О человеке и обществе.

Прагматизм - философский подход, охватывающий творчество ряда американских философов - Ч.С. Пирса, Уильяма Джеймса, Джона Дьюи и отождествляющий значение и в конечном счете истинность понятия или суждения с практическими результатами. Так, согласно Пирсу, научные гипотезы должны оцениваться, насколько это возможно, проверяемыми выводами, а также их простотой и способностью справляться с новым доказательством. Для Уильяма Джеймса идеи становятся истинными лишь настолько, насколько они помогают нам соотносить наш опыт. Теории здесь рассматриваются скорее как принципы, направляющие наши действия, чем как педантичные описания мира. Социальный прагматизм - рассматривает действия человека с точки зрения их пользы (социальной), которую он осознает. СП повлиял на становление СИ, хотя сам СП делает акцент на психологическом аспекте человеческого взаимодействия, а СИ – на социальном.
Пирс: чтобы изучить символический мир индивида, нужно изучить его язык.
СИ – социально-психологическая теория, сформировавшаяся в американской соц-ии и описывающая жизнь в об-ве как сферу совместно творимых смыслов и значений, кладущая в основу анализа социокультурной реальности социальные (с акцентированием межиндивидуального аспекта) взаимодействия, взятые в их символическом (особенно языковом) выражении. Подчеркивает процессуальную природу социального. С.И. выдвинул ряд неклассических идей, оказавшихся родственными некоторым положениям понимающей социологии (обращение к внутренним структурам личности, к культурной проблематике, к анализу языка, к принципу конструируемости социальной реальности и т.д.). Термин ввел в 1937 Г.Блумер, хотя основателем принято считать его учителя - Дж. Мида (он называл свою теорию «социальный бихевиоризм»).
Ч.Кули (формально еще не был симв.интеракционистом, но явл. непосредственным предшественником направления): подчеркивал основополагающую роль сознания в формировании соц процессов. Приобщение индивидуального сознания к "большому"- это и есть социальный процесс, т.е. социализация индивидуального сознания. Концепция «зеркального я»: человек строит свое Я, основываясь на собственной интерпретации восприятия его другими, на их оценках, через взаимодействие с другими (ребёнок «отражается» в родителях, с возрастом набор «зеркал» увеличивается, человек может уже сам себе выбирать их) Может возникнуть проблема: при искажении отражения ч-к неверно интерпретирует свое отражение, что приводит к несоответствию поведения и ожиданий. «+» концепции: раскрыт механизм развития личности; «-» не учитывает активность личности, не установлен механизм восприятия чужих оценок.

Блумер: хотел преодолеть схематизм бихевиоризма и считал, что ч-ком движет не стимул, а значение, которое получается в ходе его интерпретации окр. реальности. 3 главных полож-я его теории:
1). Любое действие происходит на основе смысла, кот. действующий индивид в него вкладывает, т.е. поведение всегда осмыслено. Причем все эти значения проистекают из общих социальных символов. (напр., отказ от участия в военных действияхях для одного означает личную трусость, для др-го - символизир сознательный пацифизм, то есть уже иной символ. Но в том и другом случаях за актами поведения стоят общественные символы). Жест – первое, на что реагируют участники коммуникации, он интерпретируется реципиентом, и если его восприятие жеста совпадает со смыслом, который вложил в него его автор, то тогда обеспечивается понимание и возможно согласование действий. Любое взаимодействие - символично. 2). Сами символы рождаются в процессе взаимодействия людей и только там. 3). В процессе действия люди постоянно интерпретируют, объясняют себе значения символов. Этот процесс и создает индивидуальность человека. Человеч. сознание, осмысленность поведения возникают только при общении (язык – это сама жизнь, он символичен, он – важнейший фактор ). Процесс интерпретации также служит основой взаимодействия.
Мид: рассматривал социальное взаимодействие как конституирующее социальность, Блумер – наоборот, соц. взаимодействие определяется социальностью. Чикагская школа СИ (Блумер, Шибутани) – соц развитие = развитие коммуникационных форм. Айовская школа СИ (М.Кун) – изучала стабильные символические структуры (социальные структуры - это результат стабилизации межличностного взаимодействия). Она усвоила ряд позитивистских методологических установок, отказалась от рассмотрения "внутренней" структуры личности, сделав акцент на групповых нормах и сблизившись, в конечном итоге, с теорией социальных ролей.
Взаимодействие – способность принимать роль «Другого» (что приходит в процессе социализации), т.е. смотреть на ситуацию со стороны, глазами окружающих. Умению взаимодействовать с об-вом и его членами «внутри себя» ч-к учится с детства.
Все вышеперечисленное отличает человеческое общество от существования животных. Сравнивая две эти сферы, интеракционисты останавливаются на языке как факторе, придающем решающее отличие человеч-му взаимодействию (символич. природа языка, способность порождать одинаковые реакции).

Дж.Г.Мид (считается представителем соц.прагматизма): Постоянно происходит процесс интерпретации символов, кот-ый Мид называет "внутренним общением". "внешнее общение" – создание символов. Интерпретация - это общение между двумя частями личности (самости – self): "I" (собственное восприятие себя) и "Ме" (видение себя глазами других людей). Становление личности – становление собой+открытие об-ва для себя. Через взаимодействие с другими происходит обучение соц ролям, умению брать на себя роль другого. Лишь с появлением у ребенка абстрактной концепции об-ва у него может сформироваться представление о собственной личности.
«Обобщенный другой» - все «зеркала», в которых мы отражаемся
«Значимый другой»- те, чьи оценки нам важны, на кого мы ориентируемся в своем поведении.
По мере развития личности ведущую роль приобретает сознательная часть "Ме", люди все больше смотрят на себя и оценивают себя глазами других, точнее обобщенного другого – общества, оно обеспечивает индивиду единство его самости (self). Гоффман: «драматургический подход»: Об-во ≈ театр: вся сцена действия делится на внешнюю часть, где люди («актеры») представляют себя «на зрителях», и внутреннюю, где аудитория уже не осуществляет контроль за происходящим на сцене (актеры меняют смысл своей деятельности, расслабляются, не «играют» на публику). И только изменчивое, многоликое Я может выжить и успешно сообщаться с другими.
СИ дает неповторимую перспективу всех процессов, происходящих в обществе. Ее интерес к индивидуальности, поведению личности в определенных ситуациях иногда рассматривается как недостаток, т.к. СИсты уклоняются от глобальных теорий об-ва, считая их бессмысленными. Это не совсем так: СИсты развивают свои теоретические обобщения на другом уровне и сквозь призму коллективного поведения прослеживают все остальные процессы социальной жизни.

 








Дата добавления: 2015-06-01; просмотров: 892;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.