Функционалистская социология Т. Парсонса.
Функционализм – теории в социологии и социальной антропологии, направленные на объяснение социальных учреждений, прежде всего с точки зрения выполняемых ими функций. В 1950-х — начале 1960-х гг. "структурный функционализм" стал доминирующей теоретической перспективой в североамериканской социологии. В 50-х гг. функционалистский подход применялся в теории систем, сформулированной Толкоттом Парсонсом (1902 - 1979) в Гарвардском университете. «Структура социального действия» (1937г.). Общая теория социального действия, которую разрабатывает Парсонс, имеет чрезвычайно широкую сферу применения. Понятие социального действия (action) используется в ней в очень абстрактном смысле. Под социальным действием понимаются любые социальные отношения, любые события и процессы во всем обществе. Каждый элемент общества или событие понимаются как часть общей системы социального действия (general action system). Наряду с расширительным пониманием социального действия у Парсонса имеется понятие действия в узком смысле, к которому относятся конкретные действия людей, в том числе и социальное взаимодействие. арсонс выделяет четыре подсистемы общей системы социального действия, а именно:
- Биологический организм. Под ним Парсонс понимает индивидуальную психофизическую конституцию человека, включая инстинкты и биологические потребности, влияющие на конкретные социальные действия.- Система личности. Под ней Парсонс понимает мотивационную структуру индивидуума. Система личности описана Парсонсом не вполне строго, но все-таки можно утверждать, что организм и система личности образуют вместе "базисное отношения“ (basic frame of reference)" и представляют собой совокупность индивидуальных потребностей и диспозиций ("need-disposition system of the individual actor"). - Социальная система. Под ней понимается совокупность образцов поведения. Социальная система создаётся через интеракции и роли. - Система культуры. К ней относятся ценности культурны и социальные нормы, необходимые для функционирования общества в целом, поэтому Парсонс называет ее также "символической системой, служащей для обеспечения социального взаимодействия“ (shared symbolic system which functions in interaction).
Подсистемы системы социального действия образуют иерархию, в которой системе культуры принадлежит доминирующее положение, поскольку считается что ценности и социальные нормы общества управляют действиями его членов и тем самым обеспечивают возможность совместной социальной жизни. Подсистема культуры выполняет нормативную функцию. Четыре подсистемы вместе образуют общую систему действия (general action system). Так как Парсонс, как отмечалось, не всегда соблюдает понятийную строгость, стоит особо выделить два важных теоретических положения его социологии: во-первых, общество состоит не из самих конкретных действий, а из нормативных ориентаций социальных действий; во-вторых, социальное действие как система развертывается через взаимодействие всех четырех подсистем. Социальное действие является не просто реакцией на стимулы в определённой ситуации, а управляется системой ожиданий действующего субъекта. Конкретное социальное действие развёртывается между потребностями (need dispositions) c одной стороны и ценностями культуры с другой. Следовательно, система культуры является независимой переменной по отношению к действиям отдельных людей. Парсонс задается вопросом, каким образом система обеспечивает стабильность своей структуры, и усматривает ответ на него в "механизмах, которые поддерживают тенденцию системы к упорядоченности". Он называет их основными функциями сохранения структуры, потому что они должны выполняться в любой социальной системе, которая остается стабильной. К ним относятся: - Адаптация (adaptation), (А). Социальные системы должны приспособиться к своей окружающей среде, включая ее активное изменение. Приспособление должно осуществляться целенаправленно(экономика). - Целенаправленность (goal attainment), (G). Социальные системы должны быть способны выдвигать определенные цели (политика). - Интеграция (integration), (I). Социальные системы должны обеспечивать сплоченность (интеграцию) своих элементов, что подразумевает некий минимум солидарности(социетальная общность). - Сохранение латентной структуры (latent pattern maintenance), (L). Социальные системы должны обладать запасом внутренней прочности и выдерживать напряжённые отношения между ее участниками, что и обеспечивается социальными институтами, которые поддерживают стабильные латентные структуры социальных отношений (культура).
По первым буквам соответствующих английских терминов схема четырёх основных функций, необходимых для сохранения структуры социальной системы, получила название схемы AGIL.
