Для четкого определения правового статуса юридического лица по римскому частному праву целесообразно рассмотреть в сравнении с товариществом.
1. В отличие от товарищества юридическое существование корпорации не прекращается и не нарушается выходом отдельных членов из состава объединения. Если А, В, С и Д объединились в товарищество, чтобы, напр., вести совместно торговлю, то такое товарищество существует лишь до тех пор, пока эти члены товарищества равны и остаются в составе товарищества; здесь важен персональный состав; стоит одному из товарищей выбыть по той или иной причине из состава товарищества, и оно прекращает существование. Если оставшиеся товарищи договорятся продолжать дело, это объединение рассматривается уже как новое товарищество. Иное дело — коллегия, корпорация, напр., говорит юрист, муниципия, городская община: тут одни члены муниципии умирают, другие — вступают вновь, а муниципия остается все той же (D.3.4.7 § 2 Ulp.). Юрист Алфен (D.5.1.76) сравнивает изменение состава коллегии с ремонтом корабля: в корабле то одну часть сменят, то другую; через известный период времени все его части обновились, а корабль рассматривается все как один и тот же. Так и в коллегии: одни члены умирают или выбывают по другой причине, а другие — вступают вновь; с течением времени весь состав сменился, а коллегия — все та же.
2. Другое важное обстоятельство связано с имущественными правами членов корпорации и товарищества. Если, говорит он, выходит один из товарищей из состава товарищества, образованного по договору, то он потребует свою долю в имуществе, которым располагает товарищеское объединение;если один из товарищей умирает, его доля должна быть выделена его наследникам. Не так в коллегии: вступает лицо в состав такой корпорации, от него требуют вступительный взнос; потом нередко полагается еще платить периодически членские взносы; но когда из коллегии выбывает кто-либо из ее состава, выбывшему или его наследникам не выделяют никакой доли — все, что им было внесено, по общему правилу, остается безвозвратно за коллегией. Почему такая разница? Римские юристы дают этому объяснение. Когда несколько лиц заключают договор товарищества и складываются, чтобы вести общее дело, то образовавшееся таким образом складочное имущество представляет собой их общее имущество, в котором каждый из товарищей имеет свою (равную или неравную) долю; естественно, что если он перестает участвовать в товариществе, ему его доля в общем имуществе должна быть возвращена. Когда мы имеем коллегию или корпорацию, то образуется новое целое "universitas" (слово, кстати, от которого происходит "университет": universitas litterarum = совокупность наук), и имущество принадлежит именно этой universitas и ни в какой доле ее членам. Вот, например, говорит юрист Марциан (D.1.8.6 § 1), — в государствах' (in civitatibus) есть театры, стадионы или ристалища для состязаний и т. п. Это все принадлежит, говорит он, самой universitas, но ни в какой мере не принадлежит отдельным членам этой universitas; точно так же, замечает тот же юрист, если взять государственного раба, отдельный гражданин не считается ни в какой доле собственником этого раба, собственник — само государство. Понятно, что при выходе из состава universitas отдельное лицо не получает никакой доли.
Таким образом, имущество корпорации обособлено от имущества ее членов, имущество при этом принадлежит не членам корпорации, как корпорации как особому субъекту прав. Сообразно с этим решается и вопрос об ответственности за долги. Не только рядовой член коллегии, но и ее орган не отвечает за долги коллегии; и обратно, нельзя обратить взыскание на имущество коллегии, чтобы удовлетворить требование кредитора кого-либо из членов этой коллегии. «…если мы что-нибудь должны корпорации, то мы не должны ее отдельным членам; того, что должна корпорация, не должны ее отдельные члены» (D. 3. 4. 7. 1).
В товариществе существует другой порядок: за долги товарищества отвечают товарищи, за долги отдельного товарище, если у него нет в достаточном размере другого имущества, отвечает его доля в товарищеском имуществе.
Итак, мы находим у римских юристов на почве противопоставления товарищества, с одной стороны, и коллегии, — с другой стороны, такие характерные черты коллегии:
Дата добавления: 2015-05-13; просмотров: 1134;