Ментальный уровень
Наивысший и самый важный уровень, через который функционирует человек, — это ментально-духовный уровень. В качестве общего определения этого уровня, можно сказать: ментальный уровень человека — это уровень, где регистрируются изменения понимания или сознания. Как говорилось в предыдущей главе, эти изменения инициируются внутренними или внешними раздражителями, но регистрируются на данном уровне бытия. Именно на ментальном уровне человек думает, критикует, сравнивает, вычисляет, классифицирует, творит, синтезирует, предполагает, наглядно представляет, планирует, описывает, общается и т.д. Расстройства этих функций, в свою очередь, составляют симптомы психического заболевания.
Ментальный уровень — наиболее важный для человека. Именно ментальное и духовное содержание человека является истинной его сутью. Если внутренние средства достижения более высокого сознания расстроены, то утрачена сама центральная идея возможности эволюции. В чём тогда смысл жизни?
Человек может продолжать жить, быть счастливым и творчески служить другим и себе, имея искалеченное тело, лишившись конечностей или даже зрения или слуха. Можно привести много примеров людей, которые были здоровы на ментальном уровне бытия, несмотря на дефекты на периферических уровнях. Есть хорошо известные слепые музыканты. Бетховен сочинил некоторые из своих самых глубоких и сильных произведений после того, как потерял слух. Один из самых почитаемых и успешных гениев астрофизики сегодня прикован к креслу-каталке, почти парализован неврологической болезнью, не может ясно произносить слова; однако с момента начала своего недуга он обогатил науку беспрецедентным количеством прозрений. Такие духовные гиганты, как Рамана Ма-хариши и Рамакришна, болели раком, что не затуманило их духовной реальности и не ослабило их влияния на учеников.
С другой стороны, если имеется расстройство на ментальном или духовном уровне, то под угрозой находится само существование человека. Это видно в таких состояниях, как старость, шизофрения и слабоумие. Хотя физическое тело является средой, через которую в этом материальном виде могут проявляться высшие способности, его поддержание в здоровом состоянии само по себе не может служить конечной целью. Сомнительно, чтобы кто-нибудь заявил, что люди пришли в эту жизнь просто есть, наслаждаться сексом и приобретать деньги и вещи. Даже самые примитивные люди видят более высокую цель в жизни, которая заставляет их ценить верность (являющуюся степенью понимания) и любовь; отнимите их даже у самого примитивного человека, и воля к жизни будет утрачена.
Если бы было возможно иметь абсолютно здоровую психику, мы видели бы людей, постоянно живущих в духовном блаженстве, ежедневно предлагающих выраженные очень ясным образом новые творческие идеи, всегда служащих другим людям. Такие люди постоянно жили бы в ясности света и никогда в спутанности духовной темноты. В диапазоне от этого состояния абсолютного психического здоровья до состояния полной спутанности сознания мы можем различить градации равномерно растущей спутанности на различных подуровнях ментального уровня.
Среди психических функций существует иерархия. В предположении равной интенсивности симптомов, можно видеть, что расстройство памяти - не такое серьёзное явление, как равное расстройство способности к концентрации внимания; последнее не так серьёзно, как неспособность к различению, а эта
неспособность, в свою очередь, — не такая серьёзная вещь, как расстройство способности думать.
Ясное понимание таких градаций имеет решающее значение для прогнозирования состояния больного. Если пациент после лечения переходит от лёгкой степени спутанности сознания к более высокой, от лёгкого расстройства мышления к более сильному, то здоровье пациента ухудшилось, даже если какой-нибудь конкретный физический симптом исчез. Далеко не просто академическим наблюдением является тот факт, что подавление, которое может возникнуть в результате такого бездумного лечения, может привести к общему разрушению здоровья человеческой расы в целом. Можно показать, что в древние времена защитный механизм был способен лучше сдерживать болезнь и заживлять раны, чем сегодня. Сегодня повсеместным явлением стали визиты к врачам в молодом возрасте; следовательно, большая доля нашего населения с молодости подвергается воздействию методов лечения, основанных на подавлении. Вполне может оказаться, что именно это является причиной тревожного роста заболеваемости хроническими болезнями и смертности среди нескольких последних поколений1. Даже духовный хаос нашего современного мира вполне может быть результатом этого развития, вызванного непрерывным применением основанных на подавлении методов лечения всё более мощной природы. Джеймс Тайлер Кент, американский врач, в своих «Малых сочинениях» суммировал эту трагедию так: «Сегодня не дают появиться ни одному кожному высыпанию. Всё, что появляется на коже, быстро подавляют. Если это продолжится долго, человеческая раса исчезнет с лица Земли».
Как же можно ясно распознать степень здоровья или болезни на ментальном уровне при встрече с реальным пациентом? Нужен простой и очевидный способ определения качеств, которые описывают степень психического здоровья человека. Как и на всех уровнях, здоровье не есть просто отсутствие симптомов, связанных с конкретными психическими функциями. Это состояние бытия, которое можно описать как наличие трёх фундаментальных качеств, каждое из которых совершенно необходимо для истинного состояния здоровья. Если одно из них отсутствует, психика может функционировать вполне хорошо с точки зрения просто функций, но, тем не менее, может быть очень больна. Эти три необходимых качества, которые должны сопровождать различные функции психики, таковы:
См. библиографию после введения к настоящей книге.
1. Ясность.
2. Рациональность, связность и логическая последователь
ность.
3. Творческая служба на пользу других людей, а также на
свою собственную пользу.
