Социогенетический подход

 

Социогенетический подход Социогенетический подход Лекция Ермолаевой М.В. Социогенетический подход Согласно этому подходу, психика ребенка на момент рождения представляет собой «чистую доску» и все можно сформировать благодаря научению. Поэтому к социогенетическому подходу часто относят теорию социального научения (социобихевиоризм). 1-я теория научения возникла в конце 30-х годов, ее представители Миллер, Долард, Сирс, Уайтинг. Они сделали попытку перевести важнейшие понятия психоаналитичной личности на язык теории научения. Они наметили основные линии исследования: социальное научение в процессе воспитания ребенка кроскультурный анализ (анализ воспитания в разных культурах) развитие личности Они ввели термин «социальное научение». Социализацию рассматривают как процесс, который позволяет ребенку занять свое место в обществе, по их мнению, это происходит в результате научения. В целом они рассматривали Детство как период переходящего ………., а маленький ребенок как дезориентированного, заторможенного, не способного к высшим нервным проявлениям. 2-я теория научения Бандура, Уолтерс, Гевирц, Д. Баер. Бандура определил термин «социальное научение» как визуальное научение, путем наблюдения. Для дошкольников социальное научение – это научение путем подражания. Для подростка - это научение путем наблюдения за последствиями поступков других людей. Бандура включил в систему «стимул – реакция» 4 новых медиатора, в результате которых подражание приводит к формированию нового поведения: память, внимание к действию модели, мотивация, моторные навыки разрешающие поведение. 3-я теория научения Бронтенбреннер, Аронфрид. Уделяли особое внимание анализу семьи и др. социальным институтам как важнейших факторов создания структуры личности. Оторванность молодых от настоящего дела приводит их к отчуждению. Выготский писал, что в американской психологии развития из понятия биологическая реакция полностью выводится социальная среда, а перенесение эволюционного принципа на изучение онтогенеза раскрывает целиком природу социального формирования личности. Лекция Светловой Н.В. Социогенетические теории - бихевиоризм - теории социального научения в США (основал Доллард, Миллер) Суть теорий: в бихевиоризме основным фактором, движущей силой психического развития является среда. Источник развития лежит во вне организма. Взрослый подкрепляет различные формы поведения ребенка, закрепляя у него положительные реакции в схеме стимул – реакции, этот процесс называется научение. Психическое развитие в американской психологии рассматривают как количественный процесс накопления навыков, связей, привычек, поэтому на каждом возрастном этапе выделяется система задач, которые личность должна решить в своей жизнедеятельности. Этот подход к диагностике развития через отслеживание задач предложил Гезелл. Представители социогенетического научения – Скиннер, Сирс, Бандура, Бронфенбреннер итд. Периодизация по Крайгу 0 – 1м– период новорожденности 1 м -2 г– преод младенчества 2-6 – раннее детство 6-12 – среднее детство 12-18 (20) – подростковый и юношеский возраст 20-40 – ранняя взрослость 40-60 – средняя взрослость 60 и больше – поздняя взрослость  
Теория А. Гезелла Теория А. Гезелла развитие не простая функция, определяющая­ся х - элементами наследственности и Теория А. Гезелла у - элементами среды. Это самообусловливающийся процесс, поскольку разви­тие — приспособление ребенка к окружающей социальной среде, т. е. адаптация. Чтобы решить проблему взаимоот­ношения биологического и социального в процессе разви­тия, нужен был адекватный метод. исследования проводимые А. Гезеллом – сравнительное исследование близнецов (близнецовый метод). Близнецы бывают монозиготными (МЗ — идентичная наследственность) и дизиготными (ДЗ — у них разные наследственные основы). Возникает перспектива исследования относительного влияния на­следственности и среды на психическое развитие детей, на их поведение. Сопоставляя коэффициенты различий в этом развитии, можно судить о взаимоотношении биологиче­ского и социального. Он ввел в психологию метод логитюдного (про­дольного) исследования, разработал практическую систе­му диагностики психического развития ребенка от рождения до юношеского возраста, проводил систематические сравнительные исследования нормы и разных форм пато­логии. В своих исследованиях А. Гезелл ограни­чивался чисто количественным изучением сравнительных срезов детского развития, сводя развитие к простому уве­личению, «приросту поведения», не анализируя качест­венных преобразований при переходе от одной ступени развития к другой, подчеркивал зависимость развития лишь от созревания организма. А. Гезелл обратил внима­ние на снижение темпа развития с возрастом: чем моложе ребенок, тем быстрее происходят изменения в его поведе­нии. Лекция Ермолаевой М.В. Концепция А. Гезелла « + »Создатель нормативного подхода к исследованию детского развития « + »Создатель феноменологии развития от рождения до 16 лет Создатель лонгитюда, зеркала Гезелла разрабатывал практическую систему диагностики психического развития ребенка, которая базировалась на систематических сравнительных исследованиях норм и патологии с помощью кино и фото регистрации возрастных изменений моторики, общения, речи. « – »Он ограничевался чисто количественным изучением сравнительных срезов, сводя развитие к «приросту» поведения. Выготский назвал концепцию Гезелла теорией эмпирического эволюционизма, которая рассматривает социальное развитие ребенка, как разновидность биологического, как приспособление к среде.  
