Социология Э. Дюркгейма.
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) — французский мыслитель, один из создателей социологии как самостоятельной науки, основоположник профессиональной социологии.
Э.Дюркгейм родился в городе Эпинале в семье небогатого потомственного раввина. В детстве он тоже начал учиться на раввина, но после смерти отца отказался от религиозной стези. Первоначальное образование получил в колледже родного города, в 1879 поступил с третьей попытки в Высшую Нормальную школу в Париже, которую закончил в 1882. В течение трех лет преподавал философию в провинциальных лицеях Франции. В 1885 он совершил поездку в Германию для дополнительного ознакомления с философией, социальными науками и этикой. По возвращении начал читать курс лекций по социальной науке и педагогике на филологическом факультете в университете Бордо. В 1893 защитил докторскую диссертацию О разделении общественного труда и в 1896 возглавил кафедру "социальной науки". Это была первая кафедра и первый учебный курс по социологии не только во Франции, но и во всем мире. Работая в университете Бордо, Э.Дюркгейм публикует две свои самые знаменитые работы: Правила социологического метода (1895) и Самоубийство (1897).
В 1898-1913 он руководил изданием "Социологического ежегодника" — первого в мире специализированного научного журнала по социологии. Сотрудники этого журнала образовали научное сообщество "Французская социологическая школа", которое играло значительную роль во французской социологии даже после смерти своего основателя. В 1902, получив звание профессора, Дюркгейм перешел в Сорбонну, где возглавил кафедру "науки о воспитании" (с 1913 переименована в кафедру "науки о воспитании и социологии"). Обладая хорошими ораторскими способностями, Э.Дюркгейм как преподаватель пользовался заслуженным успехом. В этот же период вышла его последняя крупная работа, Элементарные формы религиозной жизни (1912).
Дюркгейм разработал четкую концепцию предмета социологии. По его мнению, социология должна изучать социальную действительность, которая обладает специфическими качествами. Общество возникает при взаимодействии отдельных индивидов, но после своего возникновения оно живет по своим собственным законам, которые влияют на поведение людей. Элементами этой действительности выступают социальные факты, которые существуют независимо от индивидов и доминируют над ними, то есть оказывают на них принудительное воздействие. Например, с самого рождения люди сталкиваются с определенными законами, изменить которые они не могут, а при нарушении этих законов человек чувствует неодобрение окружающих его людей. Дюркгейм различал материальные социальные факты (закон, бюрократия) и нематериальные (культура, социальные институты).
Д. был рационалистом, а рационализм – фр нац традиция, начало кот положил Декарт. У Монтескье Д. обнаружил идеи, обоснов-е возм-ть сущ-ия соц-й науки, идеи детерминизма и внутренней законообразности в развитии соц явл-й, сочетание описания и рац-го объяснения явлений. Основные положения («социологизм»): 2 аспекта: онтологический и методологический. Онт аспект (концепция соц реаль-ти): 1. Соц реал включена в универс природный порядок; так же устойчива, основательна и «реальна», как и др виды реаль-ти, à действию опр законов. 2. Общество – реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам (+ не сводимая к сумме индивидов). Автономия соц реаль-ти по отн к инд реальности, воплощенной в индивидах. 3. Примат соц реаль-ти по отн к инд и ее исключит значение в детерминации ч-кого сознания и поведения; Социальные факты, 2 признака: 1. внешнее сущ-ие по отн к инд-ам 2. принудит сила по отн к ним. Общ-во - независимая от инд-ов, вне- и надинд реаль-ть. Хар-ная онт черта «социологизма» — это «соц реализм». Методологический аспект связан с его онт аспектом и симметричен ему. 1. Общ-во - часть природы, соц-ия подобна наукам о природе в отн метод-ии. Цель - иссл-ие устойчивых прич-следств связей и законом-тей. Объективн методы (as у ест наук). Осн принцип метод-ии → социальные факты нужно рассм как вещи. Иссл-ть не понятия о соц реаль-ти, а ее саму; из соц-ии устранить все предпонятия (образовавшиеся вне науки). 2. Самост-ть соц-ии как науки, специфика ее методологии и понятийного аппарата. метод-кий принцип→ соц факты д объясняться др соц фактами. 3. Однако «соц-гизм» выходит за рамки этого мет-го принципа. Т.к в соотв с его «соц реализмом» общ-во – высшая реальность, à социологизация как объясняемых, так и объясняющих фактов. Социол способ объясн - единств верный, исключает др способы или включает их в себя. Соц-ия - наука наук, призванная обновить и социологизировать самые разл отрасли знания: фил-ию, гносеологию, логику, этику, историю, экон-ку и др.
