Продолжительность и уголовно-правовое последствия применения принудительных мер медицинского характера.
Как уже отличалось, суд, назначая принудительные меры медицинского характера, не устанавливает их продолжительность. В ст.102 УК РФ регулируется их продление, изменение и прекращение. Это осуществляется судом по представлению администрации учреждения, осуществляющего принудительное лечение, на основании заключения комиссии врачей – психиатров.
Лицо, которому назначена принудительная мера медицинского характера, подлежит освидетельствованию комиссией врачей-психиатров не реже одного раза в 6 месяцев для решения вопроса о наличии оснований для внесения или об изменении такой меры. При отсутствии оснований для прекращения применения или изменения принудительной меры медицинского характера администрация учреждения, осуществляющего принудительное лечение, представляет в суд заключение для продления принудительного лечения. Первое продление принудительного лечения может быть произведено по истечении 6 месяцев с момента начала лечения, в последующем продление принудительного лечения производится ежегодно (п.2 ст.102 УК РФ).
Нужно отметить, что норма – “не реже одного раза в шесть месяце” – впервые предусмотрена Законом. Многолетняя практика показала, что при такой частоте освидетельствований нет опасности пропустить перемену в состоянии больного и задержать его в стационаре без достаточных оснований, вместе с тем она и не является слишком частой и обременительной для врачей. Формулировка закона, “не реже одного раза в шесть месяце”, с одной стороны, не допускает превышение этого срока, а с другой – позволяет лечащим врачам при наличии к тому оснований ставить вопрос о прекращении или изменении вида принудительного лечения и в более короткий срок (т.е. не дожидаясь истечения шести месяце). Если комиссия врачей-психиатров приходит к заключению о необходимости прекращения принудительного лечения или изменения его вида, такое заключение в обязательном порядке направляется администрацией больницы в суд. Без судебного решения лицо не может быть выписано или переведено в стационар иного типа, как бы его состояние ни оценивалось врачами.
Несколько иной будет процедура продления принудительного лечения. Первое заключение комиссии врачей-психиатров о продлении применения принудительной меры медицинского характера направляется в суд по истечении 6 месяцев после его начала. В дальнейшем комиссионные освидетельствования проводятся по общему правилу (“не реже одного раза в шесть месяцев”), а заключение в суд о необходимости продления принудительного лечения направляется только один раз в год. Хотя в своем определении о назначении или продлении применения принудительной меры суд не указывает ее срок, поскольку отмена или изменение формы принудительного лечения могут стать необходимыми в любое время, применение принудительной меры свыше одного года после определения судом о его продлении является нарушением закона.
Установление судебной процедуры продления принудительного лечения, я думаю, не только повышает ответств5енность медицинских работников за обоснованность применения к больным принудительных мер, но и является дополнительной гарантией защиты прав и законных интересов последних, т.к. определение о продлении принудительного лечения может быть обжаловано в судебном порядке.
Основания для продления принудительных мер медицинского характера сформированы в ч.2 ст.102 УК РФ от противного как “отсутствие оснований для прекращения применения или изменения принудительной меры медицинского характера”. Под этой формулировкой следует понимать, что критерии применения принудительных мер, приведенные в ч.2 ст.97 и ст. 100 и 101 Ук РФ, имевшие место при назначении данной меры, сохраняются и в настоящее время. Поэтому врачебные комиссии принимая решение о необходимости продления принудительной меры медицинского характера, должны не просто контактировать отсутствие существенных изменений в клиническом состоянии больного, но и проанализировать его состояние и другие данные с точки зрения опасности для себя и других лиц. При этом, как уже отмечалось, комиссия не должна исходить только из состояния больного на момент освидетельствования. При отсутствии данных, говорящих о стойкости достигнутого безопасного состояния, следует рекомендовать продление принудительной меры медицинского характера в отношении лиц, у которых на данный момент (во время очередного освидетельствования комиссией) восстановилась способность осознавать фактический характер, общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими, если сохраняется достаточно высокая вероятность повторения патологических состояний, исключающих такую способность. Примером могут служить больные эпилепсией, совершившие общественно опасное деяние в состоянии одной из разновидностей закономерно повторяющихся у них приступообразных состояний (эпилептического припадка, дисфории, сумеречного состояния). Принудительные меры в отношении этих лиц нередко применяются, несмотря на то, что вне названных приступообразных состояний они способны правильно воспринимать и оценивать происходящее, а также руководить своими действиями. Необходимость применения этих мер диктуется лишь высокой вероятностью повторения и необходимостью предотвращения указанных состояний, возникновение которых не зависит от воли этих лиц и может причинить значительный ущерб обществу.
Основания для прекращения применения или изменения принудительной меры медицинского характера изложены вместе в ч. 3 ст. 102 УК РФ, хотя они существенно различаются. Для прекращения принудительного лечения необходимо, чтобы “отпала необходимость в применении ранее назначенной меры”. Поскольку речь идет о прекращении любой из предусмотренных данным Кодексом принудительных мер (ст.99), должно отсутствовать общее основание, которое в ч. 2 ст. 97 УК РФ трактуется как наличие психических расстройств, связанных “ с возможностью причинения иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц.”
