Основные данные о строении артериальной сети мягкой мозговой оболочки у кролика 8 страница
Характерно расположение ядер в протоплазме мозгового капилляра, строящегося за счет нескольких клеток адвентиция. Ни в одном из случаев мы не смогли наблюдать одновременного движения вдоль строящегося капилляра более одного ядра, последние всегда располагаются одно за другим на расстоянии, приблизительно равном длине капилляра коры.
При новообразовании мозгового капилляра небольшой протяженности, например, в сером веществе, достаточно одной адвентициальной клешни.
Выше указывалось, что адро клетки, участвующей в построении мозгового капилляра, располагается в дистальном, растущем конце его. После присоединения новообразованногокапилляра к зрелому капилляру наблюдаетсяперемещение ядра на то или иное расстояние от присоединившегося конца капилляра в проксимальном направлении. Таким образом, во вновь образованном и функционирующем капилляре ядро эндотелиальной клетки располагается приблизительно на равном расстоянии от концов капилляра.
Присоединение растущего капилляра к другому капилляру означает вместе с тем, по нашему мнению, окончательную диференциацию адвен-тициальной клетки, утрачивающей свои генеративные возможности. Адвентициальная клетка превращается в эндотелиальную, а ядро ее — в ядро не способного к дальнейшим превращениям эндотелия
Таким образом,предположение некоторых исследователей и в том числе А. А. Заварзина о возможности превращения адвеитициальной клетки сомы в эндотелиальную клетку капилляра нашими работами подтверждается.
Описанный способ организации вновь образующегося капилляра в мозгу являлся неизвестным до сего времени. Общепринятое представление, излагаемое в учебниках, как известно, сводится к тому, что рост новообразующегося, капилляра в соме происходит в результате отхожде-ния от существующего капилляра протоплазменного отростка. Этот отросток представляет собой эндотелиальный вырост протоплазмы материнского капилляра.
Дальнейшее превращение его в функционирующий капилляр сопровождается образованием полости и появлением ряда ядер, являющихся результатом многократного деления ядер эндотелия.
Выше уже указывалось, что при самых тщательных наблюдениях за состоянием ядер эндотелия в период массового размножения капилляров в мозгу мы не смогли обнаружить их деления.
Безусловно, этот факт не может служить основанием безоговорочного отрицания подобной возможности у эндотелиальных ядер других тканей организма.
Поэтому найденный нами способ роста мозговых капилляров является одной из особенностей, характеризующих нервную ткань головного и спинного мозга, тогда как построение новых капилляров в других
тканях может происходить путем, описанным Л. Голубевым или С. И. Щелкуновым.
Поскольку нам не удалось обнаружить на сосудах мозга или в непосредственной близости от них каких-либо других клеток, отличающихся от адвентициальных, мы склонны считать, что последние могут служить также источником образования гортеговской глии.
Таким образом, согласно нашей точке зрения, адвентициальные клетки мозговых сосудов в период организации сосудистой сети при наличии массового роста сосудов в замкнутой функционирующей сосудисто-капиллярной сети являются тем камбием, который при последующей диференцировке способен давать эндотелий и клетки микроглии.
Остается нерешенным вопрос, наше условия необходимы для превращения адвентициальной клетки в том или другом направлении. Надо думать, что дальнейшие исследования дадут возможность осветить еще многие неясные стороны диференциации различных элементов нервной ткани.
Благодари тому, что недиференцированные адвентициальные клетки постоянно присутствуют в достаточном количестве на стенках мозговых сосудов, можно полагать, что за счет их следует отнести пролифератив-ные явления в ткани мозга взрослого.
Разрастаниесосудов при организации очагов некрозов, а также поведение клеток сосудистой стенки при некоторых воспалительных процессах в самой стенке, например, при сифилитическом эндартериите, по всей вероятности, являются результатам выявления генеративных возможностей клеток адвентиция.
То же можно предполагать и в отношении изменения сосудистых стенок при образовании коллатерального кровообращения.
Одной из задач, поставленных в нашей лаборатория, является выяснение причин роста капилляров в мозгу. Задача эта тем более трудна, что в литературе не встречается каких-либо указаний относительно возможных факторов, вызывающих рост капилляров в замкнутой сосудисто-капиллярной сети мозга.
Ряд фактов, полученных в нашей лаборатории, указывает на то, что стимул для роста капилляров в основном лежит в самой мозговой ткави. Предварительные результаты работ ведут к предположению о том, что химический агент, обусловливающий рост капилляров, при определенных условиях выделяется клеточными элементами мозговой ткани.
В ряде серий опытов было обнаружено стимулирующее действие непродолжительной и незначительной асфиксии. В том возрасте животного, когда при нормальном развитии новообразование капилляров затихает, такого рода асфиксия вызывает усиленный рост капилляров в мозгу. Она также вызывает увеличение числа капилляров на тех стадиях развития животного, на которых в нормальных условиях наблюдается массовый рост капилляров (3. Н. Киселева). Выяснилось также, что стимулирующим действием обладают продукты распада мозговой ткани, образующиеся в мозгу при травме. Незначительная травма мозга новорожденных имеет своим следствием усиленное новообразование капилляров не только в участках мозга, прилегающих к поврежденному, но и в отдаленных отделах и даже в противоположном интактном полушарии (Е. Н. Космарская).
Глава VI
экстрацеребральная регуляция кровообращения в головном мозгу
Дата добавления: 2015-05-16; просмотров: 690;