Центральная проблема в творчестве Дюркгейма — это проблема социальной солидарности. Еще в своей докторской диссертации он утверждал, что солидарность базируется на разделении труда. По его мнению, существует два исторических типа солидарности. Первый тип — механическая солидарность, или солидарность по сходным признакам, когда все индивиды выполняют одинаковые функции и не имеют индивидуальных черт. Этот тип солидарности наблюдается в архаических обществах. С возникновением разделения труда люди все больше отличаются друг от друга и начинают взаимодополнять друг друга, по аналогии со взаимозависимостью и взаимодополняемостью частей тела в организме. Этот второй, более развитый тип солидарности был назван Дюркгеймом органическим.
В Самоубийстве Дюркгейм проследил взаимосвязь между социальными фактами и различиями в показателях самоубийств между группами, регионами, странами и разными категориями людей. Эта его работа, в отличие от всех остальных, зиждилась на анализе конкретного статистического материала. Таким образом, Дюркгейм стал основоположником прикладной социологии и способствовал развитию в социологической науке количественного анализа. В этой книге Дюркгейм предложил термин "аномия" для обозначения одного из важнейших факторов, способствующих росту самоубийств. Аномия — это негативное отношение индивидов к нормам и ценностям, преобладающим в обществе, результат разрушения солидарности. Такого рода моральный вакуум возникает, например, в переходные периоды, когда прежние нормы уже не действуют, а новые еще не сформировались. Не случайно среди современных российских социологов эти идеи пользуются большой популярностью.
В своей заключительной работе по социологии религии Дюркгейм истолковал ее как крайнюю форму нематериального социального факта. Религия необходима обществу, так как она укрепляет социальную солидарность, формирует социальные идеалы. Поклоняясь каким-либо священным предметам или идеям, люди, по мысли Дюркгейма, в действительности поклоняются обществу.
Хотя при жизни Дюркгейм уступал в популярности Конту или Спенсеру, современные социологи дают его научным заслугам не менее (а многие — гораздо более) высокую оценку. Дело в том, что для его предшественников был характерен философский подход к пониманию предмета и задач социологии, а Дюркгейму удалось завершить ее становление как вполне самостоятельной гуманитарной науки с собственным понятийным аппаратом, продемонстрировав возможности глубокого социологического анализа конкретных проблем.
Труды: О разделении общественного труда; Метод социологии. М.: Наука, 1991; Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995; Самоубийство: Социологический этюд. СПб, 1912; СПб.: Союз, 1998.
17. Французская социологическая школа: идеи и представители.
Одно из ведущих направлений франц. социологии к.19-пер.пол.20в., основанное Дюркгеймом. Как научное направление школа сформировалась вокруг издаваемого Дюркгеймом журнала "Социол. ежегодник" выходил в 1898-1913 и в 1925-27, деятельность школы продолжалась и после прекращения издания журнала вплоть до Второй мир. войны), в к-ром печатались статьи, монографии, обзоры представителей школы. Ядро школы составляли социологи Дюркгейм, Мосс (возглавил школу и журнал после смерти Дюркгейма в 1917), С. Бугле, Ж. Дави, П. Лапи, П. Фоконне, М. Хальбвакс). Теор. и методол. фундаментом школы стал позитивистский социологизм Дюркгейма, осн. положения к-рого следующие: выделение социальной действительности как специфич. сферы бытия и деятельности, самостоятельной по отношению к биол. (природа) или психич. (внутр. мир индивида) действительности, принципиально важной, интегративной при изучении человека; утверждение объективного, надиндивидуального характера об-ва, его определяющей роли в регулировании индивидуального поведения, его функционального характера; определение социологии как самостоят., объективной, позитивной науки о социальной действительности, интегрирующей в себя все антропол. науки. Именно теор. дискуссии о характере и природе социальной реальности, степени детерминированности деятельности индивида социумом составили содержат, ядро "Социол. ежегодника", и во многом определили ведущие позиции Ф.с.