Обобщая основное содержание системной теории Парсонса, можно сформулировать следующее теоретическое положение: система может существовать лишь тогда, когда выполняются определённые функциональные требования (functional prerequisites). Социальная система должна быть, во-первых, в состоянии приспособиться к окружающей среде, далее, она должна ставить определенные цели, в-третьих, система должна быть способна интегрировать отдельные элементы, и, наконец, она должна формировать социальные институты, необходимые для сохранения латентной структуры социальных отношений. На основе этого положения в дальнейшем в теории общества Парсонс поставил в соответствие функциональные требования и подсистемы общества, его институты. В итоге схема AGIL приобрела следующий вид: - Адаптация. Приспособление к условиям окружающей среды, например, определенные виды хозяйственной деятельности, обеспечение ресурсов для удовлетворения общественных потребностей выполняются подсистемой экономики. -Целенаправленность. Выдвижение общезначимых целей общества обеспечивается подсистемой политики. - Интеграция всех элементов системы достигается путём институционализации общих схем истолкования социальной реальности и социальных норм, что обеспечивает подсистема воспитания и образования, в частности, обучение в школе. - Сохранение латентной структуры общества, его фундаментальных основ во многом осуществляется через институт семьи.
Все подсистемы общества вместе выполняют единую задачу – поддержание общества в состоянии устойчивого равновесия.
Структурно-функциональная системная теория Парсонса направлена на объяснение возникновения и сохранение социального порядка. В социологии Парсонса в целом можно выделить два ответа на этот основной вопрос. Согласно первому ответу члены общества приходят к согласию относительно основных ценностей в процессе социализации, и в результате строят своё поведение в соответствии с общезначимыми социальными нормами и ценностями. В этом состоит основное содержание теории социализации, связанной с теорией социального действия. Эту версию теории социального действия Парсонса, как отмечалось, иногда называют „волюнтаристской“ в теоретическом значении этого термина. Второй ответ на основной вопрос своей социологии - вопрос о социальном порядке – Парсонс даёт в социологической системной теории, которая объясняет социальный порядок через функциональность самой социальной системы. Иначе говоря, социальные системы сохраняют устойчивое равновесие благодаря выполнению функциональных требований.
25. Социология П. Бурдье: теоретические источники, основные понятия и области исследований.
Пьер Бурдьё (1930 г. р.) — один из крупнейших французских социологов нашего времени. Источники: «Наследники, студенты и культура», «Любовь к искусству, художественные музеи Европы и их посетители», «Воспроизводство. Элементы теории системы образования», «Различение. Социальная критика суждения вкуса», «Практический взгляд», «Нищета мира», «Социальные привычки в науке», «О телевидении», «Мужское доминирование», «Общественное мнение не существует»(доклад), «Социология политики», «Начала», «Социология и демократия», «Структура, габитус, практика», «Социология Алжира», «Труд и трудящиеся в Алжире» и мн. др.
«Общественное мнение не существует». Три постулата, которые поставлены под сомнения: 1)всякий опрос мнений предполагает, что все люди могут иметь мнения или что производство мнения доступно всем. 2)все мнения значимы. 3)всем задается один и тот же вопрос, следовательно, предполагается гипотеза о существовании консенсуса в отношении проблематики, то есть согласия, что вопросы заслуживают быть заданными. Общественное мнение в том значении, какое скрыто ему придается теми, кто занимается опросами или теми, кто использует их результаты, только это, уточняю, общественное мнение не существует.
Бурдье вводит понятие агента в противоположность субъекту и индивиду. Он подчеркивает, что понятие “субъект” используется в широко распространенных представлениях о “моделях”, “структурах”, “правилах”, когда исследователь как бы встает на объективистскую точку зрения, видя в субъекте марионетку, которой управляет структура, и лишает его собственной активности. В этом случае субъект рассматривается как тот, кто реализует сознательную целенаправленную практику, подчиняясь определенному правилу. Агенты же у Бурдье “не являются автоматами, отлаженными как часы в соответствии с законами механики, которые им неведомы”. Агенты осуществляют стратегии - своеобразные системы практики, движимые целью, но не направляемые сознательно этой целью. Бурдье предлагает в качестве основы для объяснения практики агентов не теоретическую концепцию, построенную для того, чтобы представить эту практику “разумной” или, того хуже, “рациональной”, а описывает саму логику практики через такие ее феномены, как практическое чувство, габитус, стратегии поведения.
