I) Отечественная анатомия Древней Руси

Отечественная анатомия Древней Руси. Анатомические сведения в рукописных документах (“Травники”, “Изборники”). Первые медицинские школы.
Анатомия в первобытной медицине представляла общинным и родо-племенным лекарям набор эмпирических знаний о жизненно важных частях тела, повреждение которых приводило к смерти или увечью, тяжелой болезни. Анатомические знания получали при вскрытиях трупов животных и людей, оказании помощи раненым и больным. И хотя знали мало, но уже умели делать операции, вплоть до трепанации черепа, ампутаций конечностей, перевязки сосудов.

Тогда же, очевидно, появились первые, примитивные способы бальзамирования и консервации, основанные на употреблении холода, травяных настоев, соли, воска и меда. Они были известны древним скифам и славянам. Лекарская работа скифских медиков по удалению зубов, наложению повязок, обработке ран, вправлению вывихов и переломов костей отражена в рисунках на древних вазах выкопанных под Керчью. Геродот – знаменитый историк древней Греции описал скифские способы бальзамирования очень похожие, как теперь установлено, на древние алтайские.

С возникновением государств (Киевская Русь, древнерусские княжества) происходило не только накопление анатомических знаний, но и их обобщение, знакомство с анатомией и медициной других народов. С принятием христианства к русским лекарям стали поступать рукописные издания Гиппократа, Аристотеля, Галена, знаменитых врачей Византии: Григория Назианзина, Ионны Дамаскина, Диоптра Филиппа, Иона Болгарского. Они переводились, как правило, монастырях. На основе переводов создавались собственные издания.

В «Шестодневе» И. Болгарского наряду с правильным анатомическим описанием много неверного. Так, например, трахея и бронхи названы сосудами артериальными, сердце — «князь и владыка» человеческого тела, печень и селезенка описаны над диафрагмой. Но, несмотря на недостающие сведения и ошибки, «Шестоднев» для своего времени давал правильные представления о строении человека, что использовалось для лечения. Не менее популярен и «Физиолог» этого же автора, который вместе с другими книгами составляли библиотеку Ярослава Мудрого.

«Шестоднев» Георгия Писида написан стихами под определяющим влиянием трудов древнегреческих и древнеримских ученых и врачей. В нем сильнее отражено функциональное назначение органов.

Однако с развитием христианства на Руси возникли запреты на вскрытия мертвых, вивисекцию; были утрачены славянские и скифские способы бальзамирования с использованием трав, смолы, местных благовоний из воска и меда.

Бальзамирование тел Древлянской княгини Ольги, её сына Владимира I, уже было поверхностным, т. к. церковь запрещала вскрытия.

С развитием иконографии анатомические знания о пропорциях тела, его пластике потребовались художникам, иконописцам. Изучение строения тела для его художественного изображения нередко связывало внешний вид человека с его внутренним духовным миром, что талантливо отражено в православных иконах Феофана Грека, Дионисия и особенно Андрея Рублева.

В централизованном Pусском государстве (ХV-ХVI веке) появляются переводные рукописи трудов Гиппократа, Галена. Так Кирилл Белозерский, игумен крупнейшего северного монастыря, перевел сборник комментариев Галена – «Галиново на Ипократа». Рукописные переводы Аристотеля («Врата», «Проблемата») отражают общее строение человека, дают рекомендации по лечению некоторых болезней. Появляются рукописные лечебники игумена Даниила в древнерусской «Пчеле». Некоторые анатомические сведения излагались в «Люцидарии», «Вepтограде» — переводных рекомендациях древнегреческих и древнеримских ученых и врачей.

Другой источник анатомо-медицинских знаний апокрифы – сборники, извлечения из трудов древних авторов, которые дополнялись собственными данными и назывались «Изборники», «Травники».

В середине XVI века существовало не менее 250 таких сборников, лечебников. Переводам на славянские языки много способствовал Г. М. Дрогобыч, доктор медицины и философии, бывший некоторое время ректором Болонского университета, а потом работавший в Краковском университете, где у него учился знаменитый белорусский врач, первопечатник и философ Франциск Скорина.

В начале ХYII (1620 год) века организуется Аптекарский приказ – первое государственное медицинское управление. В 1654 г. открывается Московская казенная школа лекарей и подлекарей, которая за 50 лет выпустила более 100 специалистов. Анатомию в ней преподавал поляк Стефан, для наглядности обучения используя кости и рисунки. Епифаний Славенецкий в 1658 г. переводит на русский язык книгу по анатомии А. Везалия «Эпитоме», которая долгое время служит пособием для обучения в госпитальных школах. С организацией Академии наук издается новый учебник по анатомии, который написал голландец Н. Бидлоо — личный врач (лейб-медик) императора Петра I.