Должны присутствовать все эти три качества, но третье — самое важное. По-видимому, именно это качество творческого служения меньше всего понято в современной аллопатической медицине, однако отсутствие этого качества постепенно ведёт к наихудшим состояниям безумия, какие можно вообразить.
Рассмотрим несколько примеров того, как рассмотрение этих психических качеств может дать практическому врачу точный способ оценки ментального здоровья человека. Во-первых, рассмотрим человека, который совершенно не способен ясно выражать свои мысли. Ему очень трудно находить правильные слова. Его мышление ослабло; мы видим начало расстройства, которое может постепенно привести к состоянию угасания и слабоумия.
У другого человека может быть ясность, но нет связности мышления. Он не может выразить свои мысли логично, и поэтому другие не понимают его. Он утратил способность к абстрактному мышлению, но что, возможно, ещё важнее — стал импульсивным и иррациональным. В разговоре он перескакивает с предмета на предмет и делает, возможно, это блестяще, но так быстро, что озадачивает окружающих. Хорошим примером человека с нарушенным качеством связности является стереотип рассеянного гения. У такого человека имеется глубокое расстройство на ментальном уровне.
То же относится к высококвалифицированному преступнику, который очень умён и планирует кражу или убийство с предельной ясностью и рациональностью мышления. Однако такой челобек болен в глубочайших областях своего существа, ибо он преследует эгоистичные цели за счёт других людей. Такая ментальность пронизывает наш современный мир в крайней степени и является коренной причиной проблем конкуренции, насилия, злоупотребления алкоголем и наркотиками, нищеты и войны.
Все мы знаем людей, которые чрезвычайно эгоистичны и нетерпимы к взглядам других людей. Такой человек считает, что он всегда прав, что никто не знает лучше него; поэтому он не может принять никакие новые идеи, даже если они правильны и полезны. Это ведёт к такому состоянию ума, которое исклю-
чает возможность увидеть истину. В таком случае ясность и творческое служение отсутствуют, что мешает полному и правильному использованию умственных способностей. Постепенно у такого человека может развиться состояния бреда, в котором ложное кажется ему истинным. Так очень эгоистичный человек мостит путь состоянию спутанности сознания, которое, в конечном счёте, может перейти в состояние настоящего безумия.
Аналогичный процесс можно наблюдать в человеке, у которого очень развито стяжательство. Такой человек очень верит в материальные ценности; нет ничего важнее имущества, которое он желает приобрести, и которым могут быть предметы или люди. Такое собственническое отношение может превратиться в неистовое желание, настолько не соответствующее реальности, что человек может искать удовлетворения любой ценой. Когда желание становится навязчивым, даже эксплуатация других людей или вред другим людям не будут достаточными препятствиями. В этом состоянии человек теряет все идеалистические и этические ценности. Что может быть безумнее, чем причинять боль или даже убивать соплеменников ради достижения некоторой материальной выгоды? Кроме того, это состояние постепенно переходит в сильное ощущение незащищённости у самого человека с собственническими стремлениями. Если этот человек по какой-либо причине теряет своё имущество, шок бывает почти непереносимым. И напротив, человек, который, с точки зрения этого качества, здоровее, в случае потери своего имущества будет страдать лишь временно, а затем будет гармонично двигаться дальше, чтобы начать всё заново.
На этих примерах можно видеть, что имеется очень тонкая грань между тем, что психиатры считают психическим здоровьем, и тем, что они называют психической болезнью. В какой момент люди из вышеприведённых примеров переходят границу между здоровьем и болезнью? Скорее всего, есть непрерывная шкала психической деградации, начинающейся с эгоизма и собственнического отношения к жизни и ведущей к состоянию, которое, в конечном счёте, можно ясно определить как безумие.
Наконец, рассмотрим основные источники психического и эмоционального страдания, которые делают возможным возникновение, прежде всего, психосоматического заболевания. Психосоматические теории практически стали современным бзиком. Мы, как и все современные врачи, знаем, что тревожные мысли или чувства могут очень глубоко разрушить здоровье
человека. Внезапное горе, внезапный страх, внезапная плохая новость могут ввергнуть организм в крайнее страдание, которое вызовет нарушение равновесия организма до конца егожизни. Почему некоторые люди способны в течение краткого времени пережить такой шок, а другие» деградируют до хронического и разрушающегося состояния здоровья? Какие качества на ментальном уровне ведут к этому различию в восприимчивости?
Если подумать об источнике психического илюэмоцио-нального страдания, постепенно станет ясно, что такое страдание возникает из двух основных источников: рухнувших амбиций и рухнувших привязанностей. Последние, в свою очередь, — это другое название для эгоизма и стяжательства.
Каждый, кто сильно верит во многие эгоистичные амбиции, готовит себя к большому страданию. Как только становится ясно, что чрезмерно раздутая амбиция недосягаема, человек испытывает горе, пропорциональное степени его первоначальной веры в неё. То же относится к человеку, ведомому стяжательством. Степень страдания, возникающего из потери какого-либо имущества, пропорциональна степени привязанности к этому имуществу.
Таким образом, можно сделать вывод, что если человек хочет избежать психического и эмоционального страдания, он должен культивировать в себе бескорыстие, скромность и альтруизм. Это, однако, не значит, что человек должен становиться аскетом и оггказываться от удовлетворения необходимых каждому потребностей. Лучшая политика, направленная на достижение максимального здоровья, — это «путь золотой середины» древних греков: не слишком много и не слишком мало. Никакого излишка; Такая умеренность в равной степени применима ко всем трём уровням человеческого бытия.
Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 11199;