Анатомия эпохи Возрождения

Университеты Европы в XIV-XV веках получили право на проведение анатомических занятий в специальных аудиториях – анатомических театрах – с разрешением вскрытия мертвого тела, изучения его строения, демонстрацией техники препарирования. В методику исследования органов вводятся новые способы: инъекции сосудов и полостей, распилы костей, консервация органов и тканей, новые химические методы бальзамирования, измерения и зарисовки органов с подробным описанием.

В анатомических театрах стали создавать коллекции сухих и влажных препаратов, которые нужно было сохранять длительное время. Для чего использовали, как правило, спиртовые растворы и мумификацию, размещая препараты в специальных помещениях. Постепенно возникали анатомические музеи, и совершенствовалось бальзамирование, которое применялось для сохранения тел знатных и богатых персон, государственных и церковных деятелей. По консервации и хранению анатомических препаратов, бальзамированию появляется специальная литература. При королевских домах устанавливаются должности придворных анатомов, производящих публичные вскрытия, изготовляющих препараты для музеев, кунсткамер. На операциях, выполняемых в те времена нередко цирюльниками, всегда присутствовал анатом, который направлял руку хирурга. Многие открытия держатся в секрете, среди анатомов и врачей нарастает конкуренция.

Великий итальянский художник и ученый Леонардо да Винчи, вскрывая трупы, производил подробное и тщательное описание анатомических структур, сразу же все зарисовывал, дополнял измерениями; производил инъекции сосудов, желудочков мозга; создавал модели органов, чтобы понять их функцию. К описанию и рисункам мышц и костей применил законы механики, проанализировал мышечную работу в системе рычагов; открыл и описал изгибы позвоночника. Установление Леонардо да Винчи общих закономерностей строения человека, топографических соотношений между органами и выявление функционально-структурных зависимостей превратила эмпирическую анатомию в научную, а его сделала основоположником системной, пластической, топографической и функциональной анатомии. Великолепное знание анатомии помогло создать художнику мировые шедевры, в том числе и портрет Моны Лизы с загадочной улыбкой.

К сожалению, труды Леонардо да Винчи по анатомии стали известны студентам, врачам и анатомам только во второй половине XVIII столетия.

Позиции европейских университетов в изучении анатомии человека в XVI веке окрепли, накопилось много точных фактов, достоверно установленных при вскрытии трупов, препарировании и бальзамировании органов. Положения древнегреческих и древнеримских анатомов и врачей (Гиппократа, Галена и других) все чаще опровергались новыми открытиями.

В европейской анатомии и медицине появляется новый лидер – Андрей Везалий (1514-1564 гг.), профессор Падуанского университета в Италии, который на основе вскрытий, препарирования и зарисовок издает «Анатомические таблицы» — небольшой атлас с достоверным описанием, изображением внутреннего строения человека. В 1543 г. в Базеле выходит многотомный труд А. Везалия «О строении тела человека», а потом краткое учебное пособие для студентов «Эпитоме».

Книги произвели переворот в анатомических представлениях врачей, т.к. разбивали древние каноны схоластической анатомии. Вместе с работами Леонардо да Винчи, Галилея, Коперника они открывали новую эру в истории естествознания.

Высоко оценил труд А. Везалия великий русский физиолог и нобелевский лауреат И.П. Павлов – «Это первая анатомия человека в новейшей истории человечества, не повторяющая только указания и мнения древних авторитетов, а опирающаяся на работу свободного ума».

Учениками и последователями А. Везалия было сделано много новых анатомических открытий, исправлены его ошибки. Вновь открытым органам часто присваиваются имена первооткрывателей: Г. Фаллопий – фаллопиевы (маточные) трубы, Л. Боталло – боталлов проток (артериальный сосуд между аортой и легочным стволом), Н. Гаймор – гайморовы (верхнечелюстная) пазуха, К. Варолий – варолиев мост (часть заднего мозга), Г. Морганьи — морганиевы (гортанные) желудочки и т.д.

Прошло 400 лет, когда на Парижском анатомическом конгрессе в 1954 году, названия органов по авторам были отменены и стали достоянием истории анатомии и медицины.

Анатомические исследования A. Везалия послужили основой для многих открытий в физиологии человека и животных. Благодаря работам М. Сервет, Р. Коломбо, Ч. Гарвея было установлено кровообращение по большому и малому сосудистым кругам. К. Азели описал брыжеечные «млечные» сосуды и движение в них лимфы.

Рукописный перевод «Эпитоме» в 1658 г. на русский язык осуществил монах Чудова монастыря Епифаний Славенецкий, в последующем преподаватель Киево-Могилевской академии и Московской лекарской школы. Церковно-славянский перевод делался для патриарха Никона по экземпляру, купленному у голландцев. Впервые издано «Эпитоме» на современном русском языке в 1974 году.

