Глобальные революции и типы научной рациональности.
Классический тип научной рациональности, ставит объект изучения в центр внимания. При теоретическом объяснении и описании стремится отбросить, устранить все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Считалось, что, только очистив субъект от всего наносного, можно получить объективно истинное знание о мире. Здесь не осмысливаются и ценности науки, и детерминации доминирующих в культуре мировоззренческих установок.
Классический тип научной рациональности исходил из того, что при теоретическом объяснение и описание объекта надо абстрагироваться от всего, что относится к субъекту (исследователю), применяемым им средствами и совершаемым операциям. Такая элиминация рассматривалась как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире.
Классические идеалы научности:
Истинность, выступает и нормой и идеалом. Если говорить о понятие претендующем на научность, то его результаты д.б. истинными, а приемы ее достижения д.б. правильными, свободными от субъективизма.
Фундаментализм, подлинное научное знание д.б. обоснованно фундаментальным образом, т.е. окончательно, достоверно и абсолютно.
Методологический рудукционизм - означает признание универсального стандарта научности. Всякая наука, научная теория должна строится по определенному образцу, на примере наиболее развитых наук.
Социокультурная автономия – научное знание и стандарты его обоснования д.б. полностью независимыми от социокультурных условий его формирования. Выводы науки должны строится на универсальных стандартах и определяться только самой изучаемой реальностью, а не социокультурной обстановкой, в которой они получаются. Отсюда возникают проекты построения единой универсальной науки.
Неклассический тип рациональности учитывает только связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Учет этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по прежнему не берутся во внимание, хотя они определяют характер знаний (определяют, что именно и каким способом мы выделяемся и осмысливаем в мире).
Каждый этап характеризуется особым состоянием научной деятельности, направленной на постоянный рост объективно-истинного знания. Если схематично представить эту деятельность как отношения "субъект-средства-объект" (включая в понимание субъекта ценностноцелевые структуры деятельности, знания и навыки применения методов и средств), то описанные этапы эволюции науки, выступающие в качестве разных типов научной рациональности, характеризуются различной глубиной рефлексии по отношению к самой научной деятельности.
Постнеклассический тип рациональности расширяет поле рефлексии (размышления) над деятельностью. Этот тип учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем эксплицируется (открыто выражается, маркируется) связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями.
Каждый новый тип научной рациональности характеризуется особыми, свойственными ему основаниями науки, которые позволяют выделить в Шире и исследовать соответствующие типы системных объектов (простые, сложные, саморазвивающиеся системы). Между сменяющимися типами, однако, существует преемственность. Техногенная цивилизация ныне вступает в полосу особого типа прогресса, когда гуманистические ориентиры становятся исходными в определении стратегий научного поиска.
Основными характеристиками постнеклассической науки являются:
Широкое распространение идей и методов синергетики, теории самоорганизации и развития систем любой природы. Представление о мире не только как о саморазвивающейся целостности, но и как нестабильного, неустойчивого неопределенного.
Укрепления осознания глобального, всестороннего взгляда на мир:
а) человек не вне объекта изучения, а внутри его, всего лишь его часть.
б) природа целостный живой организм.
в) закономерность объединения естественных наук, сближение естественных и гуманитарных наук, науки и искусства.
3)Укрепление и все более широкое применение идеи о взаимообусловленного изменения систем или частей внутри целого - глобальный эволюционизм.
4) Внедрение времени во все науки.
5)Изменение характера объекта исследования и усиление роли междисциплинарных, комплексных подходов в его изучении.
6) Соединение объективного мира и мира человека, преодоление разрыва объекта и субъекта.
7) Широкое применение философии и ее методов во всех науках.
Дата добавления: 2015-05-16; просмотров: 1166;