Государственное прогнозирование
Возвращение к процессному пониманию истории создает основания для глобального прогнозирования с учетом опыта исторических уроков.
Только при процессном понимании прошлого возможно прогнозирование будущего. Для формирования прогноза должно иметься в наличии достаточное количество траекторно соединенных между собой точек. А это и есть не что иное, как графическое выражение исторического процесса.
Логика прогноза предполагает определенную событийную повторяемость. Нельзя прогнозировать на основе бессвязной совокупности эмпирических данных и фактов. Парадигмы истории как информации и как интерпретации для научного предвидения будущего неприемлемы. В качестве целевой установки познания нужно восстановить значение поиска закономерностей исторического процесса.
Значительный прогностический потенциал заложен в частности в изложенном выше концепте «цивилизационного маятника». Обоснование цикличности исторического процесса дает основания для разносрочного описания будущего. Вычисление для оцифрованного исторического процесса функции автокорреляции доказывает возможность научного предсказания развития общества (рис. 2.5.21). Для России ближайшим ориентиром такого прогноза является рубеж усредненного двадцатилетнего цикла. Принятие концепта маятникового развития общественных систем позволяет создать более сложную, чем имело место до сих пор, модель долгосрочного планирования.
Рис.2.5.21. Автокорреляционная функция «цивилизационного маятника» России
«То, что забыли сыновья, пытаются вспомнить внуки», - афористически определял сущность традиции известный философ Эйлис Росси. Трехпоколенная традиционная модель организации семьи имела в этом смысле глубокие онтологические основания. Интересно установить значение внутрисемейных наследований как механизма или движителя исторического развития. Это возможно, если временной процесс цивилизационной изменчивости в своем спектре Фурье (частотном спектре) содержит для интервала анализа много большем жизни поколения устойчивые частоты (или периоды), связанные тем не менее именно с продолжительностью поколения. Длительный интервал анализа необходим для учета влияния всех других факторов развития: политических режимов, меняющихся экономических условий, форсмажорных условий войн, революций и т.п.
Вычисления показали, что фиксируемые через спектр Фурье масштабы исторических циклов биологически не случайны (рис.2.5.22-2.5.32)! Как правило, они удивительно точно совпадают с различными возрастными границами социализации.
В семи из одиннадцати полученных спектров Фурье для разных стран устойчиво фиксируется временной период в 52 года. Еще в одном (бразильский случай) выделена отметка в 55 лет, что можно объяснить погрешностями оцифровки. В переводе на биоритмику человека 52 года - это очевидно биологически установленный возрастной уровень старения. Достигнув указанной точки, человеческий организм развивается в нисходящем направлении. Характерно, что все три страны, не обнаруживающие 52-х летней цикличности – Япония, Турция и Испания имеют исторически отличный от других рассматриваемых стран возраст старения.
Первый максимум в спектра Фурье совпадает с фазой юношеской социализации. Он выявлен для семи стран варьируя в диапазоне от 13,0 до 17,3 лет. Вступление во взрослую жизнь (детородный возраст) согласно традиции закреплялось как правило заключением брака. Сейчас брачный возраст существенно сдвинут в направлении поздней брачности. Однако речь в данном случае идет не о современных модификациях, а о регламентированном традиционными институтами биологическом оптимуме.
Тринадцатилетний возраст как раз и соответствовал нижней планке брачности. Для стран южного ареала с характерным ранним половым созреванием она была ниже, для северных – выше. Соответственно по полученным данным спектрального анализа из семи стран, показавшим наличие первого максимума, низшие показатели данного цикла имели Испания и Турция (13 – 14 лет), высшие – Россия (17,33 лет). Указанную закономерность нарушила только Великобритания.
Следующий период человеческой социализации биологически определяется переходом от юношества к зрелости и, главное, взрослением, вхождением в детородный возраст детей. Его возрастные границы соответственно должны составлять примерно удвоенный период первого цикла, т.е. 26-35 лет. Данный пик онтогенеза выявляется в спектральном анализе для восьми рассмотренных стран. Показательно, что наиболее раннее наступление указанного этапа фиксируется опять-таки у южных стран.
Рис. 2.5.22. Спектр Фурье для исторического процесса цивилизационной идентичности России
Рис. 2.5.23. Спектр Фурье для США
Рис. 2.5.24. Спектр Фурье для Франции
Рис. 2.5.25. Спектр Фурье для Италия
Рис. 2.5.26. Спектр Фурье для Германия
Рис. 2.5.27. Спектр Фурье для Великобратании
Рис.2.5. 28. Спектр Фурье для Испании
Рис. 2.5.29. Спектр Фурье для Китая
Рис. 2.5.30. Спектр Фурье для Турции
Рис. 2.5.31. Спектр Фурье для Японии
Рис. 2.5.32. Спектр Фурье для Бразилии
Обращает также на себя внимание совпадение для четырех стран отметки максимума, приходящегося на двадцатишестилетие. Другая закономерность обнаруживается в схожести структуры циклов у стран, претендующих на то, чтобы представлять полюсы основных геополитических сил в современном мире. (См. табл.2.5.2, рис. 2.5.33).
Таблица 2.5.2.
Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 877;