Социологические идеи Античности.
В истории общественной мысли эпохи античности принято выделять несколько периодов, ранний и классический период. Ранний период античности (VII-V вв. до н.э.) связан с возникновением древнегреческой государственности, делением общества на свободных, занимающихся политикой и духовными занятиями, и рабов, чьим уделом был физический труд.
Софистика: Протагор – основоположник. Объяснял возникновение общ-ва с помощью мифов. Не м.б. гос-ва, если им будут владеть только некоторые. Люди наделены способностью жить в общ-ве, но их надо учить этому и развивать эту способность воспитанием. Общество – явление искусственное, в отличие от природы.
Временем расцвета социально-политических идей античности стал классический период V-IV вв. до н.э. Одним из первых мыслителей, обосновавшим общественное развитие как естественно-необходимое изменение природного состояния, был Демокрит. Наилучшими формами правления, по Демокриту, являются демократия и аристократия.
Первых социологов античности называют социальными философами. Среди них выделяются два гиганта —Платон (428/427 — 348/347 гг. до н. э.) иАристотель (384 — 322 до н. э.). Они, как и нынешние социологи, изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые завершались практическими рекомендациями о том, как усовершенствовать общество.
Поскольку в античности "общество" и "государство" не различали, то оба понятия употреблялись в качестве синонимов. Платон. Первым в истории трудом по "общей социологии" считают "Государство" Платона. Егоглавный тезис — правильное государство можно обосновать и построить с помощью науки, которая начинает с критического анализа социальных проблем, а заканчивает политическими рекомендациями усовершенствования общества. Общество пребывает в состоянии хаоса, социальной напряженности и смуты до тех пор, пока в нем не установлен твердый порядок, при котором каждый гражданин занимается своим делом (разделение труда), но не вмешивается в дела других граждан, сословий, классов (социальное разделение).Стабильным надо считать общество, поделенное на три класса',высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством;средний,включающий воинов, охраняющих его от смуты и беспорядка;низший, состоящий из ремесленников и крестьян. В современном обществе высший класс наделен огромными привилегиями, но он постоянно злоупотребляет властью.
Аристотель. У него опорой порядка выступаетсредний класс. Кроме него существуют еще два класса — богатаяплутократия и лишенный собственностипролетариат. Государство лучше всего управляется в том случае, если: 1) масса бедняков не отстранена от участия в управлении; 2) эгоистические интересы богатых ограничены; 3) средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других. Частной собственностью может владеть каждый, и она (тут Аристотель возражал Платону) не вредит нравам людей. Важно не то, у кого сколько собственности, а то, как ее используют. Частная собственность развивает здоровые эгоистические интересы. Когда они есть, люди не ропщут друг на друга, ибо каждый занят своим делом. Если в обществе есть те, кто работает много, а получает мало, они всегда будут недовольны теми, кто работает мало, но получает много. Человеком управляет множество потребностей и стремлений, но главная движущая сила — любовь к деньгам, ибо этой страстью больны все. При коллективной собственности все или большинство бедны и озлоблены. При частной появляются богатство и неравенство, но только она дает возможность гражданам проявить щедрость и милосердие. Правда, чрезмерное неравенство в собственности опасно для государства. Совершенной формой государственного устройства является полития, сочетающая в себе лучшие черты аристократии и демократии. При этом гражданами в таком государстве, прежде всего, признаются имеющие собственность представители «среднего класса», которые и участвуют в управлении государством.
Дата добавления: 2015-06-01; просмотров: 3521;