Метод Гравенгорста
Когда станет настолько тепло, что пчелы могут начать отстройку иск. вощины, и приближается главный взяток, из двух семей одну, скажем 1-ю, (ІІе, ІІІи) наполовину стряхивают в какой-нибудь пустой улей вместе с маткой на искусственные вощины — это будет отгон (полуперегон). Гнездо с сидящими на нем остальными пчелами отставляют в сторону. Через 10 дней в этом гнезде вся черва будет запечатана, а число кормилиц, свободных от труда, увеличится настолько, что они будут в состоянии воспитать всю черву, переданную им из второго улья, от которого берут полный перегон по Юшкову. Следовательно, и второй улей обзаведется новым гнездом. Гнезда отгона и перегона, соединенные в одном улье, выведут себе матку (роение надо предупредить устранением лишних маточников), которую, если взяток еще продолжается, можно вторично устранить, соберут большое количество меду, который, вместе с воском от перетопленных старых вощин, поступит в пользу пчеловода, а пасека его будет зимовать на совершенно новых постройках. Образование медовиков из 2-х материнских Гравенгорст рекомендует
ради увеличения доходности пасеки, не имея в виду болезни. При вертикальных ульях провести этот метод ничего не стоит. При горизонтальных же ульях затруднения могут встретиться в отсутствии таких больших запасных ульев, в которых поместились бы заносы из 2-х семей. Тут пчеловоду придется приспособить какие-нибудь надставки или подставки к своим ульям, или из досок временно сколотить какие-либо вместилища для соединения гнезд.
Мне пришлось слышать, что владелец 12-рамочных "даданов" сколотил ящики на 48 рамок, разделил их пополам; в каждое отделение поместил заносы из 2-х материнских ульев. Потом, по миновении надобности, этот материал был использован на постройку постоянных ульев.
Поступит ли пчеловод подобно Гравенгорсту или так, как сказано в начале главы, — в обоих случаях переводимые на новые вощины заберут с собою немного зараженного меда, который сложат в вощины своего нового жилища.
Если желательно обеспечить себя и с этой стороны, то следует пчел перегнать сначала в ройницы и продержать их в погребе дня два-три, пока они израсходуют забранный мед; или еще лучше поместить их на пасеке, но дать вначале только начатки в 1 см ширины и только дней через 10 добавить искусственную вощину или обеззараженную сушь. Чтобы не заражать стенки улья и дерева рамок самими свежеперегнанными пчелами, их можно сначала поместить в какие-нибудь ульи или ящики. Во время первых облетов они не только очистят кишечник, но на ветре и солнце освободят от спор микробов поверхность своего тела. Так, по крайней мере, полагают некоторые бактериологи-гнильцеведы, напр., Э. Цандер.
Как временными помещениями для перегонов я на гнильцевой пасеке одного крестьянина пользовался украинскими бездонками. После того, как перегоны дня четыре пожили в них и оттянули небольшие вощанки, я заготовлял продезинфицированные ульи с начатками из искусственной вощины. Отставив рано утром тихонько в сторону дуплянку с перегоном, я вершка на два выбирал из-под нее землю в тачку, набрасывал свежей земли и затем сильным ударом о землю сбивал на нее весь перегон, быстро выбирал сорвавшиеся вощанки и накрывал пчел заготовленным ульем (можно, конечно, впустить и через леток). После этого, так называемого двойного перегона, я считал семью здоровой и
не ошибался.
Инспектор по гнильцу в Америке Evoi, по словам Heberte, поступал еще проще: перегон сметался в тот же недезинфици-рованный улей на начатки искусственной вощины, через 4 дня вечером его постройки убирались, и семья получала цельные искусственные вощины.
Так как борьба с гнильцом и нозематозом является первейшей задачей каждого интеллигентного пчеловода, то приведу здесь способ, применяемый другим инспектором по борьбе с гнильцом в Америке Townsends'om, который обошел всю западную литературу, но у нас еще остался неизвестным.
Он перегон делает сразу на сплошные искусственные вощины, а чтобы не повторять перегона и иметь возможность убрать из улья зараженный мед, захваченный пчелами в зобики при стряхивании, ставит рядом с искусственными вощинами две рамки суши, в которые пчелами и складывается захваченный мед.
Прибыв на пасеку, зараженную гнильцом, около 1-го июня — в его местности перед началом главного взятка, он приступает к ее исследованию, вынимая из середины каждого гнезда две рамки с более зрелой червой. Если, при самом внимательном осмотре их, больных личинок не будет обнаружено, то улей считался здоровым.
Больные семьи делятся на три партии.
1. К первой партиипринадлежат те семьи, у которых не набралось и дюжины больных личинок их; считают безопасными, стряхивают в тот же улей на цельные искусственные вощины и считают лечение законченным.
2. Ко второй партиипринадлежат семьи, которые имеют довольно зараженную черву, но еще сильны; они получают новый улей, цельные искусственные вощины и две рамки суши. Если же больной червы наберется не более, как на одну рамку, то с такими семьями поступают также, но улья им не меняют.
3. К третьей партиипринадлежат семьи, имеющие довольно сильно зараженную черву и значительно ослабевшие; их считают ничего не стоящими и весьма опасными, а потому уничтожают.