Н.И Пирогов и его вклад в анатомию человека. Методы, предложенные им для изучения топографии органов. Их значение для анатомии и практической медицины.
9(I) Н. И Пирогов и его вклад в анатомию человека

Николай Иванович Пирогов (1810–1881) обучался медицине в Московском и Дерптском университетах, выезжал в научные командировки в германские, французские университеты и клиники, работал руководителем хирургической клиники в Санкт-Петербургской медико-хирургической академии, где основал Анатомический институт.

В 1856–1861 годах был попечителем гимназий и училищ в Одесском и Киевском учебных округах, руководил русскими докторантами в Гейдельберге. В качестве военно-полевого хирурга участвовал во Франко-Прусской и Русско-Турецкой войнах, оказывал помощь раненым при первой обороне Севастополя.

Умер от рака сильно истощенным в 1881 г. Тело бальзамировано профессором Д.И. Выводцевым без вскрытия полостей, введением через сосуды спиртового раствора тимола, глицерина и воды. Оно пролежало до следующего бальзамирования 65 лет. Профессор Р.Д. Синельников (Харьков) повторно бальзамировал и реставрировал тело Н. И. Пирогова, которое хранится в настоящее время в музее г. Винница.

Как анатом Н.И. Пирогов предложил новый способ по изучению взаимного расположения (синтопии) органов, сосудов, нервов; проекции их на кости (скелетотопии) и кожу (голотопии) в виде распилов на замороженных трупах по трем взаимно перпендикулярным плоскостям, что позволило составить более точные представления о топографо-анатомическом строении человека.

Он много и самостоятельно препарирует как в Дерпте (Тарту), так и в Берлине, потому что убежден, что точные знания анатомии необходимы для выполнения операций, постановки диагноза, для неоперативных методик лечения. Поэтому о своих анатомических занятиях писал: «Главная цель моих анатомических исследований — приложение их к патологии, хирургии, или, по крайней мере, к физиологии». Российская императорская Академия наук избирает его членом-корреспондентом в 1847 г. за многочисленные и глубокие исследования по различным направлениям анатомии и хирургии, в том числе:

Ø за создание первого в России Анатомического института;

Ø за успехи в лечении пациентов на посту заведующего Госпитальной хирургической клиникой Военно-медицинской академии и в качестве консультанта ряда больниц Санкт-Петербурга;

Ø за славу его лекций по топографической и патологической анатомии;

Ø за книги «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций», «Полный курс прикладной анатомии человеческого тела», «Патологическая анатомия азиатской холеры», «Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами, проведенными через замороженное тело человека в трех направлениях» — каждая из которых получила Демидовскую премию.

В экспериментальных работах Н.И. Пирогов решал главную проблему по восстановлению кровообращения через коллатеральные сосуды при постепенном выключении основной магистрали (брюшной аорты), интересовался развитием сосудов в тканях соединенных швами (шов ахиллова сухожилия). Великолепно владел техникой препарирования, перевязками, инъекциями живых и мертвых сосудов.

Структуры головного мозга изучал на замороженных разрезах и установил, что к мышцам-антагонистам всегда приходят для иннервации разные нервы. Впервые обратил внимание на фазность наркоза, установил реактивные изменения нервных волокон от эфира и хлороформа. С учетом топографии нервных стволов Н.И. Пирогов предложил точные ориентиры, исключающие повреждение нервов, их ветвей и связей при операциях.

«Анатомия — писал Н. И. Пирогов, — не составляет, как многие думают, одну только азбуку медицины, которую можно без вреда и забыть, когда мы научимся кое-как читать по слогам; изучение её также необходимо для начинающего учиться, как и для тех, которым доверяется жизнь и здоровье других».

Ряд медицинских университетов, академий, журналов, медицинских обществ, в том числе Московский медицинский университет носят имя Н.И. Пирогова. Медицинская и научная общественность проводит Пироговские чтения, конференции, съезды; праздновались 50-летний и 100-летний юбилеи научной деятельности Николая Ивановича, в лице которого все страны мира увидели гениального русского ученого медика XIX столетия. Это стало возможным благодаря тому, что он создал научную анатомию и предопределил ее развитие на целое столетие вперед.








Дата добавления: 2015-04-15; просмотров: 2173;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.