Формальная социология Г. Зиммеля.
Z. - нем. философ и социолог, один из гл представ-лей поздней ф-фии жизни, основоп-ик формальной соц-гии. Социол-ое творчество Z. развернулось в эпоху «кризиса к-ры» — на скрещении многообразных старых и новых идей и тенденций. "Формальная" соц-гия - интегральная часть общефилософ-ой и культурно философской концепции 3им-ля. Ее основные понятия - "содержание" и "форма" . В совокупности взаимод-вий, реализуется общ-во. Задача "чистой" соц-ии - изучение и классификация форм, задача "философской" соц-ии - прослеживание истор-их судеб этих форм в связи с их культурно обуслов-ым содер-ем. 3. дал анализ и критику куль-ры совр ему капиталистического образа жизни в его внутренне противо-ых тенденциях: чем более формализуются соц и к-рные образования, тем более отчужденным от них оказ-ся индивид.
Z. – один из основоположников совр соц-ии. Соц-ия должна конституироваться не традиционным для соц-ых наук образом - посредством выбора особенного, не «занятого» др-ми науками предмета, а как метод. Конечной целью социол-го метода, практик-го в разл-х науках, явл-ся вычленение в их совокупном предмете особ-го ряда факторов, становящихся собственным предметом соц-гии. Практику применения социол-го метода в разл-х общ-ных науках, т. е. выявл-е закономерностей в рамках их традиц-го предмета, Z. наз-л общей социологией, описание и систематизацию чистых форм социации — чистой, формальной, соц-ей. Чистая соц-ия д. была служить выработке ориентиров, позволяющих иссл-лям в разл-х науках об общ-е подходить к своему предмету «социологично», а значит более осознанно, чем раньше, ставить проблемы и искать их решения.
Первым и самым важным понятием в основе теории явл-ся «общество». Общество – процесс: общ-во порождается взаимод-ем; индивиды соедин-ся в общ-во, т.е обобществляются. Понятие обобщест-я означает- взаимод-вуя, индивиды делаются "общественными".
Соц-я должна изучать формы обобщ-ния. Понятие "форма" и тесно связан-е с ним понятие содержания этих форм – важнейшие понятия чистой, формальной соц-ии. Общество означает → отдельные люди связаны благодаря взаимовлиянию и взаимоопределению. Оно т.о., есть нечто функциональное, нечто такое, что создается индивидами. Поэтому след.говорить не об общ-ве, а об обоществленности. Задача формальной соц-гии не в том, чтобы разделить целостные соц-е образования на 2 части, а в том, чтобы тематизировать общ-во как межчел-кое, межиндивидуальное явл-е. Обобществление эта та форма, в кот индивиды на основании к-л общих интересов образуют единство.
Соц-ое явле-е имеет внешнюю и внутреннюю сторону форму и содер-ние. Соц-ог может изучить только форму. "Особые причины и цели, без кот никогда не происходит обобществление, образуют материал соц-го процесса; то, что дей-е этих причин, способствующих целям, вызывает среди их носителей именно взаимод-е, обобществление – это есть форма, в кот-ю облекаются эти содержания».
Сущность чел-ка – все его отнош-я, в кот он вступает. З. не ставил целью создать общую классифик-ю соц.форм. Он сделал предметом своих иссл-ний ряд аспектов и сторон соц-й жизни, выделенных им как формы из ее «живой» реаль-ти: господство, подчинение, соперничество, разделение труда, образов-ие партий. Эти формы воспроизводятся, наполняясь соответствующим содержанием, в разл рода группах и соц организ-х, могущих трактоваться как формы: в гос-ве и религиозном сообщ-е, в группе заговорщиков и эконом-ком объединении, в семье и художественной школе.
Социальные формы - продукт практич-го взаимод-ия индивидов и связанного с ним переживания и осознания реаль-ти. Война, семейная жизнь, научное общение – примеры форм взаимод-я. Их осознание включено в эти формы. Хар черты формы: 1) форма соотносит (сопоставляет) др с др неск содержаний, образуя единство (совок-ть); 2) становясь совок-тью (обретая форму), эти содержания отделяются от других; 3) форма структурирует (упорядочивает сопоставляемые) содержания.
2-ая категория соц. форм – соц тип. Чел-к, включ-ый в опред-го рода отношение, обретает некот-е хар-ные качества, кот-е явл-я для него сущностными, т. е. проявляющимися постоянно вне зависимости от природы того/иного конкретного взаимод-ия. Примеры социальных типов— циник, бедняк, кокетка, аристократ.
Хотя фактически, форма и содержание сплавлены соц-ия исходит из того, что одна и та же форма м. б. наполнена разными содержаниями, равно как и одно и то же содер-ие может выступать в разных формах. Формы обобщест-ия даже в обозримом буд-ем не удастся разложить на какие-то более простые элем-ты. Поэ-му формы м.б. сопряжены только с огранич-м кругом явл-й. Форма как феномен редко сущ-ет в чистом виде.
Охарактеризовав соц-ию как науку о формах, Зиммель не мог не обратиться к содержанию. Такой ход Зиммеля подверг критике Дюркгейм. Он говорил, что попытка Зиммеля включить в анализ содер-е приведет к значит-му размыванию границ соц-ии, почти все содерж-я в таком случае рассматр-ся как предмет соц-ии.
«Философия денег»: деньги- форм-ый критерий ценности, уравновешивающий всех и вся, людей м/д собой, вещи. Деньги –простанственно, а затем духовно отделяет чел-ка от принадл-щих ему вещей. Владелец отчуждается от владения. В этом процессе отчуж-ния люди теряют качества своей особости, становятся одномерными, перестают быть предпочитающими и предпочитаемыми.
Дата добавления: 2015-06-01; просмотров: 1269;