Брак в римском праве. Личные и имущественные отношения супругов.
В римском праве брак определялся как «союз мужа и жены, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права» (Модестин, Д. 23. 2. 1).
Издавна в Риме существовали две формы брака: cum manu,т.е. брак с мужней властью. Вступление в такой брак неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена была persona sui iuris, то, вступив в брак cum manu, она становилась persona alieni iuris. Если до брака она была in potestate своего отца и агнаткой его и всех членов его семьи, то, вступив в брак, она подпадала под manus мужа или его paterfamilias, если муж был in patria potestate, и, став юридически чужой своей старой семье, становилась членом агнатической семьи мужа.
Вторая разновидность брака - sine manu, т. е. брак без власти мужа, когда жена оставалась подвластной прежнему домовладыке.То есть жена была юридически чужая мужу и своим детям, она пребывала в том же семейном положении, в каком была до вступления в брак; только со старой семьей связывает ее агнатическая связь. Первые упоминания брака sine manu встречается в законах 12 таблиц.
Появление брака sine manu не уничтожило сразу брака cum manu; как мы уже видели много раз в истории римского права, и здесь новая форма сначала стоит только рядом со старой и лишь постепенно выступает на первый план, побеждая старую своей внутренней силой. Долгое время оба вида брака существуют рядом, но уже во второй половине республики брак sine manu делается преобладающим. Уже в эпоху классических юристов единственным видом настоящего брака является брак sine mani.
Условия вступления в брак:
Для того чтобы брак был признан действительным, нужно было соблюсти некоторые условия.
1) Первым условием вступления в брак было согласие жениха и невесты, а также домовладыки.
2) Вторым условием было достижение брачного возраста. В Риме браки совершались в раннем возрасте. Для мужчин возраст был установлен в 14 лет, а для женщин— 12 лет.
3) Третьим условием является наличие права вступления в брак (ius conubii).
Первые два условия являются абсолютными, а наличие ius conubii—относительным.Абсолютные условия были необходимы для действительности любого брака, основанного как на цивильном праве, так и на праве народов. Ius conubii было непременным условием для заключения брака на основе цивильного права.
Препятствия для заключения брака:
1) Служило препятствием к браку родство как агнатическое, так и когнатическое. Препятствием служило также состояние свойства.
2) Вплоть до V до н. э. не допускались браки между патрициями и плебеями. Не могли также заключать брак свободнорожденные с вольноотпущенниками (до закона Юлия, 18 г. до н. э.).
3) Не допускался брак лица, состоящего в другом браке.
4) Император Август объявил преступлением прелюбодеяние и запретил браки между супругом, виновным в прелюбодеянии, и его сообщником. При нем же были запрещены браки между сенаторами и женщинами свободного поведения, между свободнорожденными и женщинами с дурной славой. Кроме того, были запрещены браки между опекуном и подопечной, правителем провинции и жительницами последних.
С учетом деления римского брака наcum manu и sine manu в римском праве различают две формы возникновения брака: обрядовая форма и неформальная.
Способы возникновения бракаcum manu (точнее, три способа установления manus)
Римское право знало три способа установления брака: 1) confarreatio, 2) coemtio, 3) usus.
1. Confarreatio — это религиозный обряд, его название произошло от panis farreus, особого хлеба, который вступающие в брак вкушали, а потом приносили в жертву богу Юпитеру. Церемония совершалась в присутствии жрецов и 10 свидетелей. Эта была патрицианская форма брака, недоступная для плебеев.
2. Coemtio — это светская форма брака и главным образом плебейская. Будущая супруга приобреталась способом, которым приобретались наиболее ценные вещи (рабы, земля), т.е. в форме манципации.
3. Usus — приобретательная давность. Если мужчина и женщина жили одной семьей в течение целого года, жена подпадала под власть мужа, разве только она, прервав приобретательную давность, проведет 3 ночи вне дома (например, у родителей).
Постепенно старые возникновения брака исчезают, так в классический период уже не встречается usus.
Вторая форма заключения брака предпологала заключение специального брачного соглашения и привод жены в дом мужа. Эта бесформальность сохранилась в римском праве до самого конца; лишь уже в Византии была установлена необходимость церковного венчания.
От брака нужно отличать институт конкубината (букв, «сожительство» — но это не случайная связь мужчины и женщины, это тоже их более или менее прочный союз). Конкубинат – своего рода неполноценный брак. Дети от такого сожительства, в отличие от других рожденных вне брака детей наделялись некоторыми правами наследования после родителей, был установлен порядок их узаконения и т.п. Ряд прав был признан и за конкубиной.
Дата добавления: 2015-05-13; просмотров: 1690;