В «Эпитоме» А. Везалия шесть глав:

Ø Первая глава – «О костях и хрящах, или о тех частях, которые дают телу опору». Кость называется «простой частью» тела, в черепе точно описаны и нарисованы клиновидная кость и нижняя челюсть, но мелкие кости: сошник, нижняя носовая раковина не выделяются в самостоятельные, а присоединяются к решетчатой кости. По суставам приводятся отдельные и неполные сведения.

Ø Вторая глава — «О связках костей и хрящей, а также и мышцах, как орудиях произвольного движения». Все мускулы описаны подробно, но обозначены неудобно номерами, у многих мышц указаны функции, места фиксации на костях.

Ø Третья глава – «Об органах служащих для питания, которое совершается благодаря пище и питью». Подробно и правильно описывается желудок, кишечник, но не упоминаются полость рта, глотка, пищевод. В этой же главе приводятся сведения о почках и мочевыводящих органах и венах, но понять законы кровообращения невозможно из-за допущенных ошибок.

Ø Четвертая глава — «О сердце и органах, помогающих ему в его функции». Анатомия сердца и легких изложена кратко, предсердия не упоминаются. По А. Везалию, воздух из легких вытягивается сосудами в левый желудочек, где смешивается с «горячей кровью», благодаря чему возникает «жизненный дух», разносимый артериями к органам. В такой трактовке прослеживается влияние Гиппократа, Аристотеля и других древних ученых.

Ø Глава пятая – «О мозге и органах, созданных для обслуживания мозга». Подробно описаны желудочки с открытыми в них сосудистыми сплетениями; выделены 7 пар черепно-мозговых нервов, но наряду с правильными сведениями в строении нервов много ошибок. Сохраняется верность древнегреческим и древнеримским указаниям о духовном треножнике Платона, о божественных актах царствующей души.

Ø Глава шестая — «Об органах служащих для продолжения вида». Достоверно излагает строение наружных и внутренних половых органов.

Первые русские анатомы XVIII века (А.П. Протасов, М.И. Шеин, К.И. Шепин, Е.О. Мухин, И.М. Максимович-Амбодик) и XIX века (П.А. Загорский, И.В. Буяльский, Д.Н. Зернов и др.).
7(I) Первые русские анатомы XVIII века

Первые этапы развития анатомии и медицины Российского государства XVIII века озарены гением Петра I, проявившего интерес к подготовке врачей в Голландии, где он посещал лекции и анатомические театры профессоров Ф. Рюйша, Г. Бургава и А. Ван-Левенгука. Для просвещения россиян Петром Великим приобретается анатомическая коллекция для Кунсткамеры, которая по его указу с 1718 года постоянно пополняется эмбриологическими и тератологическими препаратами, сохранившимися в Санкт-Петербурге до наших дней. По возвращению из-за границы в Москву царь организует для бояр цикл лекций и вскрытий, учится сам в Московском анатомическом театре препарировать трупы и производить хирургические операции. В дальнейшем подобные мероприятия стали регулярными и производились в госпиталях, лекарской школе, организованной Петром в Академии наук.

В Москве, Петербурге, Барнауле, Кронштадте и др. городах (более 30) открылись при госпиталях медицинские школы, в которых лекарей по началу обучали иностранные анатомы и хирурги: H.Л. Бидлоо, А. Де-Тильс, Л.Л. Блюментрост и др. В становление анатомии и физиологии в Петровской Академии наук внесли вклад Д. Бернулли, И. Вейтбрехт, И. Дювернуа, в последующем великий М.В. Ломоносов - кандидат медицины Магдебургского университета.

Учеником и последователем академика М.В. Ломоносова был А.П. Протасов, ставший тоже академиком, читавшим университетский курс анатомии. Он известен работами по анатомо-физио-логическому строению желудка, составлению анатомического словаря на русском языке, по судебно-медицинским вскрытиям трупов.

К.И. Щепин — один из первых русских профессоров-анатомов, преподавал на русском языке анатомию, физиологию и хирургию. В Петербургской и Московской госпитальных школах создал программы этих дисциплин, ввел в них клиническую направленность. В лекциях впервые использовал данные микроскопической анатомии. Погиб в Киеве при ликвидации эпидемии чумы.

М.И. Шеин – перевел с немецкого языка учебник анатомии Людвига Гейстера, который и был издан впервые в 1757 году в Петербурге. При этом считал, что правильное познание строения человека полезно для здоровья, исцеления, лечения. Ввел новые анатомические термины на русском языке, сохранившиеся до настоящего времени, создал первый русский анатомический атлас.

Н.М. Максимович-Амбодик – профессор повивальных (акушерских) наук, подготовил первую русскую анатомическую номенклатуру и написал «Анатомо-физиологический словарь». Современные названия органов появились не сразу, например, поджелудочную железу называли «всемясной», «языкообразной», артерию — жилой биючей, вену – жилой кровевозвратной. Поэтому так важна была работа по подбору научных анатомических названий, проводившаяся в течение целого столетия.

