Обособленность имущества коллегии от имуществ отдельных ее членов;
Можно, таким образом, сказать, что римские юристы определили основные моменты, характеризующие юридическое лицо. Однако на вопрос о том, имеем ли мы в этих случаях особую категорию persona, лица, они прямого ответа не дали, а оставили нам такие определения, что всякого рода коллегии, universitates, действуют privatorum loco (D.50.16.16), на положении отдельных лиц, personae vice(D.46.1.22), "вместо" лица, это — своего рода исправляющий должность лица, субъекта права.В этих выражениях римских юристов кроются корни теории фикции юридического лица, которая в Средние века была представлена папой Иннокентием IV.
Остается выяснить последний вопрос: вопрос об ответственности юридических лиц.Как известно для признания ответственности субъекта права (деликтоспособности) необходимо наличие дееспособности. Но юридическое лицо понятие так сказать фигуральное как таковой этой персоны нет.Поэтому римские юристы последовательно проводили такую точку зрения, что юридическое лицо — недееспособно; оно приравнивалось к малолетнему, безумному. Сходство в том, что малолетние и сумасшедшие имущество имеют, но осуществляют свои права на имущество через опекунов и попечителей, то есть через представителей; так и юридические лица, коллегии, корпорации, всякие учреждения, они действуют тоже через представителей.
По вопросу об ответственности юридических лиц римские юристы проводили последовательно свою точку зрения, что юридическое лицо есть только "исполняющий должность" субъекта прав, а не настоящий субъект.К чему это приводило, ведь любой договор это, прежде всего, действие, в котором выражается воля лица. А юридическое лицо не persona, а только personae vice fungitur. Следовательно, обязываться по договорам само юридическое лицо не может.Не может обязываться путем деликтов, путем правонарушений. Но если в результате договора или деликта в обладание юридического лица попали какие-то ценности, какие-то вещи, юридическое лицо в сумме этого обогащения отвечает. Почему? Да потому, что в данном случае ответственность возникает не из совершенных действий, а из факта обогащения, из факта поступления вещей;юристы так и говорят, что обязательство возникает re, самой вещью, то есть фактом ее поступления в имущественную сферу юридического лица. А иски из договоров, из правонарушений могут возникать только против членов, входящих в состав юридического лица.
Значительно позднее корпораций появилась в римском праве та категория юридических лиц, которую теперь называют учреждениями. В чем разница между корпорациями и учреждениями.В первой из этих двух категорий лиц мы имеем членство; решения принимаются большинством голосов, и в этих решениях и выражается руководство юридическим лицом. Во втором случае — благотворительные, богоугодные заведения — предназначается (государством или каким-нибудь жертвователем) определенная сумма на обслуживание определенной потребности, воля этого учредителя предопределила направление деятельности этой организации, и никакой директор, никакое правление ничего тут изменить не может. Римское право не дало технических терминов для обозначения этих двух категорий юридических лиц; позднейшая теория стала называть первую категорию юридических лиц "корпорациями", вторую — учреждениями.
Прекращение коллегии признавалось, если число членов становилось меньше 3-х. Юридическое лицо прекращается и тогда, когда его деятельность принимает противозаконный характер. Какова в этом случае судьба его имущества? Если юридическое лицо публичного права прекращает свое существование, напр., муниципия, городская община, имущество отходит к государству; если кончается universitas частного права, его имущество делит между собой последний состав этой universitas, т. е. в этот момент утрачивается различие между юридическим лицом и отношением на почве договора товарищества.
Дата добавления: 2015-05-13; просмотров: 906;