Социологии и социальной психологии ХХ века.

М. считал, что законы трансформации общества наиболее полно раскрываются именно в условиях его развитого состояния. Основой выводов относительно общественного развития и его законов для М. стало материалистическое понимание истор процесса. М. выделил в качестве главного вида общественных отношений отношения экономические, наиболее сильно влияющие на все остальные структуры жизни общества.

В рамках материалистического понимания истории центральное место занимало учение об общественной формации Понятием «формация» М. охватил весь комплекс явлений и процессов общественной жизни в рамках исторически определенного этапа социального развития. «Ядром» общественной формации у Маркса выступает способ производства материальной жизни, включающий в себя две основные стороны: 1. производительные силы- отношение людей к преобразуемой ими природе, в том числе человека с его знаниями, трудовыми навыками и умениями, производственным опытом (личный элемент) и средства труда (вещный элемент). 2. производственные отношения- это вторая сторона общественного способа производства, вкл. отношения между людьми в процессе их производственной деятельности. Именно они в своей совокупности и составляют сущность той или иной общественной формации, выступающей как исторически определенная ступень развития общества. Маркс пишет о пяти сменяющих друг друга общественных формациях: первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической.

Формации у М. делятся на две группы — базирующиеся на частной или общественной форме собственности. Общество начинает свое развитие с системы, основанной на общественной собственности (первобытнообщинная формация), и возвращается на самом высоком этапе своего развития (коммунистическая формация) к этой же форме собственности. В социологической концепции М. понятие общества выступает как взаимосвязь (иногда говорят совокупность) общественных отношении, главными среди которых выступают производственные отношения.

Базис(нижний этаж) - производственные отношения; Надстройка (2-й этаж) - духовн. сфера, идеи, теории, идеолог. отношения (схема-пирамида).

М. разделял общество на классы (про­летариат, капиталистов и земельных собственников). В основу разделения общества на классы был положен основной эконо­мический принцип — владения собственностью на средства производства и источника получения доходов. Именно этот фактор оказывает решающее воздействие на все стороны обществ жизни.

Разли­чия между этими классами в данном контексте выступают как различия эко­н источников доходов: труд — заработная плата, капитал - прибыль, земля — земельная рента.

Осн внимание – пролетариату, поскольку именно с его приходом к власти, с его исторической миссией М. связывал будущее человеческого общества.

Рабочий класс явно им идеализировался, особенно тогда, когда он про­возгласил интересы пролетариата масштабом и гарантом общественного прогресса и истинности социального знания.

!!! Характеризуя положение классов в условиях капитализма, М. не дал исчерпывающего определе­ния класса.

Что же такое, по М., класс? Общественный класс представляет собой, большую груп­пу людей, занимающую определенное место в процессе производства. Он характеризуется тем или иным отношением к средствам производства (владеет собственностью на них либо нет), схожими экономическими усло­виями, общностью деятельности, интересов, способов мышления, образа жизни, образования. Производительные силы и производственные отношения имеют «двуклассовый» или «межклассовый» характер. Они не могут в реальности создаваться только одним классом. Можно спорить о «вкладе» буржуазии и пролетариата в процесс их формирования, о том, как это делается. Одно очевидно: новые производительные силы и производственные отношения никогда не могут быть следствием деятельности лишь одного класса.

Соц. психология:Одно из важнейших открытий К. Маркса и Ф. Энгельса заключается в том, что они четко выявили активное воз­действие субъективного, в частности социально-психологи­ческого, фактора на все стороны общественной жизни, в том числе и на общественное производство. Подчинение развития общества объективным, независимым от воли лю­дей законам отнюдь не устраняет активности и сознатель­ной деятельности каждого человека. Не менее важным является вывод К. Маркса о роли потребности как исходной побудительной силы для всего процесса общественного производства и как предпосылки для его дальнейшего совершенствования. С удовлетворе­нием первых потребностей возникают новые потребности, более высокого порядка, требующие более сложной дея­тельности. Видное место в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса зани­мает характеристика доклассового общества, в том числе и социально- психологической стороны, а также изображе­ние тех социально-психологических сдвигов в обществен­ном сознании, которые сопровождали процесс становления классово-антагонистического общества. На основе анализа вновь возникших форм собственности и вместе с ними от­ношений эксплуатации и неравенства впервые в истории науки были объяснены причины падения нравственности и появления дурных наклонностей и влечений, распростра­нения лицемерия и жестокости, превращения жадности и эгоизма в норму жизни— социально-психологических явле­ний, которые четко обозначали собой процесс деморализа­ции общества при переходе от первобытно-общинного строя к рабовладельческому.








Дата добавления: 2015-06-01; просмотров: 892;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.