Социальные идеи эпохи Возрождения и Реформации.
Основные черты культуры В.: 1. Антропоцентризм. ч-к в центре картины мира. Ч-к - существо неопределенное, т.к. Бог предоставил ему возможность продолжать творить мир и при этом продолжать творить самого себя. Чел оказывается богоподобным, он так же творец. 2. Гуманизм – реабилитация материально-телесной стороны человеч бытия. Прекрасен именно физич, телесный ч-к, т.е наслаждаться жизнью, пользоваться своей красотой не греховно, а прекрасно, т.к. именно бог дал человеку тело возможность этим телом наслаждаться. Пользуясь своим телом, ч-к выполняет божью волю. Но человек может не только подняться выше ангелов, но и опуститься ниже скотов. 3.Неоплатонизм. Он позволял прийти к особому эстетическому видению мира. В каждом земном создании есть отблеск божеств красоты, поэтому в мире все прекрасно. Везде есть отблески этой красоты. 4. Новые исторические сознания. Среднев историография делила историю на две части: до и после пришествия Христа. Мысль В. делит историю иначе: была античность, есть современность, средние века. Гуманисты начали воспринимать историю как последствие законченных историко-культурных веков. Параллельно с философией природы развивается новое естествознание, радикально переоценивающее старые традиции. Ученые Ренессанса на первый план выдвигают опыт, иссл-ие природы, экспериментальный метод исследований. Видное место завоевывает математика. Новые тенденции в науке получили отражение в творчествеЛеонардо да Винчи (1452—1519),Николая Коперника (1473—1543), ИоганнаКеплера (1571— 1630) иГалилео Галилея (1546—1642). В эпоху возрождения осознали, что античность пала, разрушилась, àее надо восстанавливать; античность превратилась в музу, и вернуть ее нельзя.
Данте «Монархия»: человечество должно стремится к царствию небесному, а так же к царствию земному => на земле д.б. мир, поэтому надо прекратить войны => д.б. единый император. Человек детерминирован двояким способом: богом и природой. Гуманизм Данте полон веры в силы человека. Человек сам ответствен за свое благо, решающим являются его личные качества, а не богатство или положение.
Макиавелли: Соц. полит мысль отрывается от этической мысли (морали и дух. законов). В полит сфере главное власть и борьба за власть. Политик может преступить нормы морали для достижения своей цели. Единственной основой общества является власть. Общество создается и удерживается властью. Макиавелли отделяет политику от религ представлений. Политика автономная сторона человеческой деятельности, является воплощением свободной человеч воли в рамках необходимости (“фортуны”). Политику определяют не бог или мораль, но сама практика, естеств. законы жизни и человеч психология.
Реформация - истор ситуация 15-16вв., в Ср и Зап Европе происходит широкое движение народных масс, революционное движение в Германии. Термин “реформация” выражает ту сторону движения, центром кот является критика монопольного положения католич церкви и ее учения. Р. была международным движением, она не закончилась с поражением Крестьянской войны в Германии, но продолжалась в дальнейшем революционном цикле. В 16в. Р-ское движение достигло апогея своего развития. В ряде европейских стран был осуществлен переход к новой, протестантской церкви. Возникновение новых течений в католицизме, произошел раскол, протестантизм.
М. Лютер: 95 тезисов: между богом и челом не должно быть посредников, чел спасается только верой, церковь не явл священной организ-ей – это гос организация, в библии не д.б. потаенных смыслов, все д.б. понятно. Томас Мюнцер. Критиковал лютеранство за то, что в нем речь идет лишь о вопросах инд спасения и без внимания остается земной порядок. Идея необходимости установления соц равенства. Бог открывается тем, кто несет в себе Божью волю.
Реформация способствовала ликвидации монополии католической церкви и открывала путь к дальнейшему развитию общества. Зарождалась новая этика, позже овладевшая всей этикой Нового времени (требование автономности и свободы человеч личности). Р. обогатила философию познанием обществ процессов, оправдывала существование наднациональных церквей.
5. «Естественное состояние» и «общественный договор» в концепциях Т. Гоббса и Дж. Локка: сравнительный анализ.
У европейских мыслителей 17-18 вв. преобладал взгляд на общество как на искусственное изобретение человеч разума, рез-т соглашения между людьми и воли законодателей. Обществ договор в таком понимании выступал не просто как переход из одного естественного состояния в гражданское, а как процесс или акт перехода из дообществ/антиобществ состояния - в общественное. Договор выступал как реальный акт создания об-ва (гос-ва). При этом об-во - рассм как сумма составляющих его индивидов, руководствующихся прежде всего стремлением к самосохранению и благополучию и объединяемых в общ-во только договором, который заключается добровольно или вынужденно.
Т. Гоббс (автор теории общественного договора). «Левиафан» (1651): изложил теорию ОД в четкой форме. Появлению гос-ва предшествует «естественное состояние», «состояние войны всех против всех». В этой сит-ии естественным и необх выходом стан-ся ограничение, обуздание абсолютной свободы каждого во имя блага и порядка всех. Люди должны взаимно ограничить свою свободу чтобы существовать в состоянии общества. Они договариваются между собой об этом ограничении. Это взаимное самоограничение и называется ОД. Идеал гос-ва (Гоббс) - абс монархия, неограничен власть по отн к об-ву. Основой нравственности Гоббс считал «естественный закон» — стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей.
