Вклад М. Вебера в развитие теоретической социологии и отраслевых социологий.
Макс Вебер (1864 – 1920) – немецкий социолог, социальный философ, культуролог и историк. Его базисные теории сегодня составляют фундамент социологии: учение о социальном действии и мотивации, об общественном разделении труда, об отчуждении, о профессии как призвании. Он разработал: основы социологии религии; экономической социологии и социологии труда; социологии города; теорию бюрократии; концепцию социальной стратификации и статусных групп; основы политологии и института власти; учение о социальной истории общества и рационализации; учение об эволюции капитализма и института собственности. В области методологии одним из самых главных его достижений является введение идеальных типов. М. Вебер считал, что главная цель социологии – сделать максимально понятным то, что не было таковым в самой реальности, выявить смысл того, что было пережито, даже если этот смысл самими людьми не был осознан. Идеальные типы позволяют сделать исторический или социальный материал более осмысленным, чем он был в самом опыте реальной жизни. Идеи Вебера пронизывают все здание современной социологии, составляя его фундамент. Творческое наследие Вебера огромно. Он внес вклад в теорию и методологию, заложил основы отраслевых направлений социологии: бюрократии, религии, города и труда. Сам М. Вебер создал много научных трудов, в том числе: «Протестантская этика и дух капитализма» (1904-1905), «Хозяйство и общество», «Объективность социально – научного и социально – политического познания», «Критические исследования в области логики наук о культуре», «О некоторых категориях понимающей социологии» (1913), «Основные социологические понятия», «Наука как призвание и профессия».
Основные идеи. 1) По мнению Вебера, хозяйственное мышление и формы хозяйства зависят от определенной религиозной направленности. Так, особенности западного капитализма обусловлены идеологией протестантизма. Этот тезис он подтверждал статистикой, фактом преобладания протестантов среди владельцев капиталов и предпринимателей, среди высших квалифицированных слоев рабочих. Это, по мнению В., было связано с своеобразным складом психики, сформированным воспитанием и нашедшим свое выражение в профессиональной деятельности. У последователей протестантства Вебер отмечал приверженность к идее долга по отношению к труду, что создавало благоприятную почву к пониманию труда как призвания. 2) Под термином «рационализация» Вебер подразумевал такую систематизацию, при которой необозримая, хаотичная группа явлений с принципиально бесконечным множеством связей между собой упорядочивается по определенным критериям. 3) Соглашаясь, что науки делятся на два типа – науки о культуре и науки о природе, Вебер считал эти типы различными по методам, но одинаковыми по способам познания и образованию понятий. Понятие культуры Вебер трактовал широко, понимая под ней всё, что содеяно человеком. 4) Категория «понимание». По мнению В., именно необходимость понимания предмета своего исследования отличает социологию от естественных наук. Однако понимание поведения людей еще не свидетельствует о его эмпирической значимости, поскольку одинаковое по своим внешним свойствам и своим результатам поведение может основываться на разных сочетаниях мотивов, причем самый очевидный из них не обязательно является и самым значимым. В. не противопоставляет понимание причинному объяснению, а, напротив, тесно связывает их друг с другом. Социология, по его мнению, есть наука, которая хочет понять и причинно объяснить социальное действие в его течении и проявлениях. 5) «Социальным» действием должно называться такое действие, которое в соответствии со смыслом, заложенным в нем действующим или действующими, направлено на поведение других и ориентировано так в своем течении. Основными компонентами социального действия Вебер называл – цели, средства и нормы. Само соц. действие, содержащее смысл и ориентацию на других и их действия, является идеальном типом. Типология социальных действий: а)целе-рациональное – самая высокая степень рациональности действия. Цели, средства и нормы в нем взаимно оптимальны и соотнесены друг с другом (пример – действия в сфере капиталистической экономики); б)ценностно-рациональное – связано с усилением давления норм, например, убеждений. Капиталист, отчисляющий деньги на благотворительность, тратящий деньги на игру в карты, а не вкладывающий в производство с целью дальнейшего успеха, ведет себя в соотв-ии с этим типом соц. д-ия; в)традиционное – по трафарету, по привычке, по традиционному установлению; г)аффективное -также имеет свою цель, в понимании которой доминируют эмоции, порывы и т.д. Цель и средства не соотв. друг другу и часто вступают в противоречия. Пример – поведение футбольных болельщиков, которое характеризуется самым низшим уровнем рациональности. 6) Власть обусловлена установкой действующего лица на то, чтобы, преодолев сопротивление другого индивида, навязать ему свою волю. Господство тесно связано с понятием приказа, который имеет двоякое значение, поскольку предполагает взаимное ожидание. Типы господства: легальное (определенный интерес явл. мотивом подчинения, то есть целее-рациональное действие. Люди убеждены в законности носителей власти); традиционное (основано на вере в старые традиции и в легитимность тех, кому принадлежит власть в силу традиций); харизматическое (предполагает личную преданность, вызванную наличием у правителя священного дара или выдающихся способностей).
Дата добавления: 2015-06-01; просмотров: 2288;