В клиническом отношении наиболее убедительным показанием для прекращения применения любой принудительной меры медицинского характера является выздоровление. Этот критерий, казалось бы, абсолютно ясен и однозначен: если психическое расстройство полностью прошло и человек выздоровел, совершенно отпадают основания для применения к нему каких бы то ни было медицинских мер. К сожалению, нечасто встречаются случаи, когда можно с достаточной уверенностью говорить о полном выздоровление так, например, лицо может излечиться от алкогольного психоза, но во первых, при сохраняющемся алкоголизме, выздоровление от которого всегда проблематично, остается высокая вероятность его повторения. Во-вторых, можно лит считать выздоровление от алкогольного психоза полным, если не наступило выздоровление от алкоголизма, являющегося главной причиной его возникновения?
Рассмотренная ситуация характерна не только для алкоголизма и алкогольных психозов, но также и для ряда других расстройств психического (от слова психоз) уровня, развивающейся на почве умеренно выраженных (пограничных) психических нарушений и т.д. К ним можно отнести состояния декомпенсации (патопсихологические развития, реакции) при психопатиях, интоксикационные психозы при нарко- или токсикоманиях и т.п. во всех этих случаях речь идет о необходимости лечебного воздействия не только само расстройство, приводит к общественно опасным действиями и (или) явившееся основанием для освобождения лица от уголовной ответственности или даже причиной возникновения этого расстройства, т.е. о профилактике рецидива или повторения заболевания, вероятность некоторых достаточно велика. Таким образом, случаи полного выздоровления, безусловно, могут иметь место, встречаются они сравнительно редко, что ограничивает возможность применения критерия выздоровления как основания для прекращения принудительного лечения.
В соответствии со ст. 103 УК РФ в случае излечения лица, у которого психическое расстройство наступило после возобновлении его исполнения время, в течение которого к лицу применялось принудительное лечение в психиатрическом стационаре, засчитывается в срок наказания из расчета один день пребывания в психиатрическом стационаре за один день лишения свободы.
Определенной спецификой отличается осуществление принудительного лечения, соединенного с исполнением наказания. Эти вопросы регулируются ст. 104 УК РФ. Так, в случаях, когда принудительные меры медицинского характера применяется к лицам, осужденными за преступления, но нуждающимся в лечении от алкоголизма наркомании либо от психических расстройств, не исключающих невменяемости преступления, но нуждающимся в лечении от алкоголизма наркомании либо от психических расстройств, не исключающих вменяемость, эти меры исполняются по месту отбывания наказания в виде лишения свободы, а в отношении осужденных и иным видам наказания - в учреждениях органов здравоохранения, оказывающих амбулаторную психиатрическую помощь. При изменении психического состояния осужденного, требующем стационарного лечения, его помещение в психиатрический стационар или иное лечебное учреждение производится по основаниям и в порядке, предусмотренном законодательством РФ о здравоохранении.
Время пребывания в указанных учреждениях засчитывается в срок отбывания наказания. При отпадении необходимости дальнейшего лечения осужденного в указанных учреждениях выписка производится в порядке, предусмотренном законодательством РФ о здравоохранении. Прекращение применения принудительной меры медицинского характера, соединенной с исполнением наказания, производится судом по представлению органа, исполняющего наказание, на основании заключения комиссии врачей – психиатров.
Изменение одной принудительно меры не производится. Настоящим Кодексом предусмотрено применение только одной меры медицинского характера, соединенной с исполнением наказания, - амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра (ч. 2 ст.99). Хотя название данной меры полностью совпадает с применяемой в отношений лиц, освобожденных от уголовной ответственности или наказания, на практике, по крайней мере при исполнении наказания, виде лишения свободы, она имеет существенные отличия, заключающиеся, в частности,, в том, что исполнение этой меры возлагается на администрацию и медицинскую службу исправительного учреждения. Последнее должно иметь в своем штате психиатра(-ов) – для лечения лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, и психиатра – нарколога (ов) – для лечения лиц, страдающих алкоголизмом или наркоманией.
Как уже упоминалось выше, принудительное лечение этих лиц при исполнении наказания, не связанного с лишением свободы, возлагается на учреждения органов управления здравоохранением, оказывающих амбулаторную психиатрическую или наркологическую помощь по месту жительства лица. В настоящее время такая помощь оказывается психоневрологическими или наркологическими диспансерами (отделениями, кабинетами). Поскольку в соответствии с Законом РФ “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании” названные выше лица не подлежат применению недобровольных мер психиатрической помощи и не лишены способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия), а также руководить ими, выполнение предписанного им амбулаторного режима не может обеспечиваться медицинскими работниками. Эта функция должна выполняться, я думаю, органами или учреждением, на которые возложено исполнение наказания в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством РФ и иными федеральными законами (ч.3 ст.97 УК, Ч.1 ст.18 УИК).
Стационарное лечение лиц в случае изменения их психического состояния уже не имеет характера принудительной меры, а осуществляется по основаниям, предусмотренным законодательством о здравоохранении, в обычном порядке. Осужденные к наказанию, связанному с лишением свободы, помещаются в таких случаях в стационарные лечебные учреждения мест лишения свободы. При этом срок отбывания наказания не прерывается. Госпитализация осужденных у наказанию, не связанному с лишением свободы (такому, как обязательные, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной военной части), осуществляются в психиатрические и соответственно наркологические стационары органов управления здравоохранением.
Дата добавления: 2015-05-19; просмотров: 1825;