Л. С. Выготский – преформиро ванный и непреформиро ванный типы развития Л. С. Выготский различал преформированный и непреформированный типы развития. Преформированный тип — это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, который явление достигнет. Здесь все дано с са­мого начала. Пример — эмбриональное развитие. Подоб­но ему, психическое развитие рассматривалось Ст. Холлом как краткое повторение стадий психического разви­тия животных и предков современного человека. Непреформированный тип развития наиболее распро­странен на нашей планете. К нему же относятся и развитие Галактики, развитие Земли, процесс биологической эво­люции, развитие общества. Процесс психического развития ребенка также относится к этому типу процессов. Непре­формированный путь развития не предопределен заранее. Дети разных эпох развиваются по-разному и достигают разных уровней развития. С самого начала, с момента рож­дения ребенка не даны ни те стадии, через которые он дол­жен пройти, ни тот итог, которого он должен достигнуть.  
Концепция А. Валлона Концепция А. Валлона Исследовал внутренние причины развития психики, акцентировал внимание на связи социума и психики ребенка. А. Валлон подчеркивал, что социум абсолютно необходим для маленького ребен­ка, неспособного ничего сделать самостоятельно. Реакции ребенка постоянно должны быть дополнены, поняты, проинтерпретированы взрослым человеком. Человеческий ребенок есть существо социальное генетически, биологически. Социальная природа человека не насаждается путем внешних влияний, со­циальное уже включено в биологию как абсолютная необ­ходимость. В процессе развития ребенка А. Валлон отмечал два кардинальных момента: переход от органического к пси­хическому (здесь особое место принадлежит эмоциям, которые объединяют его с социальным миром, в них осу­ществляется симбиоз органического и психического) и переход от действия к мысли (он возможен благодаря под­ражанию). В основе динамики стадий развития лежит изменение деятельности: «Переход от одной стадии разви­тия ребенка к другой является результатом того, что дея­тельность, преобладающая на первой стадии, становится второстепенной и, может быть, даже вовсе исчезает на сле­дующей» Концепция А. Валлона развивалась в направлении преодоления биогенетического подхода к исследованию психики ребенка. А. Валлон критиковал идею предопреде­ленности развития со стороны наследственности, игнори­рование зависимости онтогенетического развития от форм и способов взаимоотношений ребенка с окружаю­щим миром (прежде всего со взрослыми), от характера и содержания его собственной деятельности.
Эпигенетическая концепция Э. Эриксона Эпигенетическая концепция Э. Эриксона Эпигенетическая концепция Э. Эриксона Теория Э. Эриксона возникла из практики психоанализа. Однако, в от­личие от теории 3. Фрейда, его модель развития является психосоциальной, а не психосексуальной. Тем самым акцентировались воздействия культуры и общества на развитие, а не влияние удовольствия, получаемого от стиму­ляции эрогенных зон. По его мнению, основы человеческого «Я» коренятся в социальной организации общества По мнению Э. Эриксона, каждой стадии развития отвечают свои, прису­щие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им. Эти соображения Э. Эриксона легли в основу двух наиболее важных понятий его концепции — «групповой идентичности» и «эгоидентичности». Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспита­ние ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу — на выработку присущего данной группе мироощущения. Эгоидентичность формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития. Формирование эгоидентичности, или, иначе говоря, целостности личности, продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит ряд стадий. Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом. Задача младенческого возраста — формирование базового доверия к миру, преодоление чувства разобщенности и отчуждения. Задача раннего возраста — борьба против чувства стыда и сильного сомнения в своих дейст­виях за собственную независимость и самостоятельность. Задача игрового возраста — развитие активной инициативы и в то же время переживание чувства вины и моральной ответственности за свои желания. В период обу­чения в школе встает новая задача — формирование трудолюбия и умения обращаться с орудиями труда, чему противостоит осознание собственной неумелости и бесполезности. В подростковом и раннем юношеском возрас­те появляется задача первого цельного осознания себя и своего места в мире; отрицательный полюс в решении этой задачи — неуверенность в понима­нии собственного «Я» («диффузия идентичности»). Задача конца юности и начала зрелости — поиск спутника жизни и установление близких дружес­ких связей, преодолевающих чувство