Виды владения
Римские юристы различали несколько видов владения. В основе этого деления лежали, главным образом, различные основания приобретения владения.
Цивильное владение предусмотрено законами XII таблиц - институт ius civilis. Цивильное владение самый древний вид владения, оно появилось еще тогда, когда отсутствовало право собственности на землю. Оно могло выступать в качестве основания для установления права собственности по давности владения. Поскольку земля считалась общим достоянием, римлянам было разрещено захватывась пустующие или брошенные земли для их последующего возделывания. По Законам 12 таблиц добросовестный владелец превращается в цивильного собственника по истечении двух лет.
Для признания цивильного владения необходимо наличие объективного и субъективного моментов. Субъектом цивильного владения мог быть только persona sui iuris.
Посредственное владение. Владению римляне противополагали держание вещи. Держание фактическое осуществление владения за других лиц на почве экономической зависимости от них. Держание представляет собой также фактическое господство лица над вещью, соединенное с интересом, но не с намерением относиться к вещи как к своей. При держании собственник вещи известен. Например, лицо держит земельный участок на основе договора аренды, получает доход с него и платит арендную плату. Уплачивая ренту, держатель признает над собой власть собственника, во владении такого признания нет. В отличие от владения держание характеризуется только объективным признаком – фактическим обладанием, без признания правом за держателем воли владеть вещью на себя. Они владели "для других". Таким образом, посредственное владение характерезуется тем, что владелец осуществляет фактическое обладание вещью через другого лица (держателя), удерживая владение одним лишь намерением.
«Мы считаемся владеющими не только (тогда), когда владеем сами, но и когда кто-нибудь находится во владении от нашего имени, хотя бы он не был подчинен нашей власти, каковыми являются арендатор и жилец, а также через тех, у кого мы сложили или кому ссудили (вещи) или кому безвозмездно предоставили жилище, мы считаемся владеющими лично сами... так что даже многие считают владение удерживаемым одним намерением... если только мы не намерены покинуть владение, а только уйдем оттуда, чтобы позднее вернуться» (Гай. 4. 153).
Преторское владение. Практика претора предоставляла еще до истечения срока давности владельцу защиту интердиктами. В итоге развития эта защита предоставлялась всякому, кто осуществлял фактическое господство над вещью, при наличии обоих элементов владения - animus и corpus possidendi.
«В этом интердикте (uti possidetis) никакого значения не имеет, является ли владение законным или незаконным в отношении прочих лиц; ведь любой владелец тем самым, что он является владельцем, имеет больше права, чем тот, кто не владеет» (D. 43. 17. 2).
Преторская защита владения не допускала постановки вопроса о правомерности или неправомерности владения.
Таким образом, владение могла быть законным (правомерным) и незаконным (неправомерным), лишенным всякого юридического основания. В свою очередь неправомерное владение могло быть добросовестным и недобросовестным.Добросовестное владение представляло собой тот случай, когда владелец не знал и по обстоятельствам дела не мог знать, что не имеет права владеть вещью. Недобросовестное владение налицо тогда, когда владелец сознает, что не имеет никаких прав на вещь, но несмотря на это ведет себя как собственник. Ответственность добросовестного и недобросовестного владельца в римском праве была различной. Добросовестный владелец мог приобрести право собственности на вещь в результате давностного владения, недобросовестный владелец - нет.
Дата добавления: 2015-05-13; просмотров: 2056;