Натурализм в социологии. Основные направления.
Тенденция в объяснении соц. явлений и процессов развития общества природными, биол. факторами, ориентирующаяся на методы естественных наук (физика, биология, география). Основные направления: механицизм, органицизм, социал-дарвинизм (социобиология), географическая школа (социогеография), расово-антропологическая школа.
Механицизм, физикализм стали в конце XIX в. по сути крайним проявлением позитивизма. Механистическое миропонимание сводило закономерности функционирования и развития общества к механистическим и физическим закономерностям, при этом широко использовалась физическая терминология и фразеология. Социальная структура, общество сравнивались со структурами и процессами неорганического мира. Соц. структура сводилась к сумме ее элементов, об-во понималось как механич. агрегат индивидов. Представители – Г.Ч. Кэрри, В. Ф. Оствальд и В. М. Бехтерев, частично – В. Парето. Так, Оствальд, называвший свою социальную концепцию физиосоциологией, полагал, что энергия - единственная субстанция мира, а все социальные явления - суть трансформация энергии. Культурный процесс, по Оствальду, есть трансформация свободной энергии в связанную, а критерием общественного прогресса служит улучшение использования свободной энергии.
Органицизм - гипотетическое отождествление общества с организмом. Основоположником органической школы в социологии считается Герберт Спенсер (1820-1903), рассматривавший борьбу за существование, естественный отбор и выживание наиболее приспособленных в качестве не только биологических, но и социальных факторов. Он не отождествлял общество с индивидуальным биологическим организмом, как зачастую утверждали и его противники, и его сторонники. Он лишь сравнивал эти две сущности, прослеживая как сходства, так и различия между ними и рассматривая общество как “сверхорганический” организм, т. е. как специфическую организацию. Представители - А.И.Стронин (1826-1889). По его мнению, общество - это организм, а социальные институты - отдельные части организма. Функционирование человека и общества происходит одинаково. Структуру общества представлял в виде пирамиды. Вершина - привилегированное меньшинство (судьи, законодатели, администрация). Середина - капиталисты. Основание - большинство общества (земледельцы и ремесленники). П.Ф. Лилиенфельд (1826-1903) - русский чиновник, публиковавший свои труды на немецком языке, на основании чего он относится к немецкому течению органицизма. Суть социологических воззрений Лилиенфельда заключается в том, что социология основана на биологии и должна применять ее законы для изучения общества. Общество же выполняет сходные с организмом функции, но является высшим классом организмов. Так как общество - организм, оно обладает всеми отличительными чертами организма. Выделял в жизни общества 3 главные функции: 1. Физиологическая или экономическая 2. Морфологическая или юридическая 3. Индивидуальная или политическая Считал, что классовая борьба и революция - это патология, ненормальное развитие. Р. Вормс, А. Фулье – также представители органицизма.
Социал-дарвинизм - социологическая теория, которая интерпретирует общество на основе законов естественного отбора и борьбы за существование, сформулированных Ч. Дарвином («Происхождение видов», 1853 г.) в середине XIX в. для биологической сферы. Основные представители – Людвиг Гумплович (1838-1909) - польско-австрийский социолог, представитель социал-дарвинизма в социологии. Гумпловичу как ученому был свойственен глубокий пессимизм в связи с тем, что, с его точки зрения, человеческая история - естественный процесс, а социальные законы ни отменить, ни изменить нельзя, так как они суть форма правления законов природы. Основные работы Гумпловича: "Раса и государство", "Расовая борьба", "Основы социологии". Опираясь на учение Ч.Дарвина, Гумплович считал конфликт универсальным фактором социальной жизни, называя его единственной формой взаимоотношения человеческих групп, ведущих борьбу за существование. Гумплович за 20 лет до У.Самнера ввел понятие "этноцентризм", означающий мотивы, исходя из которых каждый народ верит, что занимает более высокое место не только среди современных народов, но и по отношению ко всем народам исторического прошлого. Густав Ратценхофер (1842-1904) - австрийский представитель социал-дарвинизма в социологии. Полагал конфликт главным социальным процессом. Он считал, что во взаимоотношениях между людьми царит абсолютная враждебность по причине борьбы за самосохранение, за пропитание и т.д. УолтерБэджгот(1826-1877) - английский экономист и политолог. Бэджгот изложил суть своей социальной концепции в работе "Физика и политика": конфликт между группами является результатом естественного отбора; главный сплачивающий фактор - подражание более низкого слоя более высокому; развитие общества представляет собой сочетание подражания (сообщает устойчивость обществу) и инноваций (позволяющих обществу изменяться). Уильям ГрэмСамнер(1840-1910) - американский социолог, находящийся под влиянием дарвинизма. Самнер - один из отцов американской социологии, представивший студентам систематизированный курс лекций по социологии "Наука об обществе". Основные принципы его социологических воззрений, которые во многом устарели, впитали идеи Ч.Дарвина: естественный отбор и борьба за существование, имеющие решающее и универсальное значение; неотвратимость и неуклонность социальной эволюции; нормальность и необходимость социального неравенства; стихийность социального развития, не подлежащего реформированию.