В результате из первой анатомической терминологии исчезли многие старославянские обозначения, как лядовия – поясница, рамо – плечевая кость, стечно – бедренная кость, лючкотная вена – легочная вена, хребет – позвоночник, хребетно-костный мозг – спинной мозг. Но многие новые названия закрепились в русской номенклатуре сразу: ключица, лодыжка и др., а некоторые узнаваемо видоизменились: большое берцо – большеберцовая кость, подложечная область от старого названия мечевидного отростка грудины – ложки. Таким образом, истоками русских анатомических названий стала русская лексика и греко-латинская терминология.

П.А. Загорский – академик, при составлении русского учебника анатомии тщательно отобрал основные русские термины. Он основал анатомическую школу в Петербурге, занимался изучением тератологии и сравнительной анатомии. Подготовил достойного ученика – профессора И.В. Буяльского, который опубликовал «Анатомо-хирургические таблицы», написал учебник с анатомическим обоснованием хирургических операций, изобрел много инструментов, предложил новые способы бальзамирования. И.B. Буяльский занимался консервированием анатомических препаратов, используя растворы сулемы для инъецирования кровеносных сосудов, а ее порошок засыпал в полости тела. В развитие анатомии в Петербургской школе сделал вклад А.М. Шумлянский, обнаруживший капсулы вокруг сосудистых клубочков почки (капсула нефрона), установивший прямые связи между артериальными капиллярами в сосудистом клубочке. Академик K.Ф. Bольф длительное время возглавлял анатомический отдел Петербургской Кунсткамеры. Его тератологические коллекции легли в основу работ по порокам и уродствам, что дало начало развитию новой анатомической науки – тератологии.

Профессор Е.О. Мухин преподавал анатомию в Московском университете. После нашествия Наполеона и пожара в Москве восстановил анатомический музей, содержавший до 5000 препаратов. В 1812 году вышел его учебник «Курс анатомии», в котором автор пропагандировал русскую анатомическую терминологию.

Профессор Д.Н. 3ернов долгие годы руководил Московской кафедрой анатомии; успешно изучал органы чувств, изменчивость борозд, извилин головного мозга и критиковал теорию Чезаро Ломброзо о наследственных факторах преступной личности, о соответствии некоторых типов лица, мозга агрессивно-злобному поведению.

В.А. Бец – представитель Киевской анатомической школы, открывший в извилинах мозга большие пирамидные клетки, названные по его фамилии. В Харькове профессор А.К. Белоусов изучал иннервацию сосудов, предложил новый метод инъекции анатомических препаратов.

Становление анатомии как науки и учебного предмета в XVIII и XIX веках происходило вначале благодаря приглашенным Петром I иностранным специалистам, которые подготовили очень скоро учеников и последователей в Петербурге и Москве. Обе школы стали ведущими, в провинциальные университеты они направляли своих выпускников, которые основывали кафедры, ставили анатомическую науку, обучали врачей.

Развитие врачевания на востоке России испытывало влияние тибетской и китайской медицины, народной медицины народностей Севера и Дальнего Востока. В Бурятии с середины ХYIII столетия появляются медицинские школы (мамба-дацаны) при Буддийских монастырях. Они используют для обучения медицинскую литературу, способы диагностики и лечения, инструменты из Монголии, Тибета, Индии и Китая. Так Ацагатскую школу основал эмги-лама Ирелтуев – искусный лекарь и педагог. Полный курс обучения занимал в ней 6 лет, и строение человека всегда рассматривалось под ведущим влиянием функции. В середине ХIХ века в Агинском дацане (монастыре) учились тибетской медицине братья Бадмаевы Цультим и Жамсадин, позже принявшие православие под именами Александра и Петра (крестники императора Александра III). Они получили университетское медицинское образование в Санкт-Петербурге. Оба имели большую практику в столице в аристократических и дворянских кругах, участвовали в политических и дворцовых интригах.

Определенный вклад в развитие восточной медицины в России внесли и другие ученые и практики. Так известный Алтайский географ и этнолог Г.Н. Потанин опубликовал статью о Бурятских названиях лекарственных растений, применяемых в тибетской и народной медицине. Калмык Дамбо Ульянов – главный лекарь и лама Донского казачьего войска - перевел с тибетского на русский медицинские трактаты «Чжуд-ши», «Лхантаб» и др.

В Сибири первый университет был открыт в городе Томске в 1870 году. Медицинский факультет в нем заработал с 1876 года под руководством известных профессоров Казанской школы А.С. Догеля и А.Е. Смирнова. Все последующие Сибирские и Дальневосточные медицинские институты и факультеты открылись в годы Советской власти. Алтайский медицинский институт появился в Барнауле в 1954 году в связи с массовым освоением целинных и залежных земель. Его профессиональное становление проходило под влиянием и непосредственном участии ученых и преподавателей столичных и Томского медицинских вузов, но в определенном смысле он стал правопреемником Барнаульской лекарской школы ХYIII столетия, открытой по велению Петра I.








Дата добавления: 2015-04-15; просмотров: 8356;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.