Приобретение и утрата владения
Владение устанавливалось с момента соединения объективного и субъективного элементов (реального обладания вещью и намерения обладать ею для себя).
Субъект владения.Субъектом владения могло быть только лицо, спосооное прпооретать для себя имущественные права.
Обьект владения.Предметом владения могли быть телесные и находящиеся в обороте вещи, то есть такие, которые могли быть предметом купли-продажи, дарения п т.д. Не подлежали владению совокупность вещей, например, стадо. Предметом владения могли быть только отдельные животные.
Субъективный элемент владения.Для выяснения субъективного элемента — намерения обладать вещью для себя — необходимо выяснить основание, из которою данное владение возникло. Отдельные основания свидетельствуют о наличии владельческой воли (например, покупка вещи или ее похищение у собственника). Другие же основания не являются показателем владельческой воли (держание вещи но договору имущественного найма).
На практике для выяснения владельческий воли не требовалось, чтобы владелец доказывал наличие таковой. Субъективный момент презюмировался, то есть фактическое обладание вещью свидетельствует о намерении лица обладать это вещью для себя. Если же противоположная сторона утверждала обратное, то она должна была привести основание, свидетельствующее об отсутствии такой воли.
Неизменность основания владения.В Дигестах Юстиниана закреплялось, что никто не может изменить сам себе основание владения (D.41.2.3.19). Это означало, что владелец не мог сам, путем простого изменения намерения, не совершая соответствующих действий, превратиться в держателя. Равным образом, держатель, лишь изменив свое намерение, не мог стать владельцем.
Дляизменения основания владения необходимо было, чтобы обладатель вещи выразил свое намерение путем совершения определенныхдействий. Так, хранитель для получения владения должен купить ее до окончания срока хранения у лица передавшего вещь на хранение.
Приобретение владения всегда устанавливается впервые и самостоятельно самим лицом, желающим владеть предметом, поэтому все способы приобретения владения в классическую эпоху представлялись римским юристам как первоначальные, всегда осуществлявшиеся впервые приобретателем. "Мы приобретаем владение через нас самих" (per nosmet ipsos) - утверждал Павел (D. 41. 2. 1. 2). Владение устанавливается соединением объективного и субъективного элементов.
Первоначальным способом установления владения было завладение. Это способ приобретения владения в отношении никому не принадлежащих движимых вещей (дикие звери).Здесь четко прослеживается материальный момент – фактическое обладание вещью – основание владения, с намерением обладать для себя.
В тех случаях, когда приобретение владения облегчалось тем, что шло от лица, уже осуществившего владение, путем передачи предмета владения, можно было говорить о производном владении. Но и в этих случаях не признавалось никакого преемства и тождества между старым и новым владением. Объем и содержание последнего определялись собственным фактическим господством и волей нового владельца.
Приобретение владения считается всегда первоначальным, даже если владение передается одним лицом другому. Для приобретения владения в любом случае требуется наличие у приобретающего владения обоих его элементов - animus possessionis и corpus possessionis:
1) При приобретении движимых вещей от прежнего владельца с его согласия достаточно было, чтобы вещи были перемещены отчуждателем в дом приобретателя и находились там под охраной.
По аналогии способом передачи товаров считалась передача ключей от помещений, где находились проданные товары. Она рассматривалась как установление власти над всем, что находится в запертом помещении.
2) Точно так же при приобретении владения недвижимостями от предшествующих владельцев требование полного материального овладения ослаблялось допущением частичного овладения, при полноте знания плана и границ имения.
«Если при покупке продавец покажет мне соседний участок с моей башни и скажет, что передает свободно владение, то я начинаю владеть точно так, как если бы и обошел границы» (D. 41. 2. 18. 2). Те случаи, когда прежний владелец, не передавая предмета, лишь указывает на него приобретателю, получили название "передачи длинной рукой" (traditio longa manu).
3) Право Юстиниана пошло дальше по пути облегчения передачи владения и стало пользоваться наличным материальным отношением к вещи, чтобы изменять его значение путем выражения соответствующих намерений сторон. Оно ввело - передачу короткой рукой (сокращенно). Прежний держатель с согласия прежнего владельца становился сам владельцем, что бывало, например, когда наниматель покупал вещь у наймодателя. Для перехода такого владения достаточно было простого соглашения держателя с владельцем без фактической перечаи вещи, так как веешь ужу находилась у держателя. Иногда достаточно даже одной голой воли собственника, без передачи владения, чтобы перенести владение вещью, например, если я продам тебе вещь, которую ссудил, или сдал тебе в наем, или положил у тебя на сохранение. Ведь хотя бы я и не передал ее тебе на новом основании (продажи), однако тем самым что я допускаю нахождение ее у тебя на основании покупки, я делаю ее твоею» (D. 41. 1. 9. 5).
Мог иметь место и другой вариант. Собственник, продавая вещь, договаривался с покупателем о том, что он берет ее в наем на определенный срок. Здесь мы видим, как собственник (он же владелец) превратился в держателя в силу нового основания.
Приобретение владения через представителя. Владение могло быть приобретено через представителей, то есть действовавших от имени приобретателя. В древности владение приобреталось через подвластных домовладыке лиц. В классический период стало возможным получить владение через свободных представителей, опекуна или попечителя. Для приобретения владения через представителя требовались следующие условия. Представитель должен был иметь полномочие приобрести владение для другого лица, будет ли это полномочие вытекать из закона (как у опекуна) или из договора. Давая представителю такое полномочие, лицо тем самым заранее выражало свою владельческую волю (animus possessionis). Другой элемент владения (corpus possessions) осуществлялся в лице представителя, но требовалось, чтобы представитель, приобретая вещь, имел намерение приобрести ее не для себя, а для представляемого.
Самовольный захват владения. Более сложным вопрос представлялся в тех случаях, когда выступало постороннее лицо и завладевало участком в отсутствие и без ведома владельца. По мнению римского юриста Ульпиана, самовольный захват чужого имущества, особенно земли, вел к возникновению владения только в том случае, если действительный собственник или прежний владелец не оспаривали захвата или оспаривали, но без успеха.
Дата добавления: 2015-05-13; просмотров: 1285;