшем со­стоянии эмоционального здоровья человек испытывает абсо­лютное динамическое спокойствие в сочетании с любовью к себе, другим людям и окружающей среде. Это состояние без­мятежности, активно связанное с людьми и средой, а не просто отсутствие эмоционального чувства, порождённое в качестве защиты против эмоциональной уязвимости. С другой стороны, человек, находящийся на низшем пределе эмоционального здоровья, страдает от сильной внутренней муки или депрессии такой интенсивности, что полностью утрачивает интерес к



жизни, и у него возникает активное желание смерти. Между этими крайностями лежат многообразные вариации и индиви­дуальные способы выражения.

В современную эпоху одной из больших проблем нашего здоровья стала слабость на эмоциональном уровне. Будь то по причине непонимания законов природы или непрерывного «терапевтического» подавления относительно периферических недомоганий, загоняющего их в сердцевину человеческого бытия, но можно видеть, что многие из проблем сегодняшнего мира возникают из неуравновешенных, направленных по лож­ному пути разрушительных эмоций. Современные проблемы действующего без разбора оружия, хаотического насилия и тер­роризма в городах, массовых убийств, расового угнетения и же­стокого обращения с детьми — всё это примеры неправильного управления эмоциональными состояниями, как на индивиду­альном, так и на общественном уровне.

Как говорилось выше, человек влияет на окружающую среду и испытывает влияние с её стороны. На эмоциональном уровне одним из сильных воздействий среды является почти полная неспособность наших систем образования дать эмо­циональное обучение молодым людям. В результате наша эмо­циональная часть получает недостаточно питания и остаётся истощённой, становясь лёгкой жертвой болезнетворных усло­вий. На протяжении всей западной истории и особенно в се­годняшнюю материалистическую и технологическую эру образование было сосредоточено почти исключительно на ат­летическом (физический уровень) и интеллектуальном (мен­тальный уровень) обучении. Главными героями молодых людей являются атлетически или интеллектуально успешные одно­классники. Чувствительные, артистичные, музыкальные или поэтичные молодые люди редко прославляются или поощ­ряются. В современной жизни главным источником эмоцио­нального обучения, по-видимому, является телевидение, которое вовлекает зрителя лишь в процесс пассивной роли и подчёркивает преувеличенные или вымышленные точки зре­ния на жизнь.

Образование должно следовать более естественной проце­дуре, основанной на известных стадиях созревания. Образова­ние должно быть сосредоточено на развитии физического тела в возрасте от 7 до 12 лет, эмоций с 12 до 17 лет и ментального уровня с 17 до 22 лет. Вместо этого наше образование является случайным и хаотическим, им часто в большей степени руко-



водят политические влияния, нежели признание естественных стадий развития учеников. Результатом является неуравнове­шенность и слабость выпускников школ на эмоциональном уровне. Хотя полное изложение рекомендаций по изменению системы образования выходит за рамки данной книги, тем не менее, практическому врачу важно понимать глубокое влия­ние на здоровье человека оказывает неадекватность обучения на эмоциональном уровне.

В возрасте с 12 до 17 лет человек переживает естественное пробуждение сексуальных инстинктов, а также эмоциональ­ных высших чувств — понимания любви, свободы, справедли­вости и т.д. Поскольку нет никакого запрограммированного обучения, направленного на мобилизацию и развитие этих чувств, они воплощаются в опыт, который сбивает молодых людей с толку, является огорчительным и часто унизительным. Учителя и в равной степени родители клеймят первые попытки выразить эти эмоции и действовать на их основании как «бун­тарские», «мечтательные», «чрезмерно идеалистические» или даже «иррациональные». Здоровое эмоциональное выражение принижается и критикуется, в то время как при обучении ак­центируется конформизм, «нормальность» и успех в соревно­вании с другими. В такой ситуации молодые люди обычно направляют все свои эмоциональные переживания в секс и не­медленное наслаждение удовольствиями, что, в свою очередь, часто ведёт к действиям, которые называются недозволенными или разлагающими.

В конце концов, молодые люди испытывают очень разоча­ровывающие переживания, от которых их эмоции затверде­вают и иногда полностью отмирают. Тогда потребность в эмоциональном выражении направляется на искажённые цели. На этом пути мы становимся, в конечном счёте, свидете­лями появления прожжённого конкурентоспособного бизне­смена, который беспощаден и безразличен к чувствам других людей. Люди с неадекватной эмоциональной подготовкой вступают в брак, к которому они не готовы, и эта ситуация при­водит к нашей высокой частоте разводов. Родители, сталкива­ясь с неожиданно большой ответственностью, связанной с наличием детей, рассматривают их как предметы или как проекцию своих собственных жизненных несостоявшихся целей. Вследствие этого, мы приходим к обществу, состоящему из людей, не соприкасающихся со своими чувствами и не спо­собных зрело обращаться с ними, когда они прорываются. С



эмоциональной точки зрения, можно сказать, что мы имеем сегодня общество людей, мёртвых в 25 лет, хотя живущих до 75.

Образование должно признать необходимость естествен­ным образом возникающих в школьном возрасте идеалистиче­ских и эстетических чувств. Когда выражаются любовь, дружба и товарищество, альтруистические чувства и самопожертвова­ние, их следует хвалить, поощрять и придавать им зрелую форму, а не игнорировать или критиковать. Естественные склонности к музыке, поэзии и живописи должны специально вознаграждаться и развиваться под проницательным руковод­ством. Обычной практикой должны быть экскурсии на места, обладающие естественной красотой. Ученикам должны быть доступны даже религиозные и духовные диспуты, а студентам, обнаруживающим такие интересы, должны предлагаться раз­личные методы медитации. В возрасте с 12 до 17 лет обучение должно быть сосредоточено на творчестве, а не на конфор­мизме, эстетических, а не просто интеллектуальных ценностях, и воодушевляющем, а не чисто практическом развитии.

Если обучение будет усовершенствовано таким образом, результатом будут люди зрелые и уравновешенные на эмоцио­нальном уровне, и потому гораздо менее восприимчивые к бо­лезням на этом уровне. Брак и семья стабилизируются и станут приносить удовлетворение, а не вызывать стрессы и болезни. Жизненные стрессы и стрессы, вызываемые окружающей сре­дой, будут тогда не так легко вызывать слабость защитного ме­ханизма на эмоциональном уровне, что будет предотвращать современные эпидемии нервозности, неуверенности, насилия, тревоги, страха и депрессии.








Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 1389;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.