Для этого немедленно все рамки такой больной семьи, исключая 2-х, вместе с пчелами сжигают, а вечером, когда на оставленных 2-х рамках соберется пчела с поля, и эти рамки постигает та же участь.
Самый улей дезинфицируется окунанием в раствор сулемы 1:1000, или в 4% растворе карболовой кислоты. Редактор Рут отмечает, что раствор сулемы 1:1000 очень слаб для уничтожения спор и рекомендует выжигание соломой или бензиновой паяльной лампой.1
1 Я думаю, что после купания в сулеме, улей через некоторое время необходимо внутри вымыть, так как сулема сильный яд. Для окунания в сулему нужен ящик вышиной только в 3—4 вершка и размером несколько большим, чем самая большая стенка улья. В такой ящик, наполненный дезинфицирующей жидкостью, я окунаю по очереди стенки улья. Для сулемы должен быть ящик не металлический.
Останавливаясь на лечении, нужно отметить следующие
подробности.
Днем все вощины, не содержащие запечатанной уже червы, убираются, содержащие мед — центрифужатся, и потом все это перетапливается на воск, причем ни в коем случае не должно быть допущено воровство (или обсушка пчелами вы-центрифуженных рамок). Оставшиеся рамки с запечатанной червой раздвигаются на 35 мм, чтобы их легче было вынуть.
Из каждых 4-х так подготовленных ульев выбирают самый слабый, в котором оставшиеся рамки с крытой червой не раздвигают, и в него переставляют рамки с такой же червой из других 3-х ульев, конечно, без пчел. 14 дней спустя с этими семьями, воспитавшими печатную черву и благодаря ей превратившимся из слабых семей в сильные, поступают так же,
как с предыдущими.
Сам перегон производится так: на место больной семьи, у которой были отняты рамки с сушью, с медом, с некрытой червой и с такой, которую не стоило спасать, ставят продезинфицированный пустой улей, а больную семью отставляют в' сторону. В пустой улей вставляют 7 рамок с цельными искусственными вощинами и 2 рамки отстроенной суши. Перед летком кладут широкую доску, на которую стряхивают пчел больной семьи с маткой и притом так, чтобы ни одна капля меду не упала бы на доску. Сюда же сметают пером пчел, оставшихся в улье и относят старый улей для дезинфекции, а рамки с крытой червой, освобожденные от пчел, — к четвертому слабому улью для довоспитания их.
При стряхивании нельзя помешать пчелам набрать в зобики зараженного меда. Выздоровление же последует только в том случае, если этот мед пчелы в ульи не сложат. Для этого-то им дают две рамки суши, в которые зараженный мед и будет сложен. Пчеловод будет удивлен тем, что за один день его соберется там так много, и это именно докажет необходимость его убрать, т. к. большая часть этого меда зараженная. На следующее утро, после того, как пчелы вышесказанным способом были переселены в дезинфицированный улей, его тихонько открывают, впускают струйку дыма и быстро вынимают и стряхивают отстроенные рамки, добавив семье взамен их 3 рамки искусственной вощины (всего, следовательно, будет 10, столько улей Лангстрота-Рута в себя вмещает). Пчелы не должны успеть забрать и капли меда, и ни капли его не должно упасть на дно во время стряхивания.
Townsends говорит, что это необходимо сделать не вечером, а на другой день рано утром, потому что к этому времени не только весь зараженный мед будет сложен, но и свежесобранный нектар, пробыв целую ночь в зобиках у пчел и только к утру в густом уже виде сложенный в сот, — не будет
представлять опасности выскочить на пол во время стряхивания.
На пораженных гнильцом пасеках все этажи ульев должны быть перенумерованы, чтобы выцентрифужеиные рамки для обсушки всегда ставились на те же семьи, откуда были взяты, причем Townsends полагает, что неимевшие еще червы вощины настолько хорошо обсушиваются и обчищаются пчелами, что не передают заразы при дальнейшем употреблении. Вошины же, содержащие коконы бывшей в них червы, пропитываются зараженным медом и не могут быть достаточно очищены пчелами; они подлежат дезинфекции или перегонке на воск.
Лечение медикаментами безрезультативно. Перегоны же помогают, но прибегать к ним, а не к уничтожению семей, стоит только в случаях, когда заражение замечено своевременно.
Я убежден, что читатель не посетует на меня за этот перевод, излагающий определенный план борьбы. Но я должен оговориться, что при всем моем почтении к девизу янков "время — деньги", я все-таки не рисковал бы поставить на карту успех дела, стряхивая, напр., пчел, хотя бы и слабо больных, в недезинфицированный улей, а лечил бы и первую партию так же, как и вторую, более зараженную.
В лето 1920 года в Боярке около 15 ульев вывезенной под гречки пасеки захватил гнилец. К ним был применен метод Townsends'a, а к некоторым Evoi. Семьи выздоровели, что убедило всех, что с гнильцом гораздо легче справиться, чем с нозематозом. Там, где он в окрестностях имеется, там необходимы предупредительные меры: дезинфекция, нумеровка ульев, рамок и вообще отдельный уход за каждым ульем.
Дата добавления: 2015-05-28; просмотров: 908;