Дж Локк: первонач. абсолютн свобода людей - не источник борьбы, а выражение естественности их равенства и готовности следовать разумн ест, природным законам, отсюда следует осознание того, что в интересах общего блага необходимо, сохранив свободу, часть функций отдать правительству, кот призвано обеспечить дальнейшее разв-е об-ва. Так достигается обществ договор между людьми, так возникает гос-во. Осн цель гос-ва - защита естеств. прав людей, прав на жизнь, свободу и собственность. Гоббс подчеркивал абсолютную власть гос-ва над об-ом и людьми - Локк акцент внимание на том, что люди отдают гос-ву лишь часть своей ест свободы. Чем больше прав у ч-ка, тем шире круг его обязонностей. ОД предполагает ответственность гос-ва перед гражданами .Если гос-во не выполняет своего долга перед людьми, если оно нарушает ест свободы - люди вправе бороться против такого гос-ва. Его идеал - английская конст монархия, в кот воплощено равновесие интересов личности и гос-ва. Естественное состояние — состояние полной свободы и равенства при распоряжении своим имуществом и своей жизнью. Это состояние мира и доброжелательности. Локк первым предложил принцип разделения властей: на законодательную, исполнительную и судебную. Государство создано для гарантии естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), оно не должно посягать на эти права, должно быть организовано так, чтобы естественные права были надежно гарантированы. Локк считал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободу народа.
6. Специфика социальной философии английского Просвещения. «Шотландские моралисты»: идеи и представители направления.
Английское Просвещение. Период становления просветительской идеологии приходится на рубеж 17–18 веков. Это был результат и следствие английской буржуазной революции середины 17-го столетия. Пережив кровавые потрясения гражданской войны и религиозной нетерпимости, англичане стремились к стабильности, а не к кардинальному изменению существующего строя. Отсюда умеренность, сдержанность и скептицизм, отличающий английское Просвещение. Национальной особенностью Англии было сильное влияние пуританизма на все сферы общественной жизни, поэтому общая для просветительской мысли вера в безграничные возможности разума сочеталась у английских мыслителей с глубокой религиозностью. 1707 – Шотландию присоединили к Англии. Особенности: 1)наиболее раннее просвещение; 2)это просветительское течение следовало за революцией. Шотландское Просвещение задумывалось о своем развитии уже в 17 веке; 3)оптимизм. Они не просто верили в прогресс, а их вера в прогресс опиралась на реальные, конкретные успехи Англии в экономич. и политич. сферах. 4)центр. проблематика – этическая и экономическая в тесной взаимосвязи. 5)шотландское просвещение имело свою характерную специфику.
Большинство шотландских мыслителей эпохи Просвещения разделяло следующие взгляды: (а) придание важного значения необходимости эмпирического изучения социальных учреждений; (б) отрицание чисто индивидуалистских оценок природы и происхождения социального порядка; (в) необходимость анализа общества с точки зрения естественного и нравственного порядка; (г) вера в открытие основополагающей модели причинности (общие принципы или законы) , объясняющей социальную действительность. Как и во Франции, шотландские мыслители эпохи Просвещения были оптимистами относительно будущего прогресса человеческих обществ.
Дэвид Юм. В центре внимания Юма – чел, с него начин построение об-ва . Больш роль в жизни чела играют впечатления и привычки. Те привычки, идеи, кот были усвоены в раннем возрасте, потом искоренить практически невозможно.
Общ-во образуется из взаимности интересов людей. Люди зависимы др от др им выгодно быть вместе. Справедливость возникает из чувства выгоды. Гос-во вторично (должно служить об-ву), об-во – первично. Нравственное чувство, на кот основывается об-во, исходит не из разума (мы его чувствуем). Гл. механизм соц воспитания– частная собств-ть.
А.Смит Теория трудового общ-ва, в осн кот лежит нравств (моральное) чувство. Мораль осн на чувстве симпатии, кот присуще кажд челу. Чел – эгоист, стремится к собственному благу (но это не порок, это низшая форма добродетели). Особенность устройства об-ва: чел долж сделать благо окружающим, чтобы в ответ получ благожелательность окруж-их.→ В мире царит предустановленная гармония.
Стремление к выгоде → Разделение труда (полезно с соц точки зрения): через рынок, взаимн обмен люди оказ взаимосвяз-ми. Рынок – не только экон, но и соц-политич категория.
Миллар Джон—Отличительная особенность его подхода заключалась в выделении значения разделения труда, форм пропитания и собственности в понимании социальных отношений в целом.
Шефцберн: свойства человеч души: представления о прекрасном, справедливом, честном – лежат в основе «нравственного чувства», присущего всем людям от рождения. Природа чела влечет его к добру, от зла.
Мандевиль(«басня о пчелах»):чел эгоистичен; об-во основывается не на добродетели, а на эгоизме, наоборот: пороки людей способствуют процветанию об-ва. Вывод: «добро произрастает из зла». Эгоизм каждого, его желание улучшить свою жизнь дает благо всем. Не смотря на огромн различия с Шефцберном., одно общее: об-во – естественное образование, происходящее из природ-ных склонностей людей.
Хатчессон: Больше внимания уделял вопросам экономики, анализировал роль и значение разумного труда в развитии пр-ва и об-ва. Согласно Хатчесону, человек по своей природе предрасположен к моральным поступкам; добродетель заключается в содействии благополучию других; стимулом к совершению добродетельных поступков является их красота, а не проистекающая из них польза; обладая врожденным моральным чувством, человек способен судить о добродетельности или порочности самого себя и других людей.
Дата добавления: 2015-06-01; просмотров: 1906;