Личные сервитуты.

Личными сервитутами считались пожизненные права пользования чужой вещью.

Отличие личных сервитутов от земельных:

1. Земельные сервитуты служат для пользы земельного участка; личные сервитуты — для пользы определенного ли­ца.

2. Земельные сервитуты, как правило, носят постоянный характер, в то время как личные сервитуты имеют времен­ный характер.

3. Земельные сервитуты имеют своим содержа­нием лишь ограниченное пользование чужой вещью; напро­тив, личный сервитут, к примеру, узуфрукт предоставляет лицу широ­кое пользование чужой вещью.

Виды личных сервитутов:

Ususfructus - самое обширное право пользования чужой вещью. В Дигестах дается следующее определение узуфрукта: «Узуфрукт есть право пользования чужой вещью и получения от нее плодов с сохранением в целости субстанции» (Д. 7. 1. 1). Предметом узуфрукта может быть земельный участок, сад, огород и другие вещи, пользование которыми возможно было без потребления или уничтожения их, то есть вещи непотребляемые (хотя это правило не всегда выдерживалось).

Он устанавливается по­жизненно. Узуфруктарий (т. е. лицо, обладающее узуфрук­том) может пользоваться вещами, получать плоды в собст­венность и распоряжаться ими по усмотрению. Узуфруктарий должен относиться к вещи как подобает хорошему хозяину, он должен заботиться о вещи оберегать ее от повреждений, обеспечивать ее доходность. Все затраты на вещь нес узуфруктуарий, в том числе повинности и подати (D. 7. 1. 65). При возвращении вещь должна была быть в состоянии, годной для дальнейшего правильного пользования ею. Существенной чертой узуфрукта является то, что он не может изменить сущность вещи, т.е., например, поле превратить в сад, ого­род — в карьер и т.д. Пока действовал узуфрукт, собственник не имел права на доходы от вещи, и его собственность была голой.Он мог передать право собственности другому лицу, заложить или обременить ее другим сервитутом, но так, чтобы от этого не пострадал узуфрукт.

Узуфрукт мог принадлежать в идеальных долях нескольким лицам. Могло существовать и пользование одной какой-либо определенной частью, при общей собственности на все ее другие части, - partes pro indiviso, ususfructus (D. 7. 1. 5. 49). Это - единственный сервитут, при котором допускалось такое деление. Как чисто личный сервитут узуфрукт не подлежал ни наследованию, ни отчуждению, однако осуществление личного пользования (но не права) могло быть отчуждено (D. 23. 3. 66; D. 7. 1. 67). Со смертью узуфруктуария ususfructus прекращалсяи наследники были обязаны собственнику возвратить предмет пользования.

Разновидность узуфрукта — узус наделен ограниченной сферой действия. Узуарий мог пользоваться вещью, но без права распоряжения ее плодами. Однако ему разрешалось употреблять плоды для личных нужд. Ни передавать своего права другому, ни делить его пользователю не разрешалось. Пользователь мог допускать своих близких к совместному пользованию, а также принимать в дом третьих лиц или нанимателей (D. 7. 8. 2. 1). Подобно узуфруктуарию, пользователь должен был осуществлять свое право, как полагается доброму хозяину, и возвратить вещь собственнику в надлежащем виде.

Третий вид узуфрукта — право проживания в чужом доме предоставлялось пожизненно конкретному физическому лицу. Обладатель этого права мог сдавать в наем отведенное ему помещение. Право пользования чужими рабами и животным предоставлялось (их собственником) точно так же конкрет­ному физическому лицу пожизненно.

Возникновение и прекращение сервитутов

Сервитуты могли быть установлены:

1)путем in iure cessio для всех видов, а к сельским сервитутам применялась также манципация (Гай. 2. 29).

2) по воле собственника служащей (обремененной) вещи, выраженной в завещании или в договоре;

3) судебным решением в процессах о разделе имущества;

4) в силу закона (например, по Законам 12 таблиц, в свою очередь следующих древнему обычаю);

5. путем давности (по типу владельческой защиты). Для этого требовалось только выполнение одного условия - осуществление сервитута в течение двух лет. В последующем на возникновение сервитутов распространились правила приобретательной давности, которые применялись в отношении провинциальных земель (longi temporis possessio (D. 8. 5. 10. pr.).

6. Признание возможности владения сервитутным правом - iuris quasi possessio - привело к допущению передачи сервитутного права в форме традиции. Исходя из этой воображаемой традиции преторы распространяли владельческие способы защиты на возникавшие по этой традиции сервитутные права (D. 8. 3. 1. 2).

В праве Юстиниана исчезли и манципация, и процессуальная цессия. Их место заняли описанные выше преторские способы установления, а также longi temporis possessio с его цивильными последствиями (I. 2. 3. 4; 2. 4. 1).

Прекращение сервитутов. Прекращение сервитута имело своим последствием восстановление в полном объеме права собственности, обремененного прежде сервитутом. Это происходило:

1) Путем отказа управомоченного в процессуальных формах уступки своего права собственнику (in iure cessio) (Гай. 2. 30).

2) Путем погасительной давности. Личные сервитуты погашались в силу неиспользования - в течение двух лет при недвижимостях и одного года при движимых вещах.

Предиальные сервитуты сельского типа погашались при двухлетнем непользовании.Городские сервитуты для погашения требовали, чтобы собственник обремененного сервитутом участка создал такое состояние последнего, которое противоречило бы сервитуту, и поддерживал это состояние в течение двух лет. Это означало, что собственник обремененного участка, не взирая на права соседа, совершенно свободно распоряжался своим участком и освобождался по давности от сервитута (D. 8. 2. 17). Основанием такого различия в понимании непользования было то, что осуществление городских сервитутов всегда зависело от состояния построек на господствующем или служащем участке. Было бы нецелесообразным сохранять сервитут, если управомоченное лицо в течение продолжительного срока пренебрегало пользованием выгодами соседнего строения.

3) Сервитуты прекращались в случаях, когда собственник служащего участка приобретал собственность на господствующий участок в силу слияния обоих прав. При личных сервитутах слияние собственности и пожизненного пользования в лице уполномоченного приводило к тем же результатам и по тому же основанию.

4) Личные сервитуты прекращались в случаях существенных перемен в характере их объекта,изменявшего свою способность к личному использованию, например при гибели здания от огня (D. 7. 4. 5. 2). Такое же влияние оказывала смерть управомоченного или умаление его правоспособности - capitis deminutio - всех степеней. В праве Юстиниана такое действие производили только высшее и среднее умаление правоспособности - capitis deminutio maxima и media.








Дата добавления: 2015-05-13; просмотров: 1135;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.