Одним из базовых понятий социологической концепции Пьера Бурдье является понятие габитуса, позволяющее ему преодолеть ограниченность и поверхностность структурного подхода и излишний психологизм феноменологического. Габитус (habitus) - системы прочных приобретенных предрасположенностей (dispositions), структурированных структур, предназначенных для функционирования в качестве структурирующих структур, то есть в качестве принципов, которые порождают и организуют практики и представления, которые объективно приспособлены для достижения определенных результатов, но не предполагают сознательной нацеленности на эти результаты и не требуют особого мастерства. Проще говоря, габитус — это система диспозиций, порождающая и структурирующая практику агента и его представления. Habitus, продукт истории, производит индивидуальные и коллективные практики — опять историю — в соответствии со схемами, порождаемыми историей. Он обусловливает активное присутствие прошлого опыта, который, существуя в каждом организме в форме схем восприятия, мыслей и действия, гарантирует «правильность» практик и их постоянство во времени более надежно, чем все формальные правила и открыто выраженные нормы.
Социальные структуры обусловливают практики и представления агентов, но агенты производят практики и тем самым воспроизводят и/или преобразуют структуры. Все в обществе структурировано: во-первых, социальные отношения неравномерно распределены в пространстве и во времени; во-вторых, агенты неравномерно распределены между социальными отношениями (не все агенты и не в одно и то же время принимают участие в одних и тех же социальных отношениях); в-третьих, неравномерно распределены между (индивидуальными и коллективными) агентами объективации социальных отношений, которые Бурдье называет капиталами; в-четвертых, инкорпорированные социальные отношения (практические схемы) также распределены крайне неравномерно. Агенты, исходя из своих практических схем, по-разному воспринимают, оценивают и выражают социальную действительность. Рассмотрение природы различных ресурсов, которые индивиды ставят на карту в борьбе за занятие определенной позиции, привело Бурдье к выводу, что за всем богатством и разнообразием ставок скрываются три большие группы, четыре категории капиталов. Экономический капитал - обладание материальными благами, к которым, исходя из их роли всеобщего эквивалента любого товара, можно отнести деньги, помогающие занять преимущественное место в поле, а также и любой товар в широком понимании этого слова. Культурный капитал - образование (общее, профессиональное, специальное) и соответствующий диплом, а также тот культурный уровень индивида, который ему достался в наследство от его семьи и усвоен в процессе социализации. Социальный капитал - ресурсы, связанные с принадлежностью к группе: сеть мобилизующихся связей, которыми нельзя воспользоваться иначе, как через посредство группы, обладающей определенной властью и способной оказать "услугу за услугу" (семья, друзья, церковь, ассоциация, спортивный или культурный клуб и т.п.). Символический капитал - разновидность социального, связан с обладанием определенным авторитетом, репутацией; это капитал признания группой равных и внешними инстанциями. Распределение капиталов между агентами проявляется как распределение власти и влияния в этом пространстве. Позиции агентов в социальном пространстве определяются объемом и структурой их капиталов. Экономический и культурный капиталы являются источниками власти для тех, кто ими обладает персонально, что дает агенту власть над теми, у кого этого капитала меньше или кто его лишен.
Совокупность всех социальных отношений не есть нечто аморфное и однородное, но наделено определенной структурой. Данное обстоятельство нашло свое отражение в концепте "поле", понимаемого как относительно замкнутая и автономная подсистема социальных отношений. Поле - это место сил, относительно независимое пространство, структурированное оппозициями, которые нельзя свести к одной лишь "классовой борьбе"; оно есть особое место, где выражаются самые разнообразные ставки борьбы, но чаще всего в преобразованном виде, который делает их отчасти неузнаваемыми. Важнейшей характеристикой поля является форма взаимодействий между агентами, чьи позиции в поле должны рассматриваться только во взаимных отношениях.
Дата добавления: 2015-06-01; просмотров: 3154;