ш. во франц. социологии пер. пол. века. В ранний период (до 1913) важную роль в деятельности школы играла близость не только научных, но и обществ. взглядов ее представителей: антиклерикализм, позитивистское превознесение возможностей науки, гражд. либерализм, идеи социального реформизма, направленного на устранение классовых противоречий. Это придавало многим публикациям в "Социол. ежегоднике" остро полемич., публицистич. характер и определяло научную направленность журнала, к-рый в соответствии с научной ориентацией авторов подразделялся на рубрики: общая социология, социология религии, социология права, социология морали, социальная морфология. Осн. материалом исследования в работах представителей Ф.с.ш. этого периода стала история и совр, состояние отд. институциональных форм об-ва (церкви, гражд. права, образования) во Франции, однако ряд работ (Ф. Брюно, М. Гране и др.) включался в более широкий контекст истории европ. культуры, философии языка, кросскультурных исследований. Новой для социологии стала и принятая в Ф.с.ш. коллективная организация научной деятельности с распределением обязанностей и активное использование в работах мат. и стат. методов, отд. элементов структурной лингвистики и пр. Деятельность школы способствовала введению социологии (в ее дюркгеймовском понимании) в систему высшего, а затем и среднего образования Франции, что способствовало переходу крупнейших представителей школы к преподаванию. Именно преподават. деятельность определила лицо Ф.с.ш. в "последюркгеймопский" период, наступивший по окончании Первой мир. войны, в к-рой школа понесла существ, потери. Организующим центром школы становится уже не "Социол. ежегодник" (к-рый выходил еще в течение трех лет в 1925-27), а кафедры социологии ун-тов Парижа, Бордо, Тулузы, где работали Мосс, Ф. Бурдье, П. Лапи и др. Стремление к утверждению активной социально-реформаторской роли науки у представителей Ф.с.ш. сохранилось, однако взгляды их заметно смещаются от радикально либералистских к умеренным. Опр. отпечаток это наложило и на характер их научных работ и определило акцент на вопросах социальной мобильности, ценностно-символич. аспектах социальной организации, проблемах солидаризма. Существенно расширяется поле кросскультурных и сравнительно-истор. исследований за счет этногр. и палеогр. материала, а сами исследования такого рода начинают преобладать над небольшими по объему работами по собственно франц. проблематике, характерными для раннего периода. Значит, влияние на нек-рых предствителей школы (Мосс, Ж. Дави, М. Хальбвакс) оказали идеи структурного функционализма и психологизм "понимающей" социологии М. Вебера. Постепенное размывание научно-методол. остроты дюркгеймовского социологизма, происходившее по мере развития методов социально-научного знания, и бурное развитие структурно-функционального анализа в антропологии определили постепенное угасание Ф.с.ш. как яркого, новаторского направления в социологии. После II мир.войны, несмотря на возобновление издания "Социол. ежегодника", школа фактически прекратила свое существование. Деятельность Ф.с.ш. как ведущего направления франц. социологии начала века оказала существ, влияние не только на формирование совр. представлений о природе об-ва и связанной с ним теор. проблематики, но и на формирование антропол. науки в целом, во многом определила облик совр. функционализма, неомарксистской социологии, повлияла на становление франкфуртской школы.
18. Теоретико-социологическая концепция Ф. Тённиса.
Ф. Теннис явл-ся родонач-ком формально-аналитической школы в соц-ии. Ее представители (Г. Зим-мель, Л. фон Визе) видели гл-ю задачу в конструировании абстрактно-теорет-ких схем, предназна-еных для анализа любых явл-й прошлого и наст-го. Они изучают только соц-ю жизнь людей. "Соц-ия - это иссл-ие чел-ка, но не его телесного, душевного, а его соц-го сущ-ва, телесного и душевного лишь постольку, поскольку оно обусловливает соц-ое", - Теннис. Полное освещение образ жизни, взаимод-ие и поведение людей получили в его главном труде Общность и общество.
Основу теорет-кой соц-ии образуют 2 ключевых понятия «община» и «общество», кот-е строятся как парные дихотомические термины, облад-щие противоп-ным содерж-ем. В основу дихотомии 2-х типологических общ-ных устройств он положил хар-р господствующих в них общ-ных (межличностных отноше-ий).
Отношениям типа «община» присущи такие черты как интимность и доверительность м/у людьми, привязанность, взаимная симпатия и т.д. Межличн-ные отнош-я типа «общество» харак-ся противоположными свой-ми - формально-рациональными отнош-ми м/у людьми, расчетливостью, ориентацией на получение выгоды и коммерческого успеха.
