История социологии в системе социологического знания.
Актуальность истории науки зависит от того состояния, в котором наука в данный момент находится (стабильные периоды, переломные моменты). Современная теоретическая социология находится в кризисном состоянии.
Ко второй половине 20 века социология стала академической дисциплиной, признанной наукой. В последней четверти 20 века всё чаще стали говорить о конце социологии, о том, что у неё нет объекта, предмета.
Кризис социологии в конце 20 века был стимулирован философией постмодернизма. Постмодернисты доказывали, что все те политические, экономические, социальные и духовно-идеологические отношения, на которых покоилось западное общество, начиная с 17-18 веков, исчерпаны и потеряли смысл => современность закончена.
Социология заявляла, что она может открывать законы общественного развития, как и законы природы. На базе этих законов она говорила, что сможет улучшить жизнь людей (19 век). К концу 20 века накопился большой опыт господства социально-политических доктрин. Вера в существование объективных законов истории, законов развития общества, стала казаться многим теоретикам потенциально опасной.
Социология не смогла, да и в принципе не могла, прийти к каким-то законам. Общество – это текст, который читается по-разному, разными людьми и в разное время, поэтому смыслов у текста столько, сколько у него читателей (социологов). Поэтому нельзя говорить о каком-то единственно верном прочтении, а надо говорить о многообразии, плюрализме.
Под вопрос ставится существование объективных методов изучения объекта. В такой кризисной ситуации сам образ истории науки меняется. Существует два способа представления себе истории мысли: 1) представлять мысль как путь поэтапного линейного восхождения к истине (каждый след. этап делает не актуальным предыдущий); 2) логика одновременного соприсутствия (каждый след. автор не отменяет предыдущего, а по-новому его воспринимает). Для современной социологии, например, актуальными могут оказаться Аристотель и Гоббс, они на равных участвуют в диалоге современности.
Социология имеет очень короткую историю, но у нее очень долгое прошлое.
Несколько подходов: 1) за точку отсчета берется появление самого слова «социология» (1839, О. Конт); при таком подходе в курсе истории соц-ии будут рассматриваться только те авторы, которые сами считали и называли себя социологами. 2) можно попытаться выстроить историю соц-ии исходя из современного состояния науки и включить в историю соц-ии только тех авторов, которые в прошлом поднимали вопросы, актуальные сегодня, ставили современные проблемы. 3) за начало истории соц-ии можно считать тот момент, когда в соц-ии появился «подлинно-научный метод». Нет единства взглядов о том, что считать критерием научности. То, что является научным для одних, не является научным для других. Очевидно, что люди размышляли об обществе везде и всегда. Другими словами, социальная мысль сопровождала человека на всём протяжении истории, но социология – не всегда и не везде.
Дата добавления: 2015-06-01; просмотров: 789;