одиночества. Задача зрелого перио­да — борьба творческих сил человека против косности и застоя. Период ста­рости характеризуется становлением окончательного цельного представле­ния о себе, своем жизненном пути (эгоинтеграции) в противовес возможному разочарованию в жизни и нарастающему отчаянию. Достигае­мое на каждой стадии равновесие знаменует собой приобретение новой формы эгоидентичности и открывает возможность включения субъекта в более широ­кое социальное окружение. Переход от одной формы эгоидентичности к другой вызывает кризисы идентичности. Кризисы, по Э. Эриксону, это не болезнь личности, не про­явление невротического расстройства, а «поворотные пункты», «моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой». Значение концепции Э. Эриксона заключается в том, что он впервые дал характеристику этапам жизненного цикла с позиции развития и ввел позд­ние возраста в область интересов возрастной психологии. Лекция Ермолаевой М.В. Возникает из практики психоанализа, но в отличие от Фрейда Эриксон считал, что основой человеческого «Я» коренится в социальной организации общества. Эриксон трактовал личность, так же как и Фрейд. Эриксон изобрел психоисторический метод (применение психоанализа к истории с учетом конкретной культурной среды) и проводил этнографические исследования. Он выявил, что в каждой культуре имеется свой стиль материнства, который определяется тем, что, ожидает от ребенка в будущем его социальная группа. На каждой стадии развития, возникает свои присущи данному обществу ожидания, которые индивид оправдывает или нет, и тогда общество включает его или отвергает. Отсюда Эльконин выводит 2 основных свои понятия: групповая идентичность Формируется благодаря тому, что с 1-го дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу. На выработку присущую данной группе мироощущения. 2. Одновременно с этим формируется эгоидентичность ( целостность личности) которое создает чувство целостности и непрерывности своего «Я» несмотря на все изменения. Для каждой стадии развития характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом. Общество определяет содержание развития на этапах, но этому противостоит внутренняя тенденция, поэтому решение каждой задачи сводится к установлению определенных динамичных отношений между 2-мя крайними полюсами. Развитие личности – это результат борьбы этих крайних возможностей. Воспитание на каждой стадии равновесия знаменует собой приобретение новой формы эгоидентичности и открывает возможности для включения человека в более широкое социальное окружение. Переход от одной формы идентичности к другой вызывает кризис идентичности – это момент выбора между прогрессом и регрессом. Генеративность – (продолжение, вкладывание) тиражирование собственной личности в детях, творчестве, в любой работе. Подростковый возраст характеризует глубокий кризис, в завершении которого характеризуется формированием 1-й цельной формой эгоидентичности, к этому приводят 3 линии развития. пубертатный озабоченность подростка тем, что он собой представляет необходимость найти свое профессиональное призвание В результате подросток решает все задачи предшествующего периода, но сознательно и с внутренней убежденностью и тогда социальное доверие к миру состоятельность и инициативность, создадут новую целостность личности. За юношеским возрастом возникают расхождения линии развития, происходит либо обретение взрослой идентичности либо задатки развития интервал между юношеским и взрослым, когда человек стремится найти свое место в обществе Эриксон назвал психическим мораторием. Острота этого кризиса зависит, как от степени задач предшествующего этапа, так и от духовной атмосферы общества. Задачи, которые общество ставит перед человеком:
Возраста Задачи перед обществом Основные новообразования
младенчество Доверие – недоверие (преодоление разобщенности с миром) Надежда – отдаление
Ранний возраст Автономия – сомнение, стыд (борьба против стыда и сомнения за независимость) Воля – импульсивность
Возраст игры (дошкольный) Инициативность – чувство вины(развитие инициативы, переживание моральной ответственности) Целеустремленность - апатия
Школьный возраст Достижение – неполноценность (развитие трудолюбия, умений) Компетентность – инерция
Подростковый возраст Идентичность – диффузия идентичности (задача 1-го цельного осознания себя) Верность – отречение
молодость Интимность – изоляция (поиск спутника жизни, преодоление одиночества) Любовь – замкнутость
Зрелость старость Генеративность – застой (обретение окончательного цельного представления о себе, становление высшего круга эгоидентичности) Мудрость – отчаянье

Оценка концепции Эриксона:

+ Рассмотрен весь жизненный цикл и каждая стадии как цикл развития

+ ввел понятие групповой идентичности, эгоидентичности, психологического моратория

+ в психоанализе он позитивно разрешил проблему «Я» и общества.

– критика

В концепции Эриксона нет того, что Выготский называл социальной системой развития, т.е. цель автора выявить генетические возможности для преодоления психологических кризисов.








Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 5113;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.