Источником двух противоположных типов соц-ых связей выступает воля человека. В «общине» господствует «естественная» воля, в «обществе» - рациональная. Такого рода понятийные конструкции в последствии были названы идеальными типами и их эвристические возмож-ти были убедительно раскрыты Э. Дюркгеймом, М. Вебером, Г. Беккером, Т. Парсонсом.
Теннис основатель и 1-й президент немецкого соц-го общ-ва. Работа Т. «общность и общ-во». Осн.тема соц-гии –проблема типов соц-ой связи и проблема того, что с ней происходит при переходе от традиционного (общинного) к соврем-му общ-ву, т.е. что происходит с соц-й связью в период модернизации. Теннис выделил 2 типа соц-х связей: 1) общинный (условный) – отношения связаны с эмоциями, привязанностями, душевной склонностью; отнош-я общинного типа основано на инстинктах, привычке, памяти. Пр. отнош-я ребенка и матери (дорефлексивные отн-ния). Он выделяет 3 вида общинных отнош-й: 1. родовые (кровно-родственные), 2. отнош-я соседства (отнош-я, кот-е склад-ся в процессе долгого совмест-го проживания). 3. отнош-я дружбы. Дружба основана на сознании духовной общности и возник-ии м/у людьми одной профессии и схожими по образу жизни.К дружбе больше располагает город. 2) общественный тип. В основе общ-ых отнош-й лежит рацион-ый обмен. Сущность данных отнош-й заключ-ся в сознании, полезности и ценности, кот-й обладает, может обладать или будет обладать один чел-к для др-го (Ты мне-я тебе). В случае общест-х отнош-й люди разобщены, враждебны др.др., живут сами по себе, хотя все они при этом взаимосвязаны, взаимозависимы, взаимод-ют др.с др-ом, но это взаимод-е вынужденное. «Единство людей в общ-ве – абсолютная иллюзия» -Теннис.
Людей объединяет только рынок, обмен, поэтому различие м/д органической и механической связью частей в рамках целого. В опред-ом смысле «общину» можно понимать как живой организм, а «общ-во» - механический и искусственный агрегат. Если в общении чел-к выступает как целостная индивид-ть – неповторимая, уникальная, то в общ-ве чел-к выступ-т только как соц-ая роль, как функция.
Т.разработал дихотомию формальной (чистой) соц-гии, т.е. община и общ-во. Ее он стремился провести по всем областям соц.реаль-ти. Он выделяет право общинного и обществе-го типа, политику, экономику общинную и общест-ую. Теннис стремился снять противоречие м/д 2-мя подходами в соц-ии, кот-е сущ-ют на протяжении многих веков. 1-й подход: соц-ый атамизм – рассматр-ет общ-во, как рез-тат договора рацион-ых индивидов стремящ-ся к своей выгоде. 2-й подход: органицизм, кот-й понимает общ-во как целостность, кот-я предшествует каждому индивиду. 1-й тип абсолютизирует отнош-я общественного типа, а 2-й – общинного.Реально в общ-ве присутствуют оба подхода.
В основе 2-х типов орган-ции соц.жизни лежат 2 типа воли: 1) сущностная воля – она относ-ся к общине; к ней относятся все эмоц-ные, аффективные, инстинктивные влечения 2) избирательная (произвольная) – воля связана с обществом; относятся все моменты разумного выбора.
Т. усложняет сис-му «община-общество», накладывает категорию «товарищество-господство». Общинные отнош-я м.б. как товарищеского типа(друж.), так и господского (отнош-я матери и реб-ка). В общ-ве преобладает отнош.типа товарищества. Реальные общ-ва располаг-ся м/дэтими 2-мя полюсами и в каждой из них в опред.пропорции присут-ют черты общинного и общественного типа – это идеальные типы, кот-е приклад-ся к реальности. С др. стор., категория Т. представл.собой опред.концепцию соц-й эволюции/слоц.модернизации. В истории общество постеп-но вытесняет общину.Не надо понимать, что Т. критик общ-ва и защитник общины, но по тексту работ ясно что для него норм-ное сост-е чел-го общ-ва –это община. Сам он понимал свою концепцию как чистую соц-ию. В целом конц.Т.-классич-ая соц-я. Концепция послужила преходным звеном нем.соц.фил-ей и эмпирич.соц-ии.
Дата добавления: 2015-06-01; просмотров: 2904;