Географическая школа (социогеография).Фридрих Ратцель (1844-1904) - немецкий мыслитель, наиболее крупный представитель социогеографии в социологии. «Политическая география»(1897г.). Его социальная концепция, которую он называл "антропогеография”, вскрывала связь природной среды и деятельности человека. Ратцель сформулировал идею процесса диффузионизма: заимствование и распространение культуры, каналы этого процесса; фактически проанализировал этногенез разных народов (хотя термина такого не ввел). Ему же принадлежит формулирование семи законов “пространственного роста государств", основное содержание которых сводилось к неизбежности экспансии государств с целью выживания и улучшения своего географического положения. Эти идеи были впоследствии использованы для оправдания немецкой колониальной политики. ЖанРеклю (1830-1905) - представитель французской школы социогеографии. Реклю профессионально занимался географией. Мировую известность ему принесла 19-томная энциклопедия "Земля и люди". Признавая влияние внешней среды на общество, он не был географическим детерминистом. Реклю сформулировал три закона социального развития: разделение общ-ва на классы и их борьбу; социальная революция (поиск равновесия между классами); преобладающая роль личности в общ-ве. Л.И. Мечников (1838-1888) - основным вопросом, который рассматривает Мечников, является взаимоотношение цивилизации и Среды, в которой она существует. Развитие цивилизаций стадиально, происходит революционным путем и не является необратимым процессом. Роль природной среды — научить людей солидарности и взаимопомощи, поначалу силой страха и принуждения (речные цивилизации), затем на основе выгоды (морские цивилизации) и, наконец, на основе свободного выбора (глобальная океаническая цивилизация). При этом эволюция цивилизации и Среды происходит параллельно и определения самой Среды меняется по мере развития цивилизации.
Расово-антропологическая школа. Отто Амон (1842-1916) - представитель расово-антропологической школы в социологии, основатель антропосоциологии в Германии. Основными идеями социальных воззрений Аммона были идеи иерархии рас, классов, народов. Проводя огромное количество антропометрических измерений, Аммон формулировал антропологические и социопсихологические характеристики нордической расы, называя ее "высшей расой", а немецкий народ - “избранным". Жорж Ваше де Лапуж (1854-1936) - один из идеологов расизма, живший во Франции. Он делил человечество на высшую расу (доликокефалы) и низшую (бракикефалы), полагая, что расы являются основным фактором исторического процесса, а с исчезновением арийских элементов начинается упадок цивилизаций. Жозеф Артюр де Гобино(1816-1882) - французский дипломат, представитель расово-антропологического направления в социологии. В основном труде "О неравенстве человеческих рас" (1853-1855 гг.) он утверждал превосходство белой расы, а также то, что этнические смеси ведут к вырождению человечества и к демократии, как к наихудшей форме государственного устройства. Людвиг Вольтман (1871-1907) - приписывая расово-антропологическим факторам главную роль в общественном развитии, обосновывал решающее значение «тевтонского духа» в развитии европейской цивилизации, стремился доказать германское происхождение ряда видных деятелей истории и культуры Италии и Франции. Он был убежден в духовном превосходстве европеоидной («кавказской») расы над остальными. Из «кавказской» же расы он отдавал всяческое предпочтение североевропейской («германской») ее разновидности. Он считал гибельным смешение этой расы с другими, менее полноценными. Что касается неевропейских рас, то к ним В. относился с полным пренебрежением, не считая их способными к культуре.
Современная социология отвергает утверждение о детерминированности социального поведения биологической наследственностью, но стремится использовать эмпирический материал, накопленный представителями расово-антропологического направления.
Дата добавления: 2015-06-01; просмотров: 4972;