Личные и имущественные отношения супругов в браке с мужней властью.
При браке cum manu, как было уже указано, жена всецело подчинялась власти мужа и юридически находилась в положении его дочери. Вследствие этого в личном отношении она подлежала юридически неограниченному праву мужа:
он мог вытребовать ее от всякого третьего лица, даже от родителей и даже против ее воли, посредством vindicatio;
он мог продать ее в рабство и экспулатировать ее рабочую силу посредством отдачи in mancipium (кабалу);
он имел ничем не ограниченное право наказания, доходящее до jus vitae ac necis. Конечно, фактически муж ограничивался общественным мнением; право продажи жены уже в древности (за исключением mancipium) вышло из употребления; в случае серьезных поступков жены было в обычае привлекать к суждению о наказании родственников (judicium domesticum), – но юридически муж все же оставался полновластным господином над самой личностью жены.
Тот же принцип подчинения определяет и имущественные отношения между ними. Все, что жена имела до брака и что она приобрела после брака, принадлежало мужу, как полному и бесконтрольному собственнику. Жене могло выделяться имущество пользование, но юридически положение этого имущества определялось нормами о peculium. В случае несостоятельности мужа и оно шло на удовлетворение его кредиторов; равным образом, оно могло быть отобрано самим мужем в любой момент. Взамен этой имущественной несамостоятельности жена наравне со своими детьми имела наследственное право после своего мужа и всех его агнатических родственников.
Это бесправное положение жены юридически уравновешивалось только тем, что она является наследницей мужа, одна, если у него нет законного потомства, на равных началах с детьми, если они есть.
Дата добавления: 2015-